Interfax-Russia.ru – Столкновение экскурсионного теплохода с сухогрузом на Неве произошло из-за несоблюдения техники безопасности. Владельца судна уже неоднократно штрафовали за нарушения.
Гибель "Булгарии", затонувшей в июле 2011 года в Куйбышевском водохранилище, положила начало массовым проверкам водного транспорта в России. Итоги подтвердили худшие ожидания – оказалось, что проблемы затронули не только судоходные компании, которые без зазрения совести отправляли пассажиров в круизы на неисправных судах – разрушилась сама система контроля за морским и речным транспортом.
В то время правительство уже работало над законопроектом о повышении безопасности на транспорте, но обсуждение документа и внесение необходимых поправок заняло более полугода. Окончательно он был готов лишь к июлю 2012 года. Нужно ли говорить, что за это время в России хоть и не произошло событий, сравнимых по масштабам с гибелью "Булгарии", но и спокойным это время назвать нельзя – чего стоило одно исчезновение сухогруза "Капитан Кузнецов", который позже нашли севшем на мель.
Очередное ЧП произошло 1 августа в акватории Невы, где экскурсионное судно "Росси" с 13 туристами и двумя членами экипажа на борту врезалось в сухогруз "Келарви".
Очевидцы рассказали, что инцидент произошел ночью в районе Летнего сада. После столкновения с сухогрузом катер перевернулся и затонул. На помощь туристам, оказавшимся в воде, пришли другие прогулочные суда, спасатели и очевидцы. Позже представитель МЧС рассказал, что никто из туристов не пострадал, но 12 человек с катера все же отправили в местные больницы, чтобы убедиться, что у них нет травм.
Впрочем, некоторые очевидцы не согласились с заявлением спасателей. По их мнению, людей госпитализировали не для обследования. Как рассказал телеканалу "Санкт-Петербург" очевидец происшествия, одной из пассажирок "Росси" пришлось накладывать жгут.
"У девушки рука висела, ничего хорошего. Вода холодная, люди все дрожали, у всех паника, шок, они знакомых искали, друзей. Девушка бегала, искала двух товарищей, они пропали", – заявил телеканалу один из очевидцев Артур Алиев.
Кроме того, очевидцы рассказали, как именно произошло столкновение. По словам Анастасии Костенко, которая была в тот день на набережной Троицкого моста, самым страшным оказался момент, когда прогулочное судно ушло под сухогруз.
"Я видела девушку на борту. Она смотрела, как судно идет в бок. И я не знаю, капитан видно не понял, что происходит, начал еще сильнее руль выворачивать и прямо как "Титаник" протаранил", – рассказала Анастасия Костенко.
Работы по подъему затонувшего катера отложили до рассвета – утром на Неве прекращается навигация большегрузных кораблей, к тому же водолазы уже успели обследовать дно и не обнаружили погибших.
Тем временем сотрудники правоохранительных органов начали допрашивать капитана "Росси".
Как рассказал врио начальника Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу Алексей Аникин, экскурсионное судно зашло в зону прохождения грузовых судов Волго-Балта. Капитан "Росси" не успел вовремя среагировать, катер врезался в сухогруз, опрокинулся и затонул.
"Погибших и пострадавших нет. Десять человек доставлены в больницы для осмотра, но серьезных травм у них не зафиксировано, в основном - переохлаждение", – рассказал врио начальника Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу, отметив, что после происшествия сухогруз "Келарви" продолжил движение, поскольку стоянка большегрузных судов в Неве запрещена. Чтобы взять показания у экипажа сухогруза, его остановили в районе речного вокзала.
По факту происшедшего было возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
По версии Следственного комитета, столкновение произошло по вине экипажа "Росси", который нарушил правила безопасности движения на воде. Кроме того, в ведомстве не исключили и возможность профессиональных ошибок, допущенных при управлении сухогрузом.
Позже Ространснадзор назвал виновником происшествия капитана "Росси", который нарушил требования безопасности судоходства и вышел на основной маршрут, когда ему навстречу вышел караван судов, ожидавший разводку мостов.
"Капитан "Келарви" (сухогруз – ИФ) не наблюдал пассажирского теплохода "Росси" из-за нахождения его в мертвой зоне. Капитан пассажирского "Росси" также не заметил опасного сближения с "Келарви", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства.
В сообщении также отмечается, что компанию "Альбатрос", эксплуатировавшую пассажирское судно "Росси", уже привлекали к административной ответственности – в этом году компания уже должна заплатить 2,5 тыс. рублей за различные нарушения.
