Сибирь / Эксклюзив 6 августа 2013 г. 10:58

Директор МТС в регионах Западной Сибири А.Соловенчук: "МТС сохранит лидерство в Сибири за счет развития услуг передачи данных, сооружения сети LTE и обеспечения связью стратегических промышленных объектов"

Директор МТС в регионах Западной Сибири А.Соловенчук: "МТС сохранит лидерство в Сибири за счет развития услуг передачи данных, сооружения сети LTE и обеспечения связью стратегических промышленных объектов"

             - Александр Леонидович, как Вы оцениваете положение компании МТС в настоящее время в Сибири в целом и в Новосибирской области в частности?

            - Мы чувствуем себя уверенно: МТС абсолютный лидер, как на массовом, так и на корпоративном рынке. Мы обслуживаем более половины всех абонентов в Сибири и продолжаем укреплять позиции в регионе.

            Мы остаемся лидером и в сегменте мобильной передачи данных в Сибири - как по доходам от использования мобильного интернета, так и по количеству пользователей услуги: интернет-трафик в сети МТС в Сибири за год вырос в 2,5 раза, в Новосибирской области - в 2 раза. Динамика доходов от передачи данных в июне 2013 года по отношению к июню 2012 года составила более 40%.

            - Вы ожидаете и дальше такой динамики? Как оцениваете изменения приоритетов пользования мобильной связью абонентов?

            - Мы убеждены, что основным драйвером развития мобильной связи в ближайшие годы станет передача данных, а также возможность доступа с помощью мобильной связи к дополнительным услугам - финансовым, транспортным и т.п. Мы видим, что для современного человека формат коммуникации совершенно изменился. Приоритетом становится возможность быть "на связи со всем миром" через социальные сети, чаты и т.п. Голосовые сервисы, хотя и обеспечивают нам пока основную долю доходов, постепенно вытесняются на периферию, потому что люди общаются уже совсем по-другому. Поэтому наша задача полностью переориентировать стратегию на запрос рынка на повсеместный, быстрый и качественный доступ в сеть, а голос оставить как бонусную услугу. И мы уже начали это делать. МТС первая из "большой тройки" запустила линейку тарифов, в которых единицей расчета тарификации является объем потребленного трафика. И в зависимости от этого объема голосовые услуги предоставляются как бесплатный бонус.

            - А если этого объема не хватает?

            - У нас есть линейка предложений с разными пакетами по объему трафика. Предлагаемый объем трафика рассчитан, исходя из профиля потребления активных интернет-пользователей, поэтому недостатка возникать не должно - хватит не только почту проверить и в социальных сетях пообщаться, но и, например, онлайн-видео в хорошем качестве посмотреть.

            - Не преждевременно ли вы решились на "обнуление" голоса и переориентировались на трафик?

            - Нет, мы анализировали рынок и уверены, что он уже созрел для этого перехода. На сегодняшний день 40% наших сибирских абонентов пользуются мобильным интернетом, и эта цифра растет. Наша статистика показывает, что интернет-тарифы и сервисы быстро стали пользоваться популярностью, и их подключение увеличивается наибольшими темпами. Количество абонентов интернет-тарифов МТС в Сибири в июне 2013 года по отношению к июню 2012 года выросло на 25%. Мобильный интернет-трафик за этот же период, повторюсь, вырос в 2,5 раза. Можно сказать, что для многих абонентов именно передача данных становится основной услугой: выбирая современный тариф, абонент выбирает, в первую очередь, необходимый объем передачи данных. Поэтому мы лишь подстраиваемся под актуальные потребности клиентов.

            - МТС готова технически обеспечить запросы на растущее потребление data-трафика?

            - Мы постоянно держим руку на пульсе и не прекращаем активное строительство ни на день. МТС в Сибири в 2013-2014 годах планирует инвестировать в развитие сети около 5,5 млрд рублей. Основным приоритетом, который как раз и позволит обеспечить растущие потребности, как в объемах передачи данных, так и в высоких скоростях мобильного интернета, станет сооружение сети LTE. Первые базовые станции, работающие в этом стандарте, будут запущены в Новосибирске и в Красноярске уже в этом году. LTE обеспечит скорость передачи данных до 100 Мб в секунду. Но также мы будем инвестировать и в сооружение волоконно-оптических линий, и в модернизацию существующей сети, и в расширение магистральной инфраструктуры, - без этой базы невозможно качественное развитие передачи данных.

            - Вы уже занимаетесь подготовкой этой базы для запуска LTE?

