Прожектор перекройки

Interfax-Russia.ru – Инициатива спикера Госдумы Бориса Грызлова о территориальной "привязке" дотационных регионов к богатым соседям вызвала противоречивую реакцию политиков и экспертов.

Спикер нижней палаты российского парламента, председатель высшего совета партии "Единая Россия" сделал сенсационное заявление 21 января – как раз накануне заседания Госсовета по вопросам развития политической системы в РФ. Грызлов заявил, что намерен поставить перед руководством страны вопрос об объединении дотационных территорий с самодостаточными субъектами РФ. "Надо либо менять подходы к работе в этих (финансово слабых – ИФ) субъектах, либо объединяться с другими, для того чтобы территория была самодостаточной", - заявил спикер Госдумы.

По его словам, фактически ряд российских регионов живет за счет других субъектов РФ, хотя имеет в своем распоряжении земли, полезные ископаемые, рабочую силу. "Считаю, что такие субъекты не имеют права называться субъектами РФ", - подчеркнул председатель Госдумы. По его словам, название "субъект Федерации" – это высокое звание, и субъект Федерации должен этому высокому званию соответствовать". Как полагает Грызлов, в России не должно быть несамодостаточных субъектов Федерации. Исключения, добавил он, могут быть установлены лишь в отношении "неких крайних территорий с исключительно тяжелыми климатическими условиями".

Впрочем, на следующий день в разгар заседания Госсовета автор заявления, которое за сутки процитировали десятки СМИ и прокомментировали многие политики и эксперты, немного поправил сам себя. Грызлов скорректировал свою позицию по вопросу федеративного устройства России так: решать проблему самодостаточности субъектов РФ нужно, но плавно, к примеру, за десятилетний срок. "Считаю, что, конечно, не сразу, но в течение примерно 10 лет мы должны прийти к ситуации, когда все субъекты будут самодостаточны", - заявил Грызлов. "Но я считаю, что этот вопрос сегодня надо поставить и начать обсуждать", - добавил он.

Обсуждать инициативу после этого начали еще более бурно, но шум, поднятый в СМИ, вынудил Грызлова призвать политиков не создавать ажиотаж вокруг идеи укрупнения субъектов РФ по предложенной им методике. Он подчеркнул, что этот вопрос должен решаться самим населением в регионах. "Объединение ради объединения никому не нужно. Главное, о чем я говорил – не объединение, а именно самодостаточность субъектов федерации. То есть способность успешно решать задачи социально-экономического развития, повышать качество жизни людей", - заявил Грызлов во вторник журналистам. Он подчеркнул, что "если встает вопрос об объединении, мы не принуждаем никого сливаться, этот вопрос могут решить только сами жители и никто другой".

"А таким политикам, которые начинают создавать ажиотаж, надо не рисовать контурные карты будущих регионов. Им надо думать о том, как привлекать инвестиции, создавать новые производства, новые рабочие места, строить жилые дома, школы, детские сады. То есть добиваться той самой самодостаточности – возможности для этого есть практически во всех территориях", - отметил Грызлов.

Между тем, по официальным данным, в настоящее время самодостаточными, то есть не получающими дотаций из федерального бюджета, являются лишь 13 российских регионов – Татарстан, Вологодская, Ленинградская, Липецкая, Самарская, Свердловская, Тюменская, Читинская области, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа. Как видим, практически треть благополучных в экономическом плане субъектов РФ находится в СЗФО. Кстати, здесь вопросы объединения субъектов обсуждают уже не первый год. Это, прежде всего, Петербург и Ленинградская область, НАО и Архангельская область. Однако немаловажно то, что эти субъекты рассматривают перспективы объединения не с позиции поглощения сильным регионом зависимого, а с позиции здравого смысла, экономической и административной целесообразности.

