Сибирь / Эксклюзив 22 апреля 2020 г. 16:21

Министр здравоохранения Красноярского края Борис Немик:

"Финансирование нацпроекта "Здравоохранение" в регионе не будет уменьшено в связи с коронавирусом"

               Реализация национального проекта "Здравоохранение" в Красноярском крае не будет скорректирована в связи с распространением COVID-19. Власти региона в предыдущие годы активно укрепляли материальную базу краевого здравоохранения, строили новые медчуреждения, приобретали современное оборудование, и это в настоящее время способствует эффективной борьбе с новой инфекцией. Также край получил дополнительные федеральные средства и выделяет собственные для оснащения инфекционных больниц для лечения пациентов с коронавирусом. При этом регион эффективно реализует один из ключевых показателей нацпроекта - уменьшение динамики смертности. А в прошлом году показал высокий приток медицинских кадров в краевую систему здравоохранения, после отрицательных результатов предыдущего периода.
                О сегодняшней ситуации в краевой системе здравоохранения агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал министр здравоохранения края Борис Немик.

"Финансирование нацпроекта "Здравоохранение" в регионе не будет уменьшено в связи с коронавирусом"
Фотография предоставлена пресс-службой министерства здравоохранения Красноярского края

                - Борис Маркович, каков общий объем федеральных и краевых средств, предусмотренных на развитие здравоохранения в крае в 2020 году?

                - Суммарный объем средств предусмотрен 3 млрд 840 млн рублей. Это практически на 1 млрд 100 млн рублей больше, чем было в прошлом году.

                - Сколько из них федеральных, а сколько краевых?

                - Федеральных средств 2 млрд 572 млн рублей, а краевых средств 1 млрд 266 млн рублей.

                - Они каким-то образом были изменены с учетом последней корректировки бюджета?

                - Да, краевые средства увеличились за счет корректировки бюджета. По расходам на санитарную авиацию было направлено дополнительно 250 млн рублей.

                - Каковы сейчас ключевые приоритеты и в различных федеральных проектах, входящих в нацпроект "Здравоохранение", которые реализуются на территории региона?

                 - По национальному проекту направления остались в основном все прежние, которые были в 2019 году. Добавилось одно новое направление - это бесплатное обеспечение лекарственными препаратами людей, перенесших инфаркт и инсульт, в течение одного года после заболевания. На эти цели будет направлено в этом году почти 145 млн рублей. Закуп лекарств уже осуществлен.

                Остальные направления остались прежними - к примеру, развитие сосудистых центров, дооснащение медицинским оборудованием, в том числе ангиографами, переоснащение оборудования этих центров, которое уже выработало свой ресурс, и оснащение этих центров реабилитационным оборудованием. Вот на этот блок в этом году будет направлено 278 млн рублей.

                У нас появится два новых центра по лечению больных с инфарктами и инсультами с использованием внутрисосудистых операций, так называемые инвазивные центры. Такие центры появятся в этом году в Лесосибирске и Минусинске. Напомню, что в прошлом году в рамках этой программы мы создали условия для организации еще двух таких центров. В 20-ой больнице в Красноярске второй ангиографический аппарат был приобретен, смонтирован, запущен, он сейчас функционирует. И впервые в больнице Норильска появилась возможность лечить инфаркты с помощью аппарата ангиографии, проводить стентирование коронарных артерий. Они начинают работать в апреле, все соответствующие условия созданы. В этом году появится еще два новых центра и до конца этого года все наши межрайонные центры будут этой технологией владеть.

                По онкологической программе в этом году в два раза будет увеличена сумма средств - будет направлено 929 млн рублей на оснащение и модернизацию онкологической службы, в том числе создание четырех дополнительных центров амбулаторной помощи. Пять центров мы создали в прошлом году, а еще четыре дополнительно создаем в этом году. Соответственно, будет проведено оснащение специализированных учреждений медицинским онкологическим оборудованием.

