Сибирь / Эксклюзив 1 июня 2012 г. 11:30

Гендиректор "Объединенных машиностроительных технологий" Н.Пономаренко: "Инновации в горном машиностроении становятся повседневной работой"

Гендиректор "Объединенных машиностроительных технологий" Н.Пономаренко: "Инновации в горном машиностроении становятся повседневной работой"

 - Наталья Александровна, "Объединенные машиностроительные технологии" в январе на совещании у председателя правительства сообщили о завершении крупного проекта - впервые за 20 лет в России была изготовлена новая модель выемочного комбайна (К800/3300ОМТ). Как вы оцениваете этот проект, сколько времени и инвестиций было затрачено компанией на его реализацию?

- Это знаковое событие в российском машиностроении, выпускающем оборудование для подземных горных работ, так как последняя модель комбайна - К 500 была спроектирована и первый ее образец выпущен более 20 лет назад.

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы заняли около четырех лет, в том числе этап проектирования длился три года. Сумма инвестиций превысила 100 млн рублей.

С марта К800/3300ОМТ работает в режиме промышленных испытаний на шахте "Садкинская" (ООО "Южная угольная компания", Ростовская область).

Комбайн предназначен для отработки угольных пластов большой твердости, опасных по пыли и газу, мощностью от 1,8 до 4,3 м (маломощные и средней мощности - ИФ) с углами наклона до 35%. Мы рассматриваем данную модель как базовую для производства ряда комбайнов и считаем, что с началом выпуска новой машины появляется серьезная возможность импортозамещения.

В конструктивном плане это продукт кооперации в основном российских производителей. Корпусные изделия и основные технологические узлы произведены на заводе ОМТ в Киселевске, гидроаппаратура изготовлена немецким заводом ОМТ - OHE mining technology. Кроме того, были привлечены несколько иностранных инжиниринговых и производственных компаний.

- То, что при создании комбайна было привлечено столько сторонних организаций, не является "слабым местом" новой модели?

- Наоборот, кооперация рассматривается нами как способ привлечения наиболее сильных участников российского и зарубежного рынка. По нашему мнению, время гигантов прошло, не бывает так, что в одной компании идеально делают совершенно всё.

Отмечу, что привлеченный для изготовления первого комбайна состав компаний - не жесткая схема. В то же время производство аналогичных комплектующих для таких машин началось и в России - аналоги представляют на рынке, например, тульские, томские и кузбасские компании. Так что в перспективе мы допускаем, что на следующих машинах будут привлекаться иные изготовители - мы будем смотреть и на технологическое состояние тех или иных предприятий, и на уровень их квалификации. Главное, что все разработки и техническая документация - наши.

- С чем, по вашему мнению, связан столь долгий перерыв в производстве такой техники в РФ?

- Главной причиной, по нашему мнению, было отсутствие спроса у заказчика, что связано с избытком предложений иностранных производителей. Также мы связываем такой перерыв с отсутствием необходимой технологической базы - она только формируется - и нехваткой кадрового конструкторского потенциала.

Сейчас угольщики начали считать деньги и к тому же убедились на примере других изделий, что есть достойные предложения и у российских производителей с хорошим соотношением "цена - качество". Поэтому, как только появился интерес среди российских заказчиков, появилась и машина. Кстати, стоимость нашей модели комбайна в сравнении с импортными аналогами ниже примерно на 35%.

- Какие технические решения можно отметить в новой модели?

- Отмечу два главных новшества: во-первых, комбайн работает на высоковольтном токе 3300 Вт, что делает возможным унификацию электрооборудования под землей. Сейчас в большинстве шахт современное оборудование как раз работает на 3300 Вт - чем выше напряжение, тем стабильнее функционирует техника, а если машины работают на 1140 Вт, то требуются трансформаторные подстанции, понижающие мощность. Во-вторых, комбайн оснащен частотно-регулируемым приводом, что тоже является уникальным для российских машиностроителей.

