Северо-Запад / Новости 18 сентября 2018 г. 08:38

Работы Матюшина и учеников Филонова покажут в Петербурге

Санкт-Петербург. 18 сентября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Музее петербургского авангарда во вторник открывается выставка, посвященная художественным группировкам 1920-ых годов.

Как сообщает пресс-служба Музея истории Петербурга, в частности, посетителям расскажут о двух институциях, работавших в русле новаторского, авангардного течения: учебной, созданной на базе петербургской Академии художеств - ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН и научно-исследовательской - ГИНХУК.

На выставке демонстрируются живописные и графические произведения, архитектурные проекты и предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные художниками в процессе обучения во ВХУТЕМАСе/ВХУТЕИНе, а также исследовательские работы сотрудников ГИНХУКа, посвященные проблемам изучения цвета и формы.

В экспозиции можно увидеть коллажи с колерами и геометрическими фигурами, как пример работы с цветом и формой, а также акварельные и карандашные зарисовки на расширенное смотрение М.Матюшина. как отмечают в пресс-службе, его популярность как педагога была велика, он имел многочисленных учеников, которые в качестве практикантов и аспирантов продолжали занятия в ГИНХУКе.

Петербуржцам покажут произведения учеников и последователей П.Филонова - Л.Фроловой-Багреевой, В.Сулимо-Самуйлло, Р.Левитон, искавших новые выразительные средства по методу "сделанности".

Экспонируются супрематические композиции художницы А.Каган, ученицы К.Малевича, одно из которых - эскиз обоев для жилых помещений нового быта.

"На выставке также представлены работы таких ленинградских художников и архитекторов, как И.Лизак, К.Нелиус, Н.Митурич, В.Щуко, получивших художественное образование в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе и в начальный период творчества идейно связанных с ГИНХУКом", - говорится в сообщении.

ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН и ГИНХУК, созданные в 1920-е годы в Петрограде-Ленинграде, просуществовали непродолжительное время. Несмотря на это, новаторские изыскания этих учреждений оказали заметное влияние на развитие изобразительного и прикладного искусства всего XX и начала XXI века, а теоретические и практические разработки в немалой степени легли в основу современного дизайна.

В отделе живописной культуры (заведующий К.Малевич) исследовали живопись по пяти направлениям: импрессионизм, сезанизм, кубизм, футуризм и супрематизм. Художники искали живописные элементы, свойственные каждому из этих направлений, тем самым развивая теорию прибавочного элемента.

Сотрудники отдела органической культуры (заведующий М.Матюшин) постигали природу и мир как единый целый организм, исследовали цвет и форму в зависимости от изменений условий зрительного восприятия во времени и пространстве, руководствуясь созданной М.Матюшиным теорией расширенного смотрения.

В отделе материальной культуры (заведующий В.Татлин, затем Н.Суетин) работали над изучением конструкций "вещей быта".

Отдел общей методологии (заведующий П.Филонов, затем И.Терентьев, с июня 1925 года - Н.Пунин) занимался построением теории по созданию новых эстетических понятий и методов для объективной художественной критики.

*** Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга