На долю транспортной дочки холдинга "Сибирский цемент" - ООО "КузбассТрансЦемент" - по результатам 2014-го пришлось около 60% всех перевозок навального цемента в Сибирском федеральном округе. Среди направлений, по которым осуществляется доставка различных грузов, - практически все страны СНГ, Прибалтика, а также Монголия.
Об итогах работы в минувшем году, планах на 2015-й и проблемах, связанных с перевозкой стройматериалов в условиях стагнации строительной отрасли, агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал управляющий директор "КузбассТрансЦемента" Александр Чагаев.
- Александр Николаевич, с какими результатами завершился 2014 год для "КузбассТрансЦемента"?
- В 2014 году ООО "КузбассТрансЦемент", используя собственный и привлеченный парк подвижного состава, обеспечило перевозку более 5,9 млн тонн грузов (в том числе 3,9 млн тонн цемента), что на 2% больше по сравнению с аналогичным показателем 2013-го. При этом на 15% вырос объем грузов, перевезенных в полувагонах "КузбассТрансЦемента"; на 3% - объем грузов, доставленных собственными хоппер-цементовозами. За счет внесенных во внутренние и внешние логистические схемы изменений значительно снизилась доля порожнего пробега.
В настоящее время "КузбассТрансЦемент" покрывает около 65-70% всех перевозок "Сибирского цемента", компания обеспечивает доставку готовой продукции, сырья для активов холдинга в различных видах подвижного состава. Объемы перевозок сторонних грузов в зависимости от сезона и внешних логистических маршрутов могут достигать 35%. В период низкого спроса на цемент - с октября по апрель - доставка сырья и отгрузка продукции холдинга осуществляется практически полностью собственным подвижным составом. В сезон активных продаж - с мая по сентябрь - для отгрузки цемента и завоза сырья мы дополнительно привлекаем вагоны других собственников.
- Прошедший год характеризовался продолжающейся стагнацией экономики, сокращением объемов строительства, падением спроса на строительные материалы. Как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся к началу 2015 года на рынке железнодорожных перевозок строительных материалов?
- На протяжении всего 2014-го основным трендом российского транспортного рынка оставалось снижение объемов железнодорожных перевозок, и особенно сильно оно ощущалось в сфере транспортировки строительных грузов. По предварительным данным, в прошлом году рынок железнодорожных перевозок строительных грузов "упал" как минимум на 17%. Причины снижения - стагнация строительной отрасли, вызванная общим экономическим кризисом. Свою роль сыграло и динамичное развитие услуг по автодоставке стройматериалов. Данный способ транспортировки продукции особенно выгоден, когда речь идет об отгрузках на "короткое плечо" - до 300-400 км. Именно в этом случае мы можем говорить о таких преимуществах, как скорость, оперативность погрузочного процесса; гибкость в формировании объемов отгружаемой продукции; высокая оборачиваемость денежных средств при реализации товара конечному потребителю. Дополнительный импульс переходу на доставку стройматериалов автотранспортом придал рост тарифов РЖД с 1 января 2015 года.
В то же время на рынок вышли почти 2 тысячи новых вагонов, в результате предложение по транспорту в прошлом году периодически превышало спрос. Однако уже в 2015-м ситуация со спросом и предложением может в определенной степени стабилизироваться: сегодня общий возраст хоппер-цементовозов в РФ составляет 13 лет и, по оценкам экспертов, списанию в текущем году подлежит около 13% парка.
- Коснется ли грядущее в 2015 году списание подвижного состава вашей компании?
- Средний возраст парка "КузбассТрансЦемента" составляет 5 лет, поэтому нашу компанию данный процесс не затронет.
- Каким образом "КузбассТрансЦемент" выходил из ситуации профицита вагонного парка хоппер-цементовозов на рынке РФ?
- С июля 2014 года мы стали активнее использовать собственный подвижной состав для перевозки сырья и готовой продукции для активов "Сибирского цемента". В результате, по сравнению с 2013 годом, количество транспорта, привлекаемого дополнительно, снизилось более чем на 20%, а доля сырья, завозимого на заводы "Сибцема" вагонами "КузбассТрансЦемента", возросла на 44%.
- За последние два года парк компании увеличился практически вдвое и в настоящее время насчитывает 3017 единиц техники - 1770 хоппер-цементовозов и 1247 полувагонов. Планируется ли в перспективе - возможно, когда строительная отрасль выйдет из кризиса и спрос на перевозки цемента вырастет, - увеличивать его?
- Активное наращивание парка компании происходило в 2011-2013 годах и по состоянию на январь 2015 года в лизинге находится порядка 46% подвижного состава. Стратегия дальнейшего развития "КузбассТрансЦемента", действующая в настоящее время, не предполагает покупки новых вагонов в ближайшей и среднесрочной перспективе. Это связано с тем, что планов полностью обеспечить потребности предприятий холдинга, у нас нет: цементный рынок имеет яркий сезонный характер, и в период "низких продаж" специализированные вагоны, приобретенные сверх оптимального количества, будут простаивать. Кроме того, согласно транспортной стратегии холдинга, тарированный в мешки цемент мы перевозим исключительно в привлеченном крытом подвижном составе.