            - Безусловно, и это не только подготовка к запуску LTE, развитие волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и модернизация магистральной и транспортной сети позволяют уже сейчас существенно улучшать качество мобильной передачи данных для наших сибирских абонентов. Например, в 2012 году мы завершили масштабную модернизацию транспортной инфраструктуры 3G, в результате которой 95% сети МТС в Сибири переведено на современные IP-технологии, что позволило повысить эффективность работы каждой базовой станции: увеличить количество единовременно обслуживаемых на ней абонентов и ускорить передачу данных. Кроме того, мы начали проект модернизации базовых станций в Сибири по технологии DC-HSPA+, позволяющей пользователям комфортно работать в сети 3G МТС и получать скорость загрузки файлов, сравнимую со средней скоростью передачи данных в сети LTE. В результате средняя скорость мобильного Интернета в сети МТС Новосибирской области выросла с начала года в 1,5 раза, а объем ежесуточно передаваемого абонентами трафика - на четверть. В настоящее время МТС в Сибири перевела более 40% базовых станций сети третьего поколения на технологию DC-HSDPA+. К концу 2013 года зона покрытия наших базовых станций технологией DC-HSDPA+ должна составить 80-85% от суммарной территории покрытия.

            Мы также существенно расширили нашу транспортную сеть. С 1 июля 2012 года мы построили 3,3 тыс. километров ВОЛС. Еще столько же планируем построить до конца текущего года.

            И, конечно, мы продолжаем строить новые базовые станции. Только за первые шесть месяцев 2013 года количество базовых станций 3G МТС в Сибири увеличилось на 15% к показателю аналогичного периода прошлого года.

            - Но приоритетом будет LTE?

            - Концептуально - да. Но это не означает, что мы переключим все силы на этот проект. Отнюдь. Сеть - живая структура, нуждающаяся в постоянной поддержке. Мы будем продолжать поддерживать и развивать то, что уже построено. Возможности 3G еще далеко не исчерпаны, и мы продолжим развивать эту технологию. Есть еще один аспект: пока проникновение LTE-устройств в России значительно ниже, чем проникновение 3G-девайсов. При этом модемы LTE и смартфоны, поддерживающие этот стандарт, пока дороже, чем аналогичные устройства для 3G. Потребуется время, чтобы у пользователей сменился "парк оборудования". Поэтому в долгосрочной перспективе однозначно будем ориентироваться на LTE, а сейчас, параллельно с внедрением LTE, продолжим развивать и сеть третьего поколения.

            - Кто будет поставщиком оборудования для LTE-сети?

            - Поставщиком оборудования LTE в Сибири по результатам проведенного тендера выбрана шведская компания Ericsson. Они же строят нам сети LTE в Поволжье, на Урале и на юге России. Ericsson - наш давний партнер, хорошо себя зарекомендовавший. И я надеюсь, что с их помощью мы в короткие сроки обеспечим сибиряков быстрым LTE-доступом. Хотя я уверен, что для абонента, по большому счету, неважно, в какой сети он находится, ему важно качество предоставляемой услуги.

            - Что, по Вашему мнению, будет играть ключевую роль в борьбе за абонента?

            - Бесспорно, это качество. Поэтому мы уделяем ему приоритетное внимание. В 2012 году мы вели беспрецедентно масштабную стройку, и к концу года нам удалось построить крупнейшую в России сеть связи - как второго, так и третьего поколения. Мы постоянно контролируем уровень качества и удовлетворенность наших абонентов. И видим, что наши усилия не пропадают даром: так, по итогам первого квартала у МТС был самый низкий отток абонентов среди российских операторов.

            - Как Вы можете оценить взаимодействие МТС и власти в Сибири? Получаете ли Вы необходимую поддержку?

            - Власть для нас важнейший стратегический партнер. Сегодня все понимают, что от наличия развитой телекоммуникационной инфраструктуры зависит развитие и инвестиционная привлекательность региона. Наши клиенты и партнеры, среди которых немало административных структур и органов власти, активно используют сервисы, которые позволяют повысить эффективность работы, оптимизировать бизнес-процессы и сократить расходы.

            В Республике Тува и в Красноярском крае мы подписали и успешно реализуем соглашения о сотрудничестве с администрациями этих регионов. В рамках таких соглашений мы инвестировали, например, в развитие экономики Красноярского края за 2 года более 1,5 млрд рублей. Мы активно участвуем в решении социальных задач, внедряя инновации в социальную сферу. МТС первой в России - и произошло это как раз в нашем регионе, в Новосибирске, - внедрила "Мобильный билет": проект по оплате проезда в общественном транспорте с помощью мобильного телефона по технологии NFC. Проект был реализован совместно с системой платежных сервисов "Золотая Корона" при участии и поддержке Управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска. В 2012-2013 годах в Томске, Новосибирске и Красноярске при поддержке местных администраций МТС реализовала культурно-социальный проект "Виртуальная история". Он позволяет увидеть исторический облик городских зданий и совершить экскурс в историю города с помощью технологии "дополненной реальности" за счет специального приложения МТС и глобального сервиса HistoryPin.