                На завершение программы модернизации детских поликлиник в этом году сумма тоже удвоилась - 284 млн рублей. Нам предстоит завершить проведение всех ремонтных работ в детских поликлиниках в межрайонных центрах, в районных больницах, где есть детские поликлиники, и оснастить их оборудованием. На фельдшерско-акушерские пункты суммы у нас тоже почти удвоились - в этом году на них будет направлено 244 млн рублей, в прошлом году было 150 млн рублей. Планируется создать 52 ФАПа за счет федерального бюджета, два ФАПа за счет краевого бюджета и одну врачебную амбулаторию - хотя мы предполагаем, что, может быть, удастся сделать не одну, а две врачебные амбулатории.

                В этом году у нас будет значительный прирост расходов по переходу к цифровому здравоохранению. Сумма увеличилась практически в 3 раза, до 920 млн рублей. У нас в этом отношении сейчас уделяется максимальное внимание не только крупным больницам, но и сельским учреждениям. В позапрошлом году мы подключили к интернету все врачебные амбулатории и участковые больницы, 127 ФАПов, в этом году подключаем еще 221 ФАП. По итогам прошлого года электронные медицинские карты у нас ввели 44 учреждения, в этом году к ним добавится еще 28 учреждений. Таким образом, получится, что вести медицинские карты в электронном виде будет уже половина всех медицинских учреждений края.

                Остается еще направление санитарной авиации. Ее финансирование тоже увеличено. Она сейчас нам очень нужна при оказании помощи больным с коронавирусной инфекцией.

                - Есть какая-то краевая специфика распределения средств в сравнении с другими регионами?

                - По сравнению с другими регионами у нас акцент делается на развитие сердечно-сосудистой программы, потому что у нас поставлена задача, чтобы во всех наших межрайонных центрах в полном объеме функционировали инвазивные центры, которые позволяют лечить больных. Расстояния у нас большие, и, соответственно, обеспечить всю экстренную помощь только в Красноярске очень сложно. Поэтому наша задача - тиражировать эту помощь на места. В этом году мы завершим создание полноценной системы такой помощи.

                Тема, связанная с онкологией, для нас тоже принципиально важна, поэтому в каждом межрайонном центре создается система амбулаторной онкологической помощи, и это серьезная модернизация службы.

                Особенно я бы выделил сельскую медицину. По этому направлению в прошлом году мы были в лидерах по количеству средств, направленных на приобретение мобильных комплексов. Мы приобрели достаточно много такого оборудования: 17 ФАПов, и еще 17 просто мобильных диагностических комплексов, что позволило нам в этом году реализовать новый проект - сформировать автопоезд. Видимо, у нас будет даже не один автопоезд, а несколько, которые будут работать по графику. Первый уже начал работать, объезжает сельские территории для более полного охвата населения диспансеризацией, осмотрами, диспансерным наблюдением. В составе автопоезда выезжают узкие специалисты. Мы его пополняем в этом году новыми комплексами: кардиомобилем, где можно проводить диагностику сердечно-сосудистой системы, и передвижным стоматологическим комплексом. К сожалению, пока временно приостановлены профосмотры и автопоезд остановлен, но это временное явление. Как только закончится текущая эпидемическая ситуация, соответственно, он начнет работать.

                В этом году мы в два раза увеличили затраты на строительство новых ФАПов, на модернизацию. Это тоже важно, потому что у нас большое количество ФАПов. По регионам мы имеем одно из самого большого количества ФАПов в небольших населенных пунктах. Потому что все-таки, несмотря на то, что общая смертность населения в крае снижается, но в сельской местности показатели смертности остаются на 30% больше, чем краевые. Все-таки нам нужно сделать акцент на то, чтобы в сельской местности людям была доступна первичная помощь и, соответственно, работала профилактика.

                - Каковы наиболее значимые итоги реализации подпроектов национального проекта "Здравоохранение" в регионе по итогам 2019 года?

                - Основной итог - это увеличение средней продолжительности жизни. Правда, не теми темпами, которые бы нас устраивали полностью, но, тем не менее, продолжительность жизни в среднем прирастает по полгода. Кроме того, практически ежегодно происходит снижение общей смертности населения на 0,1%. Этот темп снижения за три месяца этого года тоже пока выдерживается. Вот это основные результирующие показатели.

