Механизма, побуждающего нефтекомпании менять изношенные трубопроводы, в РФ нет - Гринпис

Санкт-Петербург. 9 июня. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Механизм, который побуждал бы нефтедобывающие компании сокращать число нефтяных разливов за счет замены изношенных трубопроводов, в России отсутствует, заявил "Интерфаксу" руководитель энергетической программы "Гринпис России" Владимир Чупров в Петербурге во вторник.

По словам В.Чупрова, "Гринпис России" солидарна с Минприроды РФ, считающего, что основная причина увеличения числа разливов нефти в России - изношенность трубопроводов, буровых установок и другого оборудования нефтекомпаний (НК).

В.Чупров сослался на данные министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, согласно которым безаварийный срок эксплуатации нефтепровода составляет в среднем от 8 до 15 лет, в то время как значительная часть промыслового нефтепроводного парка России протяженностью 300 тыс. км эксплуатируется 30 лет и больше.

"Решение проблемы - в замене трубопроводного парка, причем заменяемые трубы должны быть не стальные, а нового поколения, в том числе керамические", - сказал В.Чупров.

Стоимость замены всех "проблемных" участков труб - 1,3 трлн рублей. Такие данные, по словам В.Чупрова, приводил С.Донской в феврале 2014 года.

В то же время годовая чистая прибыль российских НК - 1 трлн рублей, добавил В.Чупров.

Программа замены труб, по словам В.Чупрова, может занять 5-8 лет. Фактически, речь идет о ежегодном инвестировании от 100 млрд рублей до 200 млрд рублей - 10-20% чистой прибыли НК.

На практике НК, по оценкам главы энергетической программы "Гринпис России", инвестируют в замену труб на порядок меньше - десятки миллиардов рублей. Средняя скорость замены нефтепроводов в РФ - 1-2% в год. Для полной замены парка такими темпами необходимо 50 лет, что не позволяет уложиться в средний срок безаварийной работы.

"Скорость замены и инвестиции нужно увеличивать минимум в 3-5 раз", - подчеркнул В.Чупров.

"Технологии замены нефтепроводов есть, даже с учетом российской сернистой нефти и агрессивной среды", - добавил он.

Но в настоящее время НК выгоднее скрывать масштабы разливов, чем инвестировать в замену труб, считает В.Чупров. Платежи в бюджет за экологический ущерб от разливов нефти всех НК он оценивает в 10 млрд рублей в год.

"Важно понимать, что НК платят за первые тысячи тонн разлитой нефти. При разливе в протоколе указывается площадь и его примерный объем, по датчикам и по давлению, что легко изменяется самой НК. Обычно объем пролитой нефти занижается НК в 10 раз", - пояснил В.Чупров.

"Десятки миллиардов рублей платежей НК за ущерб должны прекращаться в сотни миллиардов, если считать честно", - сказал В. Чупров.

Как сообщалось, глава Минприроды С.Донской в конце мая заявлял о 80%-ном износе трубопроводов в стране, износ бурового оборудования достигает 46%, объектов обустройства месторождений, "где есть риск повышенного разлива нефти" - около 60%.

Минприроды считает целесообразным создать механизм более объективной оценки количества разливов и их площади.

Кроме того, МПР обсуждает вопрос повышения штрафов для нефтекомпаний, "дабы побуждать их к обновлению производственной базы", а также предлагает принять меры для проведения масштабной инвентаризации оборудования НК.