Если оценивать ситуацию по всей стране, то очевидно, что схема объединения регионов, предложенная лидером "единороссов", привела бы в теории к тому, что общее число регионов могло бы стать немногим выше числа федеральных округов, а это что-то из разряда политической фантастики, практически единогласно утверждают эксперты. Так что заявление Грызлова, говорят специалисты, могло появиться по разным причинам – возможно, партии власти перед Госсоветом нужен был некий мощный тезис, который бы "заглушил" идеи по развитию политической системы России, с которыми к руководителям страны намерены были обратиться оппозиционные партии. Так, например, считает известный политолог Игорь Бунин. А возможно, этот мощный тезис имел сугубо прагматичный, в какой-то степени воспитательный смысл, ведь в ряде регионов, которые давно и прочно сидят на "бюджетной игле", проблемы самодостаточности уже не воспринимаются критически, причем кризис стал удобным поводом для таких территорий просить у федерального центра еще больше денег. Пришло время "вводить элемент соревновательности" между регионами, уточняют в президиуме генсовета "Единой России".

Тем не менее, в руководстве нескольких субъектов РФ, в частности, входящих в СЗФО, охотно комментировали идею Грызлова, причем как с откровенно положительными, так и с острожными оценками.

Среди первых инициативу коллеги по партии власти поддержала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. "Я поддерживаю (идею Грызлова – ИФ) в части необходимости укрупнения субъектов федерации. 87 – это много и неэффективно с точки зрения управления", - сказала глава Северной столицы на брифинге в Петербурге. При этом она подчеркнула, что главным критерием для изменения административно-территориального деления страны должен стать экономический. "Предварительные проработки имеются, этот процесс должен пойти", - добавила губернатор Петербурга. Она подчеркнула, что подобное укрупнение в интересах и государства, и жителей позволит выровнять условия жизни, повысить инвестиционную привлекательность регионов.

В свою очередь, губернатор Новгородской области Сергей Митин в беседе с журналистами 25 января назвал "очень правильными" предложения Грызлова. "По какой-то причине многие считают, что Новгородская область – дотационный субъект. Но должен сказать, что у нас достаточно неплохая бюджетная обеспеченность, и мы деньги из федерального бюджета получаем только на те функции, которые нам государством переданы и которые финансируются государством", - сказал Митин.

Впрочем, по мнению губернатора, сегодня более разумно ставить вопрос о разработке некой программы, которая позволила бы каждому региону быть самодостаточным, а не о перекраивании административно-территориальной карты. Кроме того, глава Новгородской области полагает, что государство не должно подходить к объединительным процессам механистически, а должно, прежде всего, смотреть на наличие у них природных ресурсов. Далеко не все регионы обладают достаточным их количеством, а значит, и шансы на привлечение инвестиций у таких территорий менее высоки. Митин отметил, что тяжело сравнить Новгородскую область с "нефтяными" или "газовыми" субъектами, однако у региона, который он возглавляет, определенно "есть ресурсы, чтобы развиваться".

В свою очередь губернатор Калининградской области Георгий Боос высказался в разговоре с журналистами коротко и ясно: "Я поддерживаю эту инициативу и считаю, что ее нужно обсуждать и рассматривать. Это вполне нормально и экономически оправдано". Впрочем, не вполне понятно, с кем мог бы в перспективе объединиться единственный российский анклав и один из самых маленьких субъектов РФ.

Более настороженно к идее Грызлова отнеслись представители Республики Коми. Так, по мнению члена Совета Федерации от региона Игоря Васильева, "экономическая связь – далеко не единственный повод для объединения" дотационных регионов с самодостаточными соседями. Депутат Госдумы от республики Ростислав Гольдштейн продолжил мысль, высказанную его земляком – чтобы объединять различные по экономическим показателям субъекты федерации, необходима широкая и длительная общественная дискуссия на всех уровнях с привлечением экономистов, политологов и других экспертов.

Впрочем, некоторые специалисты и политики в республике время от времени обсуждают возможность объединения региона с богатым ресурсами Ненецким АО, хотя в отношениях с автономным округом гораздо дальше зашла Архангельская область, которой уже передан ряд полномочий в округе, а кроме того регионы договорились об общей бюджетной политике. Идея о полноправном включении НАО в область обсуждается уже не первый год, но серьезных шагов к этому в последнее время не предпринимается, заявил журналистам федеральный инспектор в Архангельской области Алексей Ермаков.