                С точки зрения вопросов доступности медицинской помощи я бы все-таки остановился на следующем. Впервые за несколько лет по итогам прошлого года у нас отмечен абсолютный прирост численности врачей (330 человек) и средних медицинских работников, но здесь цифра поскромнее - 95. Тем не менее, до 2019 года мы несколько лет имели отрицательную динамику численности. Поэтому для нас это уже некий повод сказать, что, скорее всего, начали работать определенные программы по стимулированию, по целевому обучению и так далее. Это очень важно, поэтому мы в этом году не останавливаемся. По поручению губернатора края Александра Усса и при поддержке Законодательного собрания мы уже приняли ряд новых законов, которые позволяют нам увеличить целевой набор, увеличить целевую ординатуру обучения.

                В этом году впервые начала работать краевая программа "Земский врач", которая предполагает подъемные в размере 1 млн рублей с районным коэффициентом в межрайонных центрах Канск, Ачинск, Усинск, Норильск и Лесосибирск. Это населенные пункты с населением свыше 50 тыс. человек, тогда как в рамках федерального проекта "Земский врач" участвуют населенные пункты с населением только менее 50 тыс. Учитывая, что мы развиваем технологии в межрайонных центрах, нам важно, чтобы туда тоже привлекались выпускники университета. Программа будет распространяться на специалистов, которые впервые заканчивают вуз или приезжают в Красноярский край из-за пределов региона - это сделано для того, чтобы у нас в крае не было внутренних перетоков медицинских кадров. На эти выплаты направлено в этом году 30 млн рублей. Если потребуется, эта цифра будет скорректирована в большую сторону. Это для нас важно, кадры - это одна из значимых составляющих нацпроекта.

                То, что я говорил о цифровом здравоохранении, тоже существенно влияет на обеспечение медицинской помощи. Для нас важно повышение доступности профилактической помощи, диспансеризация, охват населения ею сейчас повышается. Мы уделяем внимание качеству, потому что за цифрами большого охвата не нужно забывать, что диспансеризация проводится для своевременного выявления заболеваний и начала лечения. Если этого не происходит, то даже при больших объемах диспансеризации эффективно система не работает.

                Наверное, еще к этому прибавлю онкологию. По онкологии в 2019 году был прорыв в обеспечении граждан специальным лечением, потому что расходы на обеспечение медикаментами и проведение химиотерапии, специальной лучевой терапии, хирургического лечения выросли практически в 2,5 раза по сравнению с предыдущими периодами. Это реально позволило сейчас получать все качественные препараты, обеспечивать необходимые схемы лечения, кратность лечения и увеличить количество граждан, которые нуждаются в этом лечении - для того, чтобы полностью обеспечить хорошие результаты, во-первых, по ранней выявляемости, а, во-вторых, по выживаемости. Сейчас многие онкологические заболевания достаточно хорошо лечатся, и выживаемость стала расти. Вот на этом акцентируем внимание.

                - Принимались в связи с текущей ситуацией с COVID-19 ли какие-то корректировки в реализации нацпроекта "Здравоохранение" в Красноярском крае?

                - Сразу скажу, уменьшения средств на реализацию нацпроектов не произошло и произойти не может. Наоборот, все, что было наработано сейчас по нацпроектам - мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений, специализированные центры - сейчас нам потребовалось для того, чтобы можно было качественно оказывать помощь тяжелым больным с коронавирусной инфекцией. Мы достаточно много приобретали аппаратов искусственной вентиляции легких, другой дополнительной аппаратуры - диагностической, компьютерных томографов. Они сейчас максимально задействованы. Мы перебросили даже часть оборудования за счет того, что сейчас временно уменьшилась плановая помощь. Этот резерв мы сейчас задействуем для того, чтобы максимально можно было обеспечить тяжелых больных с коронавирусом.

                Повторю, сокращения средств на нацпроекты в связи с эпидемией нет, оно не произошло и не будет происходить - наоборот, краевые и федеральные средства сейчас выделяются дополнительно. Федеральные средства в размере 1 млрд 200 млн рублей выделены для оснащения специализированных инфекционных больниц. Краевые средства выделены и будут еще выделяться дополнительно на приобретение средств индивидуальной защиты, решение вопросов о лекарствах. Это все дополнительно к нацпроекту.

                По дополнительным выплатам врачам, работающим с зараженными коронавирусной инфекцией, сейчас вопрос решен - в частности, выделены федеральные и краевые деньги. Это именно дополнительные средства, а не за счет корректировки национального проекта. Ни одна статья по национальному проекту сейчас не уменьшена.