Вместе с тем, многое будет зависеть от общей ситуации на строительном рынке РФ, так как количество единиц необходимой техники рассчитывается, исходя из транспортных задач холдинга.
- "КузбассТрансЦемент" работает на транспортном рынке более 10 лет, успешно пережил кризис 2008 года. Для чего "Сибирскому цементу" собственная транспортная компания?
- Наличие собственной транспортной компании-оператора позволяет холдингу избежать негативного влияния таких внешних факторов, как колебания стоимости транспортных услуг, наличие или отсутствие подвижного состава, дает возможность осуществлять планирование и бюджетирование в долгосрочной перспективе, максимально эффективно использовать инфраструктуру подъездных путей и станций. Все это в конечном счете сказывается на стоимости продукции и обеспечивает ее конкурентоспособность на рынке. Так, в настоящее время транспортные затраты "Сибирского цемента" не превышают рыночные, а по ряду направлений - значительно ниже уровня рынка.
Однако в определенных случаях экономически более оправдано использование привлеченного парка. Например, если есть возможность загрузить вагон в регионе назначения рейса, целесообразно использовать собственный парк. Когда гарантии обратной загрузки нет, мы привлекаем вагоны других операторов, предлагающих выгодные условия перевозки. Также в сезон высокого спроса на цемент привлеченный парк применяется для отправки продукции в те регионы сбыта, где наша компания не работает. Соответственно, мы высвобождаем собственный подвижной состав, избегаем роста оборота вагонов, обеспечиваем наличие необходимого количества вагонов в регионах отгрузки холдинга.
Для оперативного предоставления подвижного состава по заявкам предприятий и формирования планов по привлечению вагонов сторонних транспортных компаний в 2012 году на базе "КузбассТрансЦемента" был создан Единый логистический центр "Сибирского цемента". Это позволяет нам как транспортному звену холдинга обеспечить равномерный подход вагонов для среднесуточной отгрузки продукции и своевременного завоза сырья и материалов в соответствии с потребностью заводов. Мы имеем возможность привлекать парк прочих транспортных компаний-собственников подвижного состава по более выгодным ценам за счет сдвоенных операций, консолидации объемов по всем предприятиям холдинга, тем самым, снижая транспортные издержки предприятий.
- Расскажите, пожалуйста, о планах "КузбассТрансЦемента" на 2015 год. Будут ли внедряться очередные информационные новинки, призванные оптимизировать работу компании? Есть ли у предприятия проекты, связанные с модернизацией путевого хозяйства, фасовочных и погрузочных линий?
- Мы будем стремиться, как минимум, к тому, чтобы сохранить показатели на уровне прошлого года, и вести активную работу над снижением доли транспортной составляющей в стоимости продукции "Сибцема". Для этого, в частности, продолжим внедрение современных IT-продуктов. Так, в 2015 году планируется завершить интеграцию информационной системы "КузбассТрансЦемента" с используемой в ОАО "РЖД" для подготовки и оформления перевозочных документов автоматизированной системой ЭТРАН (Электронная ТРАнспортная Накладная), что позволит нам более оперативно взаимодействовать с перевозчиком.
Еще один важный проект - запуск собственного сайта ООО "КузбассТрансЦемент". Интернет-ресурс будет тесно интегрирован с созданной и внедренной в нашей компании информационной системой, которая хранит и обрабатывает сведения о перевозочной деятельности и сопряженными с ней процессами, используется в разных областях деятельности - от разработки логистических схем до документооборота. Это даст возможность автоматизировать многие процессы и механизмы взаимодействия с контрагентами.
Также в настоящее время мы изучаем потребность в запуске мобильного приложения для доступа к оперативной "перевозочной" информации и сервисам. Если придем к выводу, что такая программа нужна, приступим к ее созданию.
В планах компании - дальнейшая модернизация путевого хозяйства, фасовочных и погрузочных линий. "Сибцем" уже реализовал немало проектов, которые помогают значительно увеличить эффективность работы. К примеру, на Топкинском цементном заводе фасовка и отгрузка цемента организованы таким образом, что продукция поступает одновременно в хоппер-цементовозы, полувагоны, крытые вагоны и автотранспорт, максимально эффективно используется производственная и транспортная инфраструктура предприятий, перерабатывающая способность станций примыкания.
Разумеется, внешние обстоятельства могут внести свои коррективы в деятельность компании. Но я уверен, что "КузбассТрансЦемент" обладает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы продолжать стабильную работу и оставаться надежным транспортным звеном в снабженческой и сбытовой деятельности "Сибирского цемента".