Впрочем, как объяснил ранее в интервью Interfax-Russia.ru губернатор Архангельской области Илья Михальчук, перед субъектами "не стояла и не стоит задача форсировать процесс объединения". "Должен быть еще референдум, нужно соблюсти социальные гарантии населения обоих субъектов, и конечно выравнивать бюджетную обеспеченность. Когда средняя зарплата "через речку" 48 тысяч, а в области 16,5, наверное, это неправильно, ведь мы живем в одном государстве. Разумеется, я не имею в виду, что в НАО нужно уменьшать зарплаты, а, напротив, хотелось бы говорить о том, чтобы зарплаты в Архангельской области выросли до уровня Ненецкого АО. Всему свое время", - сказал Михальчук.

Очевидно, в разгар кризиса процесс объединения решили отложить, что называется, до лучших времен. Кстати, одно из самых обсуждаемых слияний – Санкт-Петербурга и Ленинградской области – также не сильно приблизилось к своему осуществлению, хотя экономические выгоды у возможного союза области и города весьма серьезные, отмечают аналитики.

Эксперты полагают, что тему объединения обсуждать в некоторой степени опасно, если опираться исключительно на экономические факторы. Так, по мнению президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, идею Грызлова сложно назвать удачной. "Я думаю, что это плохая идея. И вряд ли она важна. Россия – это федерация, а федерации, как правило, не могут быть полностью унифицированными. Это нетипично для России. Федерация такого типа, как Россия, несимметрична. Одни субъекты воспринимаются, как этнические очаги для какого-то народа, другие нет", - заявил Павловский "Интерфаксу". По мнению политолога, лишение того или иного региона статуса субъекта РФ воспринималось бы в стране как "как срывание погон перед строем, как оскорбление".

Эксперт убежден, что при всем различии экономического потенциала российских регионов лишение статуса субъекта РФ не может быть мерой в виде акта, а предполагает детальную проработку.

Директор Института региональной политики Булат Столяров говорит, что, даже если принять инициативу лидера "единороссов", возможности донорства субъектов Федерации все равно не безграничны. "До экономического кризиса в России было 10 абсолютных регионов-доноров, - заявил глава ИРП Interfax-Russia.ru, - по экспертным оценкам, после завершения кризиса их останется 6-7. О каком присоединении и к кому может идти речь? Каждый второй, третий, четвертый дотационный регион, присоединенный к региону-донору, – это завершение донорства для последнего. Именно это произошло с Красноярским краем: после присоединения Таймыра и Эвенкии он перестал быть донором".

По мнению Столярова, надо, чтобы "межбюджетная система больше оставляла регионам финансов и полномочий", тогда и самодостаточных регионов будет больше. Дотационность имеет корни в неразвитой налоговой базе, а не в плохой управляемости регионов, соглашается директор Центра фискальной политики Галина Курляндская.

Впрочем, дотационность – понятие временное, ведь время от времени появляются новые точки для экономического роста, однако всегда важно, как регионы ими пользуются. К примеру, некоторые эксперты полагают, что северные регионы в СЗФО смогут усилить свои позиции при включении в проект разработки расположенного на шельфе Баренцева моря Штокмановского газоконденсатного месторождения – одного из крупнейших в мире.

Дотационные и самодостаточные регионы есть не только в России, но и в развитых странах, и это вполне естественно, объясняют специалисты. Стимулировать аутсайдеров к тому, чтобы те догоняли и перегоняли лидеров развития, конечно, нужно, выравнивать бюджетную обеспеченность территорий тоже нужно, также как и развивать межрегиональные экономические, культурные и прочие связи, но отнимать статус субъекта федерации, гарантированный Конституцией страны, – это рискованно и нецелесообразно, уверено большинство экспертов. Если инициатива Грызлова и была закамуфлированным стимулом находящимся на бюджетном "иждивении" регионам, то столь бурной и неоднородной реакции в политическом сообществе лидер "единороссов" явно не ожидал, иначе не корректировал бы свои высказывания дважды за пять дней.

Обозреватель Максим Кирчатов