                - А каковы ключевые показатели реализации нацпроекта на 2020 год в здравоохранении? Что планируете сделать?

                - В этом году целевые показатели снижения смертности и увеличения продолжительности жизни у нас выше, чем в прошлом. Это показатели именно целевые, на которые мы ориентируемся, и мы будем пытаться достичь еще большего снижения общей смертности населения, младенческой смертности и повышения средней продолжительности жизни. Первые три месяца показали, что пока идет темп неплохой, но сейчас вмешалась еще эпидемиологическая ситуация, тем не менее, мы не упускаем это из зоны контроля.

                Я думаю, что временное приостановление плановой помощи на небольшой период никак серьезно не влияет на эти показатели. По поводу вопросов, связанных с какими-то другими результатами, кроме качественных показателей - я уже сказал, по-прежнему очень серьезно будем заниматься сельской медициной. Все остальные проекты тоже работают - это создание новых двух инвазивных центров и дополнительно четырех онкологических центров амбулаторной помощи, завершение работ по детским поликлиникам.

                Важно здесь еще то, что сейчас мы подготовили и практически согласовали с федеральным министерством новую программу в развитие национального проекта. Эта программа называется "Модернизация первичной медико-санитарной помощи". Все региональные программы будут приниматься 1 июля. В рамках этой программы за четыре года - это дополнительно к нацпроекту - будет предусматриваться серьезная модернизация первичной медико-санитарной помощи. Она коснется всех взрослых и детских поликлиник, которые еще остались не завершенными, центральных районных больниц, приобретения транспорта для скорой помощи, санитарного транспорта, реконструкции учреждений первичного звена, вопросов, связанных с обеспечением медицинским оборудованием поликлиник и районных больниц. Также будут продолжаться мероприятия по развитию ФАПов, по врачебным амбулаториям. Это первичная сеть, на ней будет сделан максимальный акцент. Это в дополнение к национальному проекту.

                - Вы сказали про целевые показатели снижения смертности. Какие у нас запланированы абсолютные цифры на конец этого года?

                - В этом году целевой показатель темпа снижения смертности должен вырасти в два раза. То есть это именно целевой показатель, и мы настраиваем так систему, что мы должны стараться достичь увеличения темпа снижения смертности в два раза.

                У нас смертность снижается по 0,1% в год на тысячу населения, а в этом году - снизить не менее 0,2 на тысячу населения, то есть прирасти в два раза. Это очень непросто сделать. Здесь играет роль не только здравоохранение, на это будут влиять еще и другие мероприятия - например, демография. Это такой комплекс. Это такой результирующий комплексный показатель ситуации в регионе.

                - Есть ли проблемы в реализации нацпроекта в Красноярском крае, какие-то острые вопросы?

                - Вопросы, которые являются достаточно проблемными, связаны с кадровым обеспечением. Несмотря на появившиеся тенденции увеличения численности врачей и сестер, пока еще недостаточно медицинских кадров, специализированных, квалифицированных. Это такие проблемы, на решение которых мы сейчас направляем дополнительные усилия.

                Второй вопрос - пока еще не до конца сложившаяся культура поведения граждан с точки зрения влияния на свое здоровье, соблюдение необходимых мероприятий по исключению факторов риска и проведение профилактических осмотров. Активность граждан повышается с каждым годом, ситуация уже меняется, но тем не менее это остается все равно таким проблемным вопросом, что говорит о том, что еще не все граждане регулярно проходят профилактические медосмотры, не уделяя должным образом этому внимания. К сожалению, заболевания иногда выявляются в запущенной форме, и медики уже порой бессильны.

                Третья тема - это доступность лекарственного обеспечения для хронических форм заболеваний. Эта тема тоже для нас остается достаточно актуальной, возникает всегда много вопросов. Наша задача - обеспечить максимальную доступность этой терапии. Я сказал, что в рамках нацпроекта в этом году дополнительно 145 млн рублей направлено именно на целевую категорию больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, чтобы увеличить доступность лекарственной терапии на амбулаторном этапе, чтобы им были доступны современные препараты, современная схема лечения, причем дорогостоящая, на амбулаторном этапе.