- Игорь Викторович, некоторые кузбасские угледобывающие компании заявляют о планах по корректировке уровня добычи угля энергетических марок в связи со снижением цены и спроса на экспортных рынках. Как "Кузбассразрезуголь" реагирует на конъюнктуру рынка? Или все ваши поставки законтрактованы и проблем со сбытом вы не испытываете?
- В "Кузбассразрезугле", как правило, заключение контрактов на весь последующий год происходит в сентябре. В прошлом году мы заключили ряд договоров о поставках на 2012 год, поэтому пока - обеспечены заказами, и снижать объемы добычи угля не планируем.
- В годовом отчете говорится, что в 2012 году "Кузбассразрезуголь" планирует добыть 6,2 млн тонн углей коксующихся марок, чем мотивирован рост на 23,1% по сравнению с объемом 2011 года, если учесть, что в марте генеральный директор ООО "УГМК-Холдинг" Андрей Козицын сообщал о снижении спроса и цены вашими потребителями - российскими металлургическими предприятиями. Возможно, удалось договориться о поставках на экспорт?
- Да, излишки поставляются на экспорт, в основном, на украинские предприятия. В то же время могу отметить, что снижение спроса на угли коксующихся марок продолжается. Так, если ранее российские металлургические предприятия планировали сокращение производства в текущем году на 7% по сравнению с прошлым годом, то фактически на сегодняшний день оно снизилось еще на 15% от планируемого.
Таким образом, меткомбинаты работают на 70-85% от результата 2011 года. Цена на уголь коксующихся марок к настоящему моменту снизилась в 1,7 раза по сравнению с осенью 2011 года.
- План предусматривает, что "Кузбассразрезуголь" поставит в 2012 году 44,933 млн тонн (рост на 3,6%) угля, в том числе на экспорт - 25 млн тонн (рост на 10%). Намерена ли компания выполнить его в полном объеме, в каких направлениях ведется наибольшая отгрузка и как изменится объем экспортных поставок в последующие годы?
- Плановый показатель по экспорту в размере 25 млн тонн угля в 2012 году мы намерены выполнить. Если учитывать также остатки угля на складах, которые были в начале года, эта цифра будет чуть выше.
- Что касается направлений экспорта, то на данный момент они остаются без изменения - западное, где основными нашими потребителями являются Бельгия, Великобритания, Германия, Нидерланды и Швеция, и восточное, где потребители нашей продукции - это Турция, Корея и Китай.
Экспортировать ежегодно 25 млн тонн угля, плюс-минус 500 тыс. тонн, мы намерены вплоть до 2017 года. Затем, по нашим прогнозам, объемы экспорта будут снижаться за счет обогащения угля.
- Какие обогатительные фабрики и установки будут введены в работу в ближайшее время? Насколько в перспективе планируется увеличить объем переработки и обогащения угля?
- К концу 2012 года будет готов проект Калтанской обогатительной фабрики. Приступить к ее строительству мы планируем уже в следующем, 2013 году. До конца 2017 года "Кузбассразрезуголь" намерен ввести в строй еще две фабрики - в Талдинском и Бачатском филиалах. Мы намерены обогащать 90% добываемого угля против сегодняшних 75%. При этом объем добычи угля к 2017 году в соответствии с нашими планами составит более 48 млн тонн (против 47 млн тонн в 2011 году).
- Игорь Викторович, уточните, сколько сейчас в собственности КРУ полувагонов, как увеличится парк до конца года?
- С учетом 4 тысяч полувагонов, которые планируется приобрести до конца 2012 года, парк "Кузбассразрезугля" составит почти 5 тысяч полувагонов. Брянский машиностроительный завод "Трансмашхолдинга" поставит нам 2,5 тысячи единиц подвижного состава, ПАО "Крюковский вагоностроительный завод " (Украина) - еще 1,5 тысячи. К настоящему моменту уже поставлено 2 тысячи вагонов. Новые вагоны поступают в распоряжение компании "Трансгруп" (контролируется "Уральской горно-металлургической компанией") и сразу же из ворот заводов-изготовителей выходят на маршрут.
Чтобы полностью закрыть собственные потребности, своевременно отгружать весь объем добываемого угля и не зависеть от имеющегося в наличии у "РЖД" подвижного состава, "Кузбассразрезуглю" требуется порядка 20-23 тысяч полувагонов - это с учетом того, что наши крупные потребители вывозят продукцию при помощи собственного парка вагонов.
