- Борис Михайлович, 17 сентября стартует 69-й театральный сезон. Какие премьеры ждут зрителей?
- Первой премьерой сезона 2013/2014 станет концертный вариант одной из самых известных опер Джузеппе Верди "Набукко". Эта премьера состоится в октябре. Осенью планируем начать репетиции балета "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева, а в ноябре покажем одноактный балет "Пахита" Эдуарда Дельдевеза, литературной основой которому послужила новелла Мигеля Сервантеса "Цыганочка". В апреле презентуем новую постановку оперы "Травиата" Дж. Верди, а в декабре 2014 года выйдет опера Рихарда Вагнера "Тангейзер". Дирижер – Айнарс Рубикис.
25 декабря на Губернаторской елке состоится самая ожидаемая премьера сезона – новая классическая постановка балета "Щелкунчик" Петра Чайковского. Благодаря созданию в этом сезоне попечительского совета театра, который возглавил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, нам удалось получить из областного бюджета 40 млн рублей субсидии на финансирование новой постановки. В свою очередь мы возложили на себя обязанности бесплатно показывать часть спектаклей пожилым людям, детям из малообеспеченных семей и сиротам. Депутаты регионального Заксобрания приняли поправки в областной бюджет на приобретение декораций и костюмов для нового "Щелкунчика". Декорации уже создаются в Риме под руководством известного итальянского сценографа Эцио Фриджерио, который был автором декораций для балета "Спящая красавица" в Большом театре. А созданием 202 костюмов для нового "Щелкунчика" руководит его супруга Франка Скуарчапино - обладательница "Оскара". Они отшиваются в Милане. Художником по свету тоже будет итальянец. В настоящий момент балетная труппа уже приступила к репетициям и продолжит их в начале следующего театрального сезона. Что примечательно, постановка частично изменится, но останется классической. Уже сейчас мы представляем, каким будет новый "Щелкунчик", это будет красивое классическое зрелище. Прежняя постановка идет у нас в театре 18 лет. Мы возили "Щелкунчика" где только можно, декорации и реквизит физически и морально устарели. На нем побывало порядка 500 тыс. зрителей. И мы прекрасно знаем, что это тот спектакль, который будет идти еще долгие годы.
- График гастролей на следующий сезон уже утвержден?
- По зарубежным гастролям не могу ничего сказать, пока контракт не подписан. Известно, что в марте мы проведем два балетных вечера и концертную программу в Якутске, в июне поедем в Красноярск, а в феврале привезем в Омск "необычного" "Фауста" Шарля Гуно. Сейчас объясню, почему необычного. Новый концертный зал Омской филармонии на 1000 мест оборудован электронным экраном размером семь на четыре метра. Так, мы привезем концертное исполнение "Фауста", которое будет совмещено с видеопоказом записи оперы нашего театра. Особенно непросто будет синхронизировать видеоряд с живым звуком на сцене, но дирижер уже начал готовиться. Это беспрецедентная затея, аналогов в России я не встречал.
В целом, хочу отметить, что "Фауст" стал самой успешной оперой за последние 20 лет. За это время мы показали 13 спектаклей, их посещаемость составила 92,4% при средней посещаемости оперы в 65-70%. Традиционно на балетные спектакли зрители ходят охотнее, посещаемость составляет 92%.
- А вы больше любите оперу или балет?
- Балет. "Шепот в темноте" Филиппа Гласса мне очень нравится. А вообще мы стараемся ставить балеты в разных стилистиках. Труппа становится качественной, если работает в разных хореографических жанрах и с разными балетмейстерами.
- 24 июля завершится 68-й театральный сезон. Расскажите о самых ярких его событиях?
- В этом году в театре было много значимых событий, связанных с посещением именитых артистов. Так, в марте 12 виолончелистов Берлинской филармонии дали единственный концерт, приуроченный к Дням культуры Германии в России. В этом же месяце мы провели VI Сибирский фестиваль балета, на котором выступили танцовщики из Германии и США. В День памяти и скорби совместно с артистами из Великобритании на сцене нашего театра был поставлен Военный реквием Бенджамина Бриттена. Совсем недавно, в День города, устроили Open Air, который, несмотря на дождь, прошел весьма успешно. Еще одним ярким событием стала презентация нового рояля Steinway стоимостью 6 млн рублей, на котором Денис Мацуев вместе с симфоническим оркестром театра сыграл концерт Сергея Рахманинова и рапсодию в стиле блюз Джорджа Гершвина.
К значимым событиям прошедшего сезона я отнесу и вручение нашим сотрудницами высоких государственных наград. Балерине Анне Жаровой присвоено звание "Народный артист РФ", а главному бухгалтеру Людмиле Марченко – "Заслуженный экономист РФ".
