Россия / Россия и мир 19 мая 2022 г. 16:11

McDonald's договорился о продаже бизнеса в РФ своему франчайзи Александру Говору

Москва. 19 мая. ИНТЕРФАКС - Американская McDonald's Corp., крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого обслуживания, заключила договор о продаже своего российского бизнеса Александру Говору, который является партнером-франчайзи компании и с 2015 года управляет 25 ресторанами в Сибири.

Сделка зависит от определенных условий, включая одобрение регуляторов, ее закрытие ожидается в ближайшие недели, говорится в сообщении McDonald's.

По условиям сделки Говор приобретает все ресторанное портфолио сети и в дальнейшем будет развивать его под новым брендом.

Соглашение также предусматривает, что покупатель сохранит персонал и условия для них как минимум на два года. Покупатель также согласился профинансировать зарплаты корпоративных сотрудников, которые работают в 45 регионах страны, до закрытия сделки. Кроме того, он также будет финансировать существующие обязательства перед поставщиками, арендодателями и коммунальными службами.

Говор - бенефициар ООО "ГиД", которое развивает сеть McDonald's в Сибирском федеральном округе. Он также владеет 50% АО "Нефтехимсервис" (инвестор строительства и собственник Яйского НПЗ в Кузбассе). Кроме того, Говор - экс-владелец девелоперской компании АО "Инрусинвест" и входит в ее совет директоров. В числе проектов "Инрусинвеста" - трехзвездочный отель Park Inn by Radisson и медицинский центр Grand Medica в Новокузнецке.

Как сообщалось, McDonald's с 14 марта закрыл свои рестораны в РФ, а 16 мая компания объявила об уходе с российского рынка. "Гуманитарный кризис, вызванный войной на Украине, и ускоряющаяся непредсказуемость операционной среды привели McDonald's к заключению, что дальнейшее владение бизнесом в России нецелесообразно и не соответствует ценностям McDonald's", - объясняла компания.

В I квартале McDonald's зафиксировал расходы в размере $127 млн в результате приостановки работы на рынках России и Украины. Эта сумма включает $27 млн, потраченные компанией на выплаты сотрудникам, поставщикам и оплату аренды, а также списание стоимости нереализованных запасов на $100 млн.

После объявления о планах продать бизнес в РФ McDonald's сообщил, что ожидает списания в размере $1,2-1,4 млрд, которые преимущественно буду неденежными.

Первый ресторан McDonald's в России открылся в Москве на Пушкинской площади в 1990 году. Этот ресторан компания на своем сайте называла самым посещаемым в мире. В настоящее время сеть объединяет более 850 ресторанов. Большинством точек в стране компания управляла самостоятельно, ее франчайзинговыми партнерами в РФ были ПАО "Росинтер Ресторантс Холдинг" (девять точек), "ГиД" и "Региональная сеть предприятий питания" (ООО "СПП").

Выручка российских "дочек" компании в 2021 году составила 128,8 млрд рублей, следует из данных компаний, опубликованных в аналитической системе "СПАРК-Интерфакс" (ООО "Макдоналдс", ЗАО "Москва-Макдоналдс", ООО "СРП", "ЮРП" и "ДВРП"). В прошлом году российские компании направили на выплату дивидендов материнским структурам 10,1 млрд рублей.

Суммарные инвестиции McDonald's в РФ составили $2,5 млрд. Налоговые выплаты компании составили 167 млрд рублей.

CEO McDonald's Крис Кемпчински, комментируя уход с российского рынка, отмечал, что это было непростым решением и его будет непросто реализовать, учитывая масштабы бизнеса и текущие операционные сложности, связанные с РФ.

"Именно надежда привела McDonald's на российский рынок 32 года назад. Надежда на страну, которая открывалась миру после десятилетий изоляции. Надежда, что мир становится немного более связанным - и что возможность получить в Москве тот же "Биг-Мак", что и в Чикаго, является реальным (и вкусным) символом нашей растущей связи", - писал он в обращении к сотрудникам и партнерам, опубликованном на сайте компании.

"Невозможно предсказать, что случится в будущем, но я хотел бы закончить свое обращение тем же, что привело McDonald's в Россию: надеждой. Поэтому давайте не будем говорить "Прощайте", вместо этого скажем по-русски "До свидания", - заявил глава компании.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров назвал решение о продаже бизнеса McDonald's в РФ местному партнеру "итогом продолжительного и непростого переговорного процесса".

"Важно, что в результате достигнутых договоренностей продолжится работа крупной сети заведений общепита, а рабочие места сохраняются с гарантией соблюдения новым собственником ранее принятых обязательств перед сотрудниками. Минпромторг России со своей стороны будет оказывать российским собственникам все необходимое содействие в налаживании работы", - заявил Мантуров (его слова распространила пресс-служба министерства).