В развитие собственного железнодорожного хозяйства в соответствии с принятой инвестпрограммой в 2012-2016 году "Кузбассразрезуголь" планирует вложить более 7 млрд рублей. Эти средства будут направлены на приобретение подвижного состава, локомотивов, строительство развязок, новых станций и погрузочных комплексов. Ведь дело не только в количестве вагонов, как показал опыт прошлого года. Необходимо инвестировать в железнодорожную инфраструктуру - угледобывающая отрасль не может развиваться в отрыве от железной дороги. Сегодня уже в открытую говорится о том, что нужно достраивать Байкало-Амурскую магистраль (БАМ), и - более того, даже после ее ввода потребность российских предприятий в железнодорожных перевозках не будет реализована полностью.
А что касается парка вагонов в целом в России… С моей точки зрения, он должен быть обезличен и полностью передан в распоряжение РЖД. Как вы знаете, в конце 2011 года в связи с отсутствием возможности своевременно вывезти уголь, у нас на складах скопилось 5,4 млн тонн угля - мы теряли в качестве угля и несли дополнительные затраты. С момента, когда ОАО "РЖД" взяло на себя операторские функции, ситуация с отгрузкой более-менее стабилизировалась.
Это имеет для нас очень большое значение. Приведу лишь один пример: уголь марки "Д" (длиннопламенный - ИФ) мы продаем по цене 1110 рублей за тонну, в то время как железнодорожный тариф составляет 1170 рублей. Кстати, если говорить о необходимости конкурировать на европейских рынках с США, то российский железнодорожный тариф уже сейчас превышает американский, а в перспективе в плановом порядке возрастет еще на 6%.
В сложившейся ситуации все компании работают над снижением себестоимости добываемого угля и сокращением издержек. В "Кузбассразрезугле" также разработана специальная программа по снижению затрат.
- Какая конкретно работа по сокращению издержек ведется в "Кузбассразрезугле"?
- Она, прежде всего, затронула материально-техническое обеспечение предприятий. Так, на сегодняшний день 95% договоров "Кузбассразрезугля" в отношении поставок техники и комплектующих - это прямые договоры с заводами-производителями, мы работаем без посредников и дилерских структур. Это позволяет, помимо прямой финансовой экономии, также пересмотреть порядок закупки комплектующих и запасных частей для горнодобывающей техники. Например, если раньше мы закупали запасные детали с длительными сроками изготовления заранее и могли годами хранить их на складах, то теперь договорились с поставщиками, имеющими региональные представительства, об укомплектовании складов изделиями с длительными сроками изготовления, которые могут нам понадобиться. То есть, если у нас что-то выходит из строя, мы платим сегодня и только за те изделия, которые будут гарантированно востребованы.
Мы, в свою очередь, готовы предоставлять поставщикам наши склады на площадках предприятий "Кузбассразрезугля" для использования их в качестве консигнационных складов. По такому принципу мы работаем, например, с компанией Liebhher, которая арендует склад на территории нашего Краснобродского филиала, с заводами "ИЗ-КАРТЭКС".
Кроме того мы стали анализировать все расходы по приобретению комплектующих и оборудования - выясняем причины поломок и отслеживаем их частоту, ужесточили обоснование расходов и списания материалов.
Также мы стараемся делать не индивидуальные, а коллективные - совместные с другими угледобывающими компаниями Кемеровской области - заявки на приобретение комплектующих, это гораздо выгоднее.
В числе мер, касающихся снижения издержек по материально-техническому обеспечению компании, и сокращение расходов дизтоплива на 10%. Это очень весомая мера, поскольку около 50% себестоимости нашей продукции составляют затраты на приобретение ГСМ и крупногабаритных шин и фонд заработной платы.
В рамках программы по снижению затрат мы также намерены оптимизировать порядок работы в компании. Например, такого количества ИТР, как на российских предприятиях, нет нигде за рубежом. Хочу отметить, что задача состоит не в том, чтобы сократить число инженеров, а в том, чтобы найти оптимальный вариант взаимодействия. С одной стороны, увеличить требования, предъявляемые как рядовым работникам, так и ИТР, с другой - улучшить те условия, которые прописаны в коллективном договоре и предусмотрены соцпакетом. Отмечу, что для того, чтобы сформировать наиболее оптимальную модель взаимодействия, мы намерены изучать опыт иностранных компаний.
Реализация программы по снижению затрат уже дает свои результаты. Так, нам удалось снизить себестоимость одной тонны угля более чем на 100 рублей. Это, с одной стороны, позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее и сохранять конкурентоспособность, с другой - не останавливаться в дальнейшей реализации мер, предусмотренных этой программой.