            - А как на "Мобильный билет" отреагировали абоненты? Будет ли МТС внедрять услугу в других городах?

            - Каждый месяц число пользователей услуги "Мобильный билет" возрастает на треть - люди начинают использовать телефон для оплаты проезда и понимают, насколько это просто и удобно. Здесь работает не столько реклама, сколько сарафанное радио - пассажир попробовал сам и рассказал своим друзьям, коллегам. Для того, чтобы услуга заработала, достаточно поменять sim-карту на карту с поддержкой NFC. Это делается бесплатно в наших салонах. Нужно также, чтобы в телефоне была предусмотрена функция NFC, но сейчас таких аппаратов на рынке уже немало. Но если этой функции не предусмотрено, можно обойтись специальной NFC-антенной, которая монтируется в телефон, - ее также можно получить в салоне МТС.

            Мы будем расширять NFC-проекты и готовы развивать новые направления мобильных финансовых услуг в России.

            - В мае в Новосибирске на базе операторской розницы открылись два совместных с МТС-банком салона обслуживания. Как будет дальше развиваться это направление в Сибири?

            - МТС приобрела блокирующий пакет в МТС-банке, раньше это был Московский банк реконструкции и развития. Нам интересна интеграция телеком-ресурсов с банковской сферой, и мы видим в ней большой потенциал. Но пока мы только осваиваем ее возможности, будучи пионерами этого начинания в России. Уже сейчас в рамках сотрудничества с партнерским банком мы можем предложить абонентам наиболее востребованные финансовые сервисы. Доверие к бренду МТС стимулирует клиентов пользоваться и нашими финансовыми услугами. Только по итогам первого квартала 2013 года объем продаж финансовых услуг в розничной сети МТС в Сибири увеличился в 3,5 раза, а число ежемесячно выдаваемых карт "МТС Деньги" выросло в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Опять же, доступность кредитов в рознице МТС помогает предлагать абонентам более функциональные мобильные устройства, которые многие не могут себе позволить купить одномоментно, то есть это напрямую влияет на рост продаж смартфонов, на которые компания делает ставку.

            - Какие еще услуги и направления Вы считаете перспективными?

            - Мы видим широчайшие возможности в развитии сервисов на корпоративном рынке. Одними из востребованных направлений в этом сегменте, которое, кстати, в Сибири уже широко развивается, является применение технологий передачи данных machine-to-machine (М2М). То есть передача информации не на пользовательское оборудование, а обмен данными между устройствами. Например, датчики с sim-картами в счетчиках электроэнергии, передающие данные на сервер, который собирает общую статистику по потреблению, а затем выдает информацию по объему и стоимости услуги и так далее.

            В Новосибирске МУП "Центр управление городским автоэлектротранспортом" уже не первый год использует около двух тысяч SIM-карт МТС в терминалах, установленных на городском автотранспорте, в режиме он-лайн отслеживая перемещения автобусов и трамваев. Проект позволяет не только транспортникам регулировать работу маршрутов, но и пассажирам узнавать необходимую информацию на электронной карте города. Ежедневно к информации этого ресурса обращаются более 6 тысяч горожан, еще около тысячи пользуются мобильной версией проекта.

            МУП "Теплоэнергосбережение" использует более 1,2 тыс. телематических комплектов МТС для обеспечения обмена данными между счетчиками, замеряющими уровень потребления и контролирующими рациональное использование тепловой энергии в Новосибирске. Ранее эти показания контролировались вручную только при посещении экспертами квартир и промышленных объектов. В результате нашему клиенту удалось более чем на 20% сократить эксплуатационные расходы по сравнению с предыдущими периодами. В Сибири количество sim-карт, подключенных к телематическим сервисам МТС, в июне 2013 года по отношению к июню 2012 года увеличилось на 60%.

            - Вы рассматриваете в дальнейшем этот сегмент как приоритетный?

            - Наш приоритет, как я уже говорил, - передача данных, в том числе и М2М-сегмент. Главное, что передача данных - это именно то направление, которое сегодня высоко востребовано и на массовом, и на корпоративном рынке. А мы можем развиваться и зарабатывать только тогда, когда наши сервисы востребованы абонентом и удовлетворяют его требованиям к качеству. Поэтому мы продолжим активно работать над тем, чтобы так оно и было. Чтобы наши клиенты получали максимум от услуг связи, которые мы им предоставляем, оставались с нами, а мы могли инвестировать в развитие новых сервисов для абонентов.