Теперь о премьерах прошедшего сезона: в январе мы выпустили "Мессу" Леонарда Бернстайна, в марте - совместно с Новосибирской консерваторией им. Глинки две одноактные оперы "Брачный вексель" и "Мавра". В апреле презентовали камерную оперу "Служанка-госпожа" Джованни Перголези и одноактный балет "Пульчинелла" Игоря Стравинского. В июне состоялась очень ожидаемая премьера одноактного балета "Весна священная" И.Стравинского. Одной из самых интересных постановок, пожалуй, назову "Мессу". Мы откроем ей в сентябре новый сезон. На эту постановку приглашен экспертный совет российской национальной театральной премии "Золотая маска", и по результатам их оценок будем принимать решение о ее выдвижение.
- На гастроли ездили за границу?
- С 25 по 31 июля балетная труппа и оркестр театра будут выступать на Международном фестивале в китайском городе Урумчи. Мы везем на гастроли "Спящую красавицу" и "Щелкунчика". Но поскольку наш театр оперы и балета самый восточный в стране, то основной миссией я считаю гастроли по Сибири и Дальнему Востоку. Прошлым летом мы были во Владивостоке, также начали выезжать с концертными программами в поселки Новосибирской области: Маслянино, Тулинский, Верх-Ирмень, Тогучин, Коченево. Кроме того, возили "Реквием" Дж. Верди в Омск, где работали на сцене нового концертного зала филармонии.
На гастроли ездят и наши солисты. Так, Ирина Чурилова в этом сезоне исполнила партию Маргариты в премьерных спектаклях "Фауста" в Мариинском театре. Солист оперы Павел Янковский гастролирует в Швеции, он приглашен для участия в постановке "Севильского цирюльника" Джоаккини Россини в партии Фигаро. Максиму Аниськину дали роль в "Доне Карлосе" Дж. Верди в нью-йоркской Метрополитен-опере. В ближайших его планах партия Макбета в опере Дж. Верди в австрийском оперном театре Клагенфурта. И это далеко не все артисты театра, успешно выступающие за рубежом.
- Новосибирский театр оперы и балета считается приверженцем классики. А современные технологии помогают в таком классическом виде искусства?
- В текущем сезоне мы опробовали новый метод знакомства с нашими постановками – интернет-трансляцию. В течение года с помощью сайта ParaClassics показали пользователям четыре постановки: "Лебединое озеро", "Корсар", "Месса" и "Фауст". Каждая из них в момент вещания собрала по 25 тыс. просмотров. На Россию пришлось порядка 60% от всех просмотров. После таких трансляций возникают различные предложения, с которыми можно работать.
Между тем, у нас активно возросли продажи билетов через интернет. Так, если в начале сезона только 1% билетов продавался через наш сайт, то сейчас уже 10%. К концу года планируем запустить приложение для мобильных телефонов, с помощью которых также можно будет покупать и бронировать билеты, читать новости. Потихоньку идем к созданию абонементов.
- Раз речь зашла о нововведениях, поделитесь мнением о грядущей реформе РАН, ведь вы бывший сотрудник научной среды.
- Действительно, я восемь лет после окончания Новосибирского государственного университета работал в науке, у меня много друзей-ученых. Я думаю, что власть применила неправильную технологию работы с академическим сообществом. То, что предлагается новым законопроектом, противоречит природе научного труда. Нельзя отрывать материальное снабжение от постановки выполнения научных задач. Безусловно, реформа РАН нужна, но способ, с которого начали ее реализовывать – это неуважение к представителям ученой среды. У населения сохранилась уважение к людям, которые занимаются научной деятельностью. На мой взгляд, цена вопроса и цена этих потерь несопоставима.
- Наверное, вы согласны с мнением, что в Новосибирске три достопримечательности: СО РАН, зоопарк и театр оперы и балета?
- Безусловно. Они уникальны, ведь идеи создания и реализация этих трех объектов опередили свое время. Так, например, академик Михаил Лаврентьев собирался строить Академгородок в 1957 году под Омском. Это место выбрано в связи с тем, что в те годы в эксплуатацию ввели первый советский пассажирский реактивный самолет ТУ 104, который мог без дозаправки летать из Омска в Москву. А академик осознавал важность плотных контактов между столицей и Сибирью. Но у омских властей было свое мнение на этот счет: они решили построить на месте будущего городка ученых нефтезавод и построили. А Академгородок разбили в Новосибирске. Аналогичная ситуация с театром: его спроектировали в конце 20-х годов как орудие пропаганды идей социализма, но с годами превратили в театр оперы и балета, несмотря на то, что оперное искусство считалось буржуазным. Новосибирский зоопарк тоже создали еще до войны на базе небольшой агробиостанции, он пережил пожар, сменил несколько площадок. Спустя много лет он переехал в Заельцовский бор и предстал в том грандиозном виде, в каком он находится сейчас.