В Новгородской области принята концепция оптимизации территориальной организации местного самоуправления и составлен график рассмотрения предложений органов МСУ муниципальных районов области по объединению (укрупнению)сельских поселений.
На 1 января 2006 года на территории Новгородской области находятся 199 вновь образованных (в результате преобразования сельсоветов) городских и сельских поселений (21 городское поселение и 178 сельских поселений), входящих в состав территории соответствующих муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями с собственными полномочиями, органами и должностными лицами местного самоуправления.
В 115-ти (58% от общего количества поселений) поселениях области постоянно проживает менее 1000 человек. Численность населения 18-ти сельских поселений области не превышает 300 человек. Наличие значительного количества сельских поселений с низким уровнем постоянно проживающего населения объясняется тем, что при утверждении границ сельских поселений соблюдался принцип, согласно которому границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливались с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.
Практика реализации реформы МСУ области показала, что именно в этих поселениях наиболее актуальны проблемы реальной способности органов местного самоуправления решать вопросы местного значения ввиду отсутствия или незначительности налогооблагаемой и ресурсной базы.
Укрупнение поселений приведет к уменьшению численности муниципальных служащих и должностных лиц МСУ и, как следствие, к сокращению совокупного числа местных чиновников. При этом в каждом конкретном (вновь образованном) поселении штат сотрудников администрации наоборот увеличится, что позволит эффективнее распределить обязанности и нагрузку между работниками.
Сокращение количества сельских поселений приведет к соответствующему сокращению количества глав, что положительным образом скажется на управляемости и мобильности местной власти внутри муниципальных районов, и сокращению количества депутатов представительных органов поселений, что в средне-и долгосрочной перспективе позволит сэкономить организационные и финансовые ресурсы на проведение соответствующих выборов.
Высвобождающиеся по причине сокращения численности должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления присоединяемых поселений финансовые средства полностью остаются во вновь образованном поселении. При этом на содержание органов МСУ может быть направлено не более 25% сэкономленных средств. Оставшаяся часть направляется на решение вопросов местного значения (ремонт дорог, освещение, благоустройство и т.д.).
При рассмотрении возможности объединения конкретных поселений необходимо учитывать, что объединяемые поселения должны иметь непосредственные границы друг с другом, административный центр вновь образуемого поселения должен иметь транспортное сообщение с административными центрами поселений, объединяемых во вновь образуемое поселение. Предлагается объединение поселений считать оптимальным в случае, если численность постоянно проживающего населения во вновь образуемом поселении составит 1000 человек или будет максимально приближена к указанному значению.
Разработчики концепции прогнозируют, что с учетом затрат, которые понесет областной бюджет в связи с организацией и проведением избирательных процедур, экономический эффект может составить до 100 млн рублей.
Материал публикуется на коммерческих условиях. Агентство "Интерфакс Северо-Запад" не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.