"Так в июле 2012 года выявлено три нарушения судами ООО "Альбатрос" Правил плавания по внутренним водным путям РФ (часть 1 статьи 11.7 КоАП РФ). За одни только сутки 4 июля сотрудниками Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора было составлено два протокола об административных правонарушениях в отношении должностных лиц ООО "Альбатрос", – сообщает ведомство.
Утром к месту происшествия прибыл плавучий кран "Черноморец", который поднял затонувший катер. Как сообщили "Интерфаксу" в Главном управлении МЧС по Санкт-Петербургу, позже судно планируют отбуксировать на стоянку.
Как рассказал Interfax-Russia.ru директор туристической компании "Экспо-тур" Игорь Рюриков, ночные экскурсии по Неве пользуются большим спросом у туристов. Особенно популярны экскурсии на развод мостов. При этом катерам и туристическим судам часто не хватает времени между самим разводом моста и прохождением первого судна – поэтому некоторые суда не успевают зайти в малые реки и каналы.
"Возможно, городским властям необходимо разводить Дворцовый мост раньше, чтобы данный аттракцион не мешал судоходству, но удовлетворил потребности туристов", – пояснил директор туркомпании "Экспо-тур".
Еще одна проблема заключается в том, что работу экипажа экскурсионных судов никто не контролирует.
"На всех автобусах есть прибор, контролирующий работу водителя, его режим отдыха. Зачастую на катерах экипаж в сезон в хорошую погоду трудится и днем и ночью, что является предпосылкой для происшествия. Необходимо вводить контроль за этим", – сказал собеседник Interfax-Russia.ru.
Незадолго до столкновения судна с сухоргузом в Санкт-Петербурге уже произошло ЧП с катером – вечером 23 июля частное судно с двумя пассажирами на борту врезалось в опорную балку пешеходного моста на Ждановской набережной. При этом серьезные травмы получили пассажиры, а капитан скрылся с места происшествия.
В тот же день полицейские смогли вычислить владельца судна – им оказался 41-летний житель Соснового бора. Как пояснил задержанный, его знакомые хотели прокатиться по Неве на катере, увидеть Питер и Финский залив с воды. Он согласился устроить им экскурсию и проложил примерный маршрут, проходивший через реку Ждановку.
Когда катер подплыл ко второму мосту через реку, капитан увидел судно без огней и опознавательных знаков, шедшее навстречу. И чтобы уйти от столкновения, он совершил маневр.
"Во время маневра он, по-видимому, не справился с управлением, и катер налетел на балку, торчащую из воды. После происшествия водитель направился в травмпункт, а затем решил поехать к себе домой в Сосновый бор, где и был задержан транспортными полицейскими", – говорится в сообщении транспортного управления МВД РФ по СЗФО.
В отношении горе-капитана может быть возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта).
Тем не менее, сотрудники Госморречнадзора отмечают, что в 2012 году число аварий на воде снизилось практически вдвое. Во многом таких результатов удалось добиться тщательной проверкой судов. В ведомстве отметили, что за прошедшие полгода зафиксировано только одно происшествие на речном транспорте. При этом общее количество административных штрафов увеличилось на 3% (с нарушителей взыскано более 3 млн рублей) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Улучшить ситуацию с водным транспортом может и усиление ответственности владельцев судов. Новый закон "О повышении безопасности эксплуатации транспортных средств" предполагает существенное ужесточение наказания за нарушение техники безопасности и безлицензионную перевозку пассажиров.
Например, за работу судна без лицензии его владелец будет наказан штрафом в 50 тыс. рублей для граждан, в 100 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и в 400 тыс. рублей для юридических лиц. За повторное нарушение у владельца могут конфисковать транспортное средство, а деятельность юрлица приостановить на 90 суток.
Кроме того, в документе прописана ответственность судовладельца не только за вред от разливов нефти, но и за ущерб, нанесенный инфраструктуре порта или внутренних водных путей. Оговаривается и минимальная сумма страховки, которая зависит от валовой вместимости судна – например, для судов вместимостью до 200 регистровых тонн страховка будет стоить 2 млн рублей.
Впрочем, ждать быстрого эффекта не стоит – как показывает практика, штрафы и ужесточение наказания действуют не на всех. Всегда остаются те, кто ради собственной выгоды готов рискнуть жизнью. Причем, не всегда своей.
Обозреватель Татьяна Кочеткова