Благодаря новым техническим решениям К800/3300 отличается повышенной надежностью работы коммутационного электрооборудования. Система в режиме реального времени способна диагностировать состояние всех узлов агрегата и фиксировать аварийные режимы в блоке "Черный ящик", а также дает возможность дистанционно управлять оборудованием, что позволяет снизить число рабочих, находящихся в подземных выработках.

- Как вы решили проблему отсутствия в РФ полигона для испытаний подобного рода техники?

- На собственных небольших стендах мы провели узловые испытания - проверялось все электрооборудование на взрывобезопасность и отдельные узлы. Это позволяет гарантировать безопасность этой техники при работе под землей. А вот возможности проводить ходовые испытания сейчас нет. Раньше стендовая база была в Малаховке под Москвой, сейчас остатки базы находятся в Белоруссии.

Мы озвучивали эту проблему на прошедшем в Кемерово 24 января совещании председателя правительства РФ Владимира Путина "Об итогах реструктуризации и перспективах развития угольной промышленности", и в настоящее время наши предложения по созданию стендовой испытательной базы рассматриваются профильными министерствами и ведомствами.

Полноценный полигон, по сути, - это шахта. Конечно, специально для испытаний шахту никто строить не будет, но при нынешнем уровне развития компьютерной техники современная стендовая база позволит так подготовить технику, что этап полигонных испытаний можно будет развивать уже на действующем производстве.

- Кстати, представитель ОМТ, выступая перед руководством страны, высказал еще одно предложение по поддержке разработчиков новых моделей техники для подземной добычи…

- Оно касалось финансовой составляющей процесса разработок и выпуска импортозамещающей продукции. Поддержание конкурентоспособности предприятия зависит от постоянной модернизации производства, совершенствования технологического процесса и обновления основных фондов, данная задача может решаться с использованием известного механизма субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемых на техническое перевооружение производства. Мы знаем примеры эффективного использования данного механизма у наших коллег в нефтегазовом машиностроении и предложили на совещании включить нашу отрасль в данную программу субсидирования.

Это предложение также нашло поддержку в протоколе совещания у председателя правительства, и такой механизм сейчас разрабатывается министерством промышленности и торговли.

- Оцените уровень спроса на новую технику? Поступили ли уже заказы?

- Да, мы ведем переговоры с двумя угольными компаниями на эту машину.

- А как в целом можно охарактеризовать изменение структуры спроса угледобывающих компаний за 2011 год? Какие новые задачи ставят заказчики перед машиностроителями? Ваши основные рынки поставок продукции?

- Помимо российских угледобывающих компаний, наше оборудование приобретают предприятия Казахстана и Украины. В прошлом году по сравнению с 2010 годом увеличил спрос на наши системы управления Китай - по этому виду продукции среди наших рынков он занимает первое место с долей порядка 60% от нашего сбыта.

По поводу структуры спроса могу отметить, что наиболее эффективные угольные компании сейчас активно занимаются вопросами глубокой модернизации горного оборудования, в том числе иностранного производства. В прошлом году наша компания выиграла несколько конкурсов и тендеров. Мы успешно модернизируем как отечественное оборудование, так и подземную технику мировых лидеров - Joy и DBT (Caterpillar). Несмотря на наличие в области сервисных центров производителей модернизируемой техники, предпочтение отдают нам, поскольку основная задача сервис-центров все-таки - устранение текущих неисправностей, а для глубокой модернизации нужны инженерные конструкторские решения и производственная площадка с серьезным оснащением. При этом услуги нашего сервисного центра востребованы не только российскими, но и зарубежными компаниями: в конце 2011 года мы заключили договор с крупнейшей компанией по производству обогатительной техники FLSmidth Minerals по использованию нашего сервисного центра для обслуживания и ремонта своей техники в Кузбассе. При этом последняя уже разместила на складе ОМТ запасные части на сумму более $2 млн.

- Какие еще новые разработки будут в текущем году внедрены в производство?

- Мы проектируем подземные машины, крепи, конвейерные транспортные системы и стандартные и нестандартные металлоконструкции. С учетом того, что в этом году нам удалось сформировать еще одно конструкторское бюро из числа известных европейских специалистов в области проектирования горно-шахтного оборудования, можно сказать, что в целом у нас сейчас, пожалуй, самое крупное и эффективное конструкторское бюро, охватывающее все сферы подземной добычи.

С 2012 года мы стали производителями силовой гидравлики - в конце марта ОМТ-OHE получили сертификацию на всю линейку силовой гидравлики, применяемой в подземной шорной технике - все типоразмеры домкратов и стоек.

В планах конструкторского бюро этого года завершение разработки рабочей документации по крепи для маломощных (тонких) пластов - от 0,8 до 1,5 метров - эта продукция будет востребована в свете требований по рациональной отработке недр. У нас на рынке среди российских производителей вообще нет таких крепей, а западные производители идут по пути увеличения мощности.

Первыми среди российских производителей мы представляем совершенно новый продукт, имеющий важнейшее значение для обеспечения безопасности подземного персонала - так называемые камеры спасения (коллективные убежища, позволяющие обеспечить автономную жизнедеятельность шахтеров до 96 часов). Проектирование этой системы мы ведем с одной из самых известных компаний оборонно-промышленного комплекса, специализирующейся на создании систем жизнедеятельности.

По-прежнему особое внимание мы уделяем реализации комплексных решений при создании систем транспортировки сыпучих грузов. Например, в проекте по оснащению химического терминала в Финляндии мы спроектировали, поставили, смонтировали и сейчас производим наладку и пуск в эксплуатацию транспортной системы с перегрузками и перепадом высот от 0 до 26 метров, а также сложным конвейером с выдвижной стрелой, которая работает на высоте 11 метров. Учитывая экологический фактор, подобное решение обязательно найдет применение при создании угольных складов.

Таким образом, мы не останавливаемся на достигнутом и убеждены, что постоянное совершенствование техники, разработка новых образцов, соответствие техники самым современным технологическим, экологическим нормам в сочетании с экономической эффективностью позволит нам успешно конкурировать на мировом рынке горного оборудования. Для нас сейчас инновации в горном машиностроении становятся повседневной работой.

- Известны ли вам примеры внедрения в России технологии выемки угля на опасных по метану участках шахт без непосредственного присутствия человека?

- В Кузбассе пока таких примеров нет. Есть эксперименты в Австралии и Китае.

Технически эта задача вполне решаема, но пока что есть инерционность мышления угольных компаний, ведь с человеком под землей надежнее, спокойнее. К тому же никто не хочет рисковать, ведь внедрение новых технологий - это серьезные финансовые риски для собственников, которые никто не покроет, например, возможная потеря производительности, возникновение внештатных ситуаций, потеря запасов в результате аварии.

- То есть никто не хочет быть первым?

- Во главу угла сейчас ставится экономическая эффективность применяемых решений. Времена, когда за освоение новой техники давали ордена и государственные премии, прошли. Чтобы убедить менеджеров и собственников предприятий применить новую технику, нам приходится очень серьезно работать.

- А если бы был испытательный полигон, можно было бы там эти испытания провести?

- Конечно, полигон решает множество проблем и дает возможность тем же менеджерам и собственникам убедиться в эффективности предлагаемых решений.

- Наталья Александровна, расскажите про самые крупные инвестпроекты ОМТ 2012 года.

- Самой затратной статьей инвестпрограммы ОМТ на 2012 год стало обновление станочного парка, в том числе оборудования для производства ленточных конвейеров, приобретение новой техники, новых машин, например мощного токарного станка. Мы будем ориентироваться, в том числе, на российских производителей при реализации программы модернизации нашего собственного станочного парка.

Нами разработана программа повышения энергоэффективности на машзаводе в Киселевске - это порядка 100 млн рублей. Она включает модернизацию котельной, мероприятия по тепло- и энергосбережению, замене внутреннего и наружного освещения, внедрению частотно-регулируемых приводов на промышленные электродвигатели, которые у нас работают.