Россия / Пресс-релизы 12 марта 2009 г. 14:48

Александр Мирчев обсуждает в программе "Голос Америки" развитие экономического и финансового кризиса на развивающихся рынках

Президент компании "Крулл корпорейшн" анализирует воздействие массированного государственного вмешательства на развитие финансового кризиса и перспективы экономического подъема в странах с быстро растущей экономикой и на развивающихся рынках, а также оценивает потенциальные плюсы, которые многонациональные компании могут извлечь в будущем в результате более выгодного позиционирования во время финансовых потрясений.

   В своем интервью программе "Голос Америки" эксперт по вопросам экономической политики и президент компании "Крулл корпорейшн" д-р Александр Мирчев пролил свет на возможные варианты выбора стратегии, которые могут быть у многонациональных компаний в некоторых странах с быстро развивающимися рынками в период и после выхода из экономического кризиса.

   Д-р Александр Мирчев отмечает, что пакеты мер по восстановлению экономики, разрабатываемые странами-членами "Большой семерки", имеют непосредственное воздействие как на сами страны с быстро растущей экономикой, такие как Китай, Бразилия, Россия, а также менее крупные страны с развивающимися рынками, так и на те меры по выходу из кризиса, которые эти страны предпринимают. "Сейчас уже понятно, что точка зрения о том, что страны с развивающимися рынками "отделены" от глобальной экономики, не выдерживает критики. Они сталкиваются с таким же системным давлением, как и остальные страны мира, а их конкретная реакция, которая варьируется в зависимости от ситуации в стране или в отрасли экономики, ставит "крест" на том понятии, что эти рынки могут быть связаны воедино и "упакованы" как "активы одной и той же категории".

   Предпринимаемые ими меры для преодоления финансового кризиса и экономического спада отражают различные наборы инструментов и конкретные задачи формирующихся рынков с очевидной местной спецификой. Д-р Мирчев считает, что тенденция к увеличению масштабов государственного вмешательства на развивающихся рынках рынков, скорее всего, не приведет к достижению поставленных целей. С другой стороны, - это неизбежная реакция любого правительства на кризис, и, по крайней мере, в краткосрочном плане, это может несколько стабилизировать ситуацию.

   "Экономический кризис подтолкнул к тому, что можно охарактеризовать как "повсеместное" государственное вмешательство на развивающихся рынках, особенно в отношении стран с экпортно-ориентированной экономикой. В лучшем случае, это был "непредвзятый" выбор из ряда других таких же плохих вариантов выбора, с которыми сталкивались правительства стран во всем мире в условиях резкого экономического спада, возникновения чувства неудовлетворенности общества рыночным капитализмом, иногда в сочетании с социальным и политическим давлением, характерным для конкретных регионов. С одной стороны, необходимо учитывать, что кризис усиливает привлекательность ряда представлений, связанных с так называемым "государственным капитализмом" (говоря современным языком, это то, как воспринимается последовательная "китайская модель"). С другой стороны, страны с быстро растущей экономикой и развивающимися рынками формируют тенденцию к практическому пересмотру преобладающей в последние годы теории и практики капиталистической модели, которая находит свое отражение в массированном вмешательстве государства в экономику на постоянной основе.

   Как бы то ни было, отметил Мирчев, "мы не можем обойти решающее влияние именно рыночных сил в отношении судьбы будущего экономического роста, но нам также необходимо обеспечить структурные меры, направленные на повышения доверия к рынку с тем, чтобы позитивным образом воздействовать на жизнь и материальное благополучие людей. Очевидно, что вмешательство государства в деятельность рынка будет оказывать наибольшее воздействие, если это вмешательство будет преследовать достижение совершенно конкретных целей, основываться на четком анализе затрат и выгод, и если при этом будет заранее понятна стратегия и сроки выхода государства с рынка".

   В любом случае, все страны с развивающимися рынками должны стать участниками решений по глобальному преодолению кризиса для того, чтобы этот процесс был успешным. Если их "не пустить под общий навес", то это может привести к созданию дополнительных проблем по преодолению кризиса, расбалансированности мировой экономики и осложнениям на пути глобального экономического подъема. Это означает, что формирующаяся новая глобальная экономика и финансовая система требует, чтобы страны с развитой экономикой учитывали не столько уникальность ситуации в странах с быстро развивающейся экономикой, сколько ту новую роль, которую играют в мире лидирующая группа этих стран, а также менее крупных стран с развивающимися рынками.

   "Странам с развитой экономикой необходимо активно вовлекать такие рынки в стратегии своего развития, избегая политики сокращения расходов и изоляционизма, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности. Будучи оставлены один на один, без поддержки в преодолении экономической бури, некоторые небольшие страны с новыми формирующимися рынками, например, страны Латинской Америки, Центральной и Юго-восточной Азии могут быть вынуждены искать временные решения и убежища, играя на противоречиях могущественных соседей, что будет только усиливать фрагментацию мирового рынка. Американская администрация должна работать со своими партнерами из числа стран-членов "Большой восьмерки" и "Большой двадцатки" и обеспечить форум для ведения конструктивного диалога, принимая во внимание реалии этих регионов".

   В ходе имеющего место в настоящее время экономического спада многонациональные корпорации сталкиваются с серьезным выбором в отношении того, как распределить свои поубавившиеся ресурсы. "Возможности получения экономических плюсов для многонациональных компаний, вероятно, будут связаны с конкретными целевыми отраслями экономики в странах с развивающимися рынками, которые станут источником роста для многонациональных корпораций". По мнению д-ра Мирчева "многонациональные компании могут получить преимущества благодаря возможности преодолеть рамки экономик развитых стран. Существенные сегменты рынков быстро растущих экономик, таких как Китай, Россия, Бразилия, а также других развивающихся рынков, например, в странах Центральной Азии будут поддерживать экономический потенциал - даже пропорционально сокращенные в результате глобального экономического спада, они все еще располагают возможностями для роста".

   С другой стороны, кризис обнажил ряд уязвимых мест международных рынков, которые, вероятно, будут играть решающую роль в выборе возможных стратегий развития многонациональными корпорациями. Исходя из этого, д-р Мирчев полагает, что "многонациональные корпорации не только должны "оставаться до конца" с развивающимися странами и растущими рынками, но даже и увеличить свое присутствие на этих рынках для того, чтобы занять для себя более выгодные позиции при последующем подъеме глобальной экономики. И после долгого периода экономических трудностей эти рынки могут оказаться критичными для определения стратегического успеха или неудачи".

   Для просмотра интервью, посетите, пожалуйста, следующий сайт: http://www.voanews.com/.

   О "Крулл Корпорэйшн":

   "Крулл Корпорэйшн" (Krull Corp.) находящаяся в г. Вашингтоне (США) компания, которая специализируется на предоставлении консультационных услуг и управлении проектами в сфере экономического роста, индустриальной реструктуризации и модернизации. Компания была основана д-ром Александром Мирчевым в 1992 году и в своей деятельности в значительной степени опирается на его обширный профессиональный опыт в сфере проведения рыночного реформ и выработки стратегии развития, прежде всего, на странах с развивающимися рынками и переходной экономикой. За время своей деятельности компания обеспечила своим клиентам эффективное содействие в решении многоплановых задач стратегического характера. Сочетая в себе уникальность глобального доступа и понимания местных рынков, "Крулл Корпорэйшн" способна неизменно обеспечивать высокие результаты. ***ПРЕСС-РЕЛИЗ Материал публикуется на коммерческих условиях. Интерфакс не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации