Санкт-Петербург. 14 июля. ИНТЕРФАКС-СЕВЕРО-ЗАПАД - Конституционный суд (КС) РФ на заседании в четверг провозгласил постановление, по которому признал не соответствующими Конституции РФ нормы Уголовно-процессуального кодекса (УПК), позволяющие прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его близких родственников, настаивающих на реабилитации умерших.
Проверке на конституционность подлежали положения некоторых статей УПК РФ, которые касались запрета для близких родственников на право возражать против прекращения дела в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, а также требовать завершения расследования и направления дела в суд для реабилитации умершего.
Кроме того, данные нормы не предусматривали участия близких родственников в судебном заседании и учета их мнения о возможности прекращения дела.
Конституционный суд РФ провозгласил данное постановление по делу Сергея Александрина, подавшего жалобу на прекращение расследования ДТП на Ленинском проспекте Москвы с участием машины вице-президента "ЛУКОЙЛа".
В своей жалобе С.Александрин вместе с другим заявителем Юрием Ващенко оспаривал нормы УПК РФ, которые касаются запрета на возбуждение или продолжение уголовного дела в случае смерти подозреваемого.
Кроме того, заявители отмечали, что данные нормы не предусматривают участия близких родственников в судебном заседании и учета их мнения о возможности прекращения дела.
Жалоба С.Александрина связана делом о ДТП на Ленинском проспекте в Москве. Его дочь Ольга управляла автомобилем "Ситроен С3" и попала в аварию, столкнувшись "лоб в лоб" с "Мерседесом", в котором находился вице-президент "ЛУКОЙЛа" Анатолий Барков. О.Александрина и ее пассажир Вера Сидельникова погибли.
Как говорится в материалах пресс-службы КС, подготовленных по итогам провозглашения постановления, "не наделив близких родственников погибшего правом возражать против прекращения уголовного дела, а также правом участия в досудебном производстве, законодатель недопустимо ограничил право погибших на реабилитацию достоинства личности и доброе имя".
КС подчеркнул, что в связи с этим при возражении близких родственников против прекращения уголовного дела в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого правоохранительные органы обязаны продолжить предварительное следствие и направить дело в суд. Там оно должно быть рассмотрено по существу и в полном объеме.
Таким образом, положения УПК РФ, которые допускали прекращение уголовного дела после смерти подозреваемого или обвиняемого без согласия его близких родственников, не соответствуют Конституции, подчеркнул суд.
КС указал также, что федеральному законодателю надлежит конкретизировать не только перечень заинтересованных лиц, помимо близких родственников, согласие которых необходимо для прекращения уголовного дела в связи со смертью подозреваемого, но и их правовой статус, а также процессуальные формы их допуска к участию в деле.
Кроме того, подчеркнул КС, законодателю предстоит предусмотреть особенности производства предварительного расследования и судебного разбирательства в случае смерти подозреваемого, а также особенности решения о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию.
КС указал, что решения, принятые в отношении граждан Ольги Александриной и Евгения Ващенко, жалобы родственников которых послужили поводом к рассмотрению дела, подлежат пересмотру в установленном порядке.
Рассмотрение жалобы С.Александрина в КС состоялось 14 июня. Тогда полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде Михаил Кротов, в частности, заявил, что в реабилитации признанной виновной в ДТП на Ленинском проспекте в Москве О.Александриной нет необходимости, поскольку ей официально не было предъявлено обвинение по уголовному делу.
"Александрина не была привлечена к уголовной ответственности. Ей не было и не могло быть предъявлено обвинение из-за ее смерти. Уголовные дела по закону прекращаются в случае смерти подозреваемого", - сказал М.Кротов на заседании КС РФ.
М.Кротов обратил внимание, что реабилитация может применяться в отношении тех лиц, кто был подвержен уголовному преследованию, а погибшая в ДТП О.Александрина не была привлечена к уголовной ответственности.
В свою очередь представитель Государственной думы в Конституционном суде Александр Харитонов подчеркнул, что, согласно проведенной им экспертизе, оспариваемые положения соответствуют Конституции РФ.
С.Александрин, выступая на заседании КС, отметил, что с самого начала расследования его не допускали к материалам дела.
"С самого начала следователь не допускал меня к ходу процесса. Пробелы в ведении дела были колоссальные: отсутствовала видеозапись ДТП, хотя оно произошло на правительственной трассе, отсутствовал тормозной путь "Мерседеса", описание повреждений "Мерседеса", - перечислил С.Александрин.
В свою очередь один из представителей заявителя адвокат Игорь Трунов обратил внимание на то, что на стадии ведения расследования нарушался принцип состязательности и презумпция невиновности. По его словам, оспариваемая норма уголовно-процессуального кодекса РФ, по которой было прекращено уголовное дело по факту ДТП, содержит пробелы, из-за которых создаются правовые вакуумы.