Сибирь / Эксклюзив 22 декабря 2015 г. 17:30

Гендиректор ООО "Объединенные машиностроительные технологии" В.Добрыдин: "Киселевский машзавод по итогам 2015г. прогнозирует прибыль после 4-летнего периода убытков"

Гендиректор ООО "Объединенные машиностроительные технологии" В.Добрыдин: "Киселевский машзавод по итогам 2015г. прогнозирует прибыль после 4-летнего периода убытков"

            - Владимир Васильевич, текущий год был очень богат на совещания производителей горно-шахтного оборудования (ГШО), угольщиков и властей. Скажите, такое частое общение повлияло на ситуацию в отрасли? Например, в феврале ныне бывший замгубернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству назвал ситуацию с падением производства в машиностроении катастрофической, отметив, что не только в регионе, но и в целом в стране машиностроение находится в упадке, хотя в угольную отрасль продолжают направлять колоссальные инвестиции - емкость рынка горно-шахтного оборудования только в Кемеровской области составляет порядка 90 млрд рублей в год.

            - Основной плюс таких совещаний - заказчики стали всерьез рассматривать российские компании как потенциальных поставщиков комплексного оборудования. Если раньше мы понимали, что нас приглашают для участия в тендерах в основном для массовки, то теперь мы конструктивно общаемся. Демонстрация воли государства очень важна в этом процессе. После совещаний общение продолжается уже на техническом уровне. Мы готовы и начинаем сотрудничать с нашими потенциальными заказчиками, работа ведется большая, мы активно участвуем в технических переговорах, тендерах.

            Что касается экономического эффекта, пока кратно выросли только заказы на комплектующие. Мы продаем свои сервисные, ремонтные услуги, организовали выпуск комплектующих и узлов к любым видам зарубежного оборудования.

            А вот с точки зрения системных поставок комплектного оборудования пока заказчики в нашу сторону не развернулись. Системные инвестиции в угольную промышленность, конечно, продолжаются, но в текущем году нашими потенциальными заказчиками три очистных механизированных комплекса куплено не у нас - два в Польше, один в Китае. Это связано с двумя вещами: во-первых, все процессы, связанные со значительными инвестициями - инерционные. Приобретение техники с ценой вопроса в миллиард рублей требует длительных переговоров, которые начались, скорее всего, еще в прошлом году, поэтому в итоге продукция нашего профиля приобретена у конкурентов. Во-вторых, наши зарубежные коллегии предлагают достаточно комфортные условия финансирования этих покупок, которые обеспечивают органы власти зарубежных государств. Власти поддерживают свою промышленность, своих производителей, сохраняют рабочие места, получается, за деньги наших угольщиков. За нами, к сожалению, не стоит "Народного банка Китая", и наши собственные российские финансовые институты не очень охотно предоставляют нам и нашим заказчикам доступные финансовые инструменты. Поэтому получается, что, пока США и Германия придерживаются санкционной политики, освободившуюся нишу заняли поляки и китайцы.

            Что же касается данной в начале года характеристики, что отрасль находится в упадке… К концу года лучше не стало. Самое трагичное, что в отрасли утрачиваются компетенции, в том числе технологические: старшее поколение уходит, а качественной смены нет. При наличии достаточно современных технологических решений мы почувствовали отