Накануне Дня Шахтера в Кемеровской области открыт новый угольный разрез, который будет добывать энергетический уголь. О специфике работы частного инвестора на угольном рынке и особенностях сегодняшней ситуации в отрасли на примере конкретного проекта агентству "Интерфакс" рассказал директор ООО "Энергоуголь" Игорь Данилко.
- Игорь Николаевич, агентство "Интерфакс" сообщало, что ООО "Энергоуголь" в июне 2005 года выиграло аукцион на право пользования недрами участка "Подгорный" Бунгурского каменноугольного месторождения в Новокузнецком районе Кемеровской области, заплатив 125 млн рублей. В июле 2011 года компания завершила строительство разреза на этом участке. Какой объем инвестиций был направлен в этот проект?
- Строительство разреза началось в 2009 году, 15 июля текущего года предприятие было введено в эксплуатацию: начались вскрышные работы и добыча каменного угля. В прошлом месяце были добыты первые 40 тыс. тонн угля. Проектная мощность предприятия - 700 тыс. тонн угля в год. Что касается инвестиций, то уже направлено около 400 млн рублей, в том числе, на покупку погрузчиков, БелАЗов, экскаваторов, бульдозеров, на оплату работ подрядных организаций, занимавшихся строительством технологических дорог, очистных сооружений. Срок окупаемости затрат - около 5 лет.
Финансирование еще будет продолжено, к примеру, готовится проект строительства административно-бытового комплекса, в сентябре мы намерены приобретать дополнительную технику.
- Когда вы планируете вывести предприятие на проектную мощность? Рынки сбыта угля?
- На проектную мощность мы планируем выйти к концу текущего года. Рынки сбыта - Южная Корея, Китай, Словакия, Польша, Украина. Также мы работаем с энергосистемой, к примеру, поставляем уголь на Барнаульскую ТЭЦ "Кузбассэнерго".
- Учитывая, что запасы участка не большие (запасы энергетического угля марки Т участка "Подгорный" составляют 7,3 млн тонн - ИФ), планируется ли в перспективе их увеличивать, и насколько возможна прирезка в данном районе? Есть ли планы по строительству обогатительной фабрики и железнодорожной ветки?
- Да, мы рассматриваем в перспективе возможность участия в аукционах на право пользования прилегающими участками недр. Что касается обогащения угля, то он у нас высокого качества, малозольный, дефицитной марки и необходимости в строительстве обогатительных мощностей нет.
А собственный железнодорожный тупик под погрузку нам нужен, к тому же месторасположение разреза позволяет протянуть к себе ветку. Но для реализации такого проекта необходимо объединить наши усилия в расширении погрузочной станции Новокузнецк-Сортировочный с двумя расположенными рядом разрезами. Пока мы вывозим уголь до станции Новокузнецк-Сортировочный и станции в г.Прокопьевск автотранспортом.
- В Новокузнецком районе, в котором находится предприятие, довольно много шахт и разрезов. При этом здесь достаточно мелких поселков, жители которых не очень довольны таким соседством. Люди пишут жалобы властям, указывая, что от промышленных взрывов разрушаются их старые дома, что предприятия слишком близко подходят к частному сектору. Проверки проводят различные надзорные и властные структуры, вовлекаются прокуратуры и суды. Что предпринимает бизнес для разрешения таких конфликтов интересов?
- Сразу отмечу - первый взрыв на нашем участке был проведен только первого августа и в присутствии представителей надзорных служб и органов власти. Мы не экономим на взрывчатых веществах, приобретая те, что позволяют минимизировать воздействие на окружающую среду. Например, используем пористую селитру, которая не дает выброса газа и бездымна. Также мы заказали проект еще более щадящей технологии частичной гидрозабойки, подразумевающей, что в каждую скважину над зарядом будет вставляться полиэтиленовый мешок с водой метровой высоты, и при взрыве вся пыль будет поглощаться.
Что касается расстояния до поселка Рассвет, то есть проект, прошедший государственную экспертизу и получивший заключение областного Роспотребнадзора.
Расчетная санитарно-защитная зона, которая устанавливается для каждого предприятия индивидуально, в нашем случае равна 400 метрам. Фактически же расстояние от границы отвала до поселка - более 600 метров, от горных работ - 1180 метров. В настоящее производится рекультивация отвала - создается своего рода защитная зона из высокорослых трав и деревьев.
А споры вокруг разреза действительно есть - причем, природоохранной прокуратурой и жителями поселка Рассвет - оспаривается один и тот же документ - санитарно-эпидемиологическое заключение от 6 июля 2009 года, выданное ТО Роспотребнадзора по г. Новокузнецку и Новокузнецкому району. Производства по делам длятся более года, есть решения в пользу обеих сторон. Но до настоящего момента нет судебных актов, вступивших в законную силу.
Тем не менее, мы уже давно озаботились социальной составляющей нашего бизнеса, и это касается не только трудового коллектива. Могу сообщить, что у нас есть соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с администрацией Кемеровской области, где предусмотрена сумма финансирования социальных программ - 4 млн рублей. И уже более 3 млн рублей из этой суммы освоено. Причем, большая часть средств направлена именно на благоустройство поселка Рассвет. К примеру, за счет компании отремонтирован фасад клуба, заменены 84 оконных блока в местной школе, приобретены учебники для первоклассников и детей из малообеспеченных семей.
Мы продолжим ежегодно выделять средства на благоустройство поселка.
Отмечу также, что в прошлом году, пока разрез строился, мы перечислили в бюджеты 12 млн рублей налогов. С началом полноценной эксплуатации горнодобывающего производства налогооблагаемая база вырастет в разы.
- С какими сложностями сейчас сталкивается частный бизнес, работающий в угольной отрасли?
- Можно сказать, что проблем нет только со сбытом угля. Зато достаточно сложностей организационного характера - работа с населением, защита окружающей среды от негативного воздействия промышленности, разрешение проблемы с отгрузкой угля. Проблемы с вагонами были всегда, но раньше это касалось устаревшей материальной базы. Сейчас, когда подвижной состав распределен в частую собственность, перевозчики увеличивают парк, порожняка стало больше. Но теперь мешает несогласованность среди участников этого рынка. Обычная ситуация, когда мы сообщаем перевозчику о наших планах по отгрузке в каком-то направлении, а в назначенный срок вагоны нам не поставляются. Появилось такое понятие, как "заказ под вагоны", то есть, если лично собственник доставку этих вагонов согласует, порожняк прибудет. Но при этом владельцы парка начали откровенно спекулировать, - раньше была единая ставка по прейскуранту не перевозки, сейчас по каждому направлению приходится договариваться, буквально торговаться. Не выгодно возить на дальние расстояния, приходится оплачивать и порожний пробег.
Другая проблема - нехватка квалифицированных кадров, в нашем районе особенно чувствуется конкуренция между работодателями. К примеру, мы собираемся приобретать дополнительную технику в сентябре и создавать 25 рабочих мест и уже думаем о том, чтобы приглашать работать из других регионов вахтовым методом. Сегодня у нас в штате 101 человек, но планируем увеличивать до 180.
Социальные обязательства я бы не назвал сложностью, но они тоже требуют организационного подхода. К примеру, администрация района предоставила списки малоимущих, проживающих в поселке Рассвет - там проживает всего 700 человек, многие уже на пенсии. Мы снабжаем их пайковым углем, на День Победы поздравили ветеранов, сейчас принимаем решение о помощи в ремонте ветхого дома малоимущей семьи - у женщины 5 детей, которых она воспитывает одна.
Есть и другие вопросы, но, могу сказать, когда собственники шли в этот проект, никто не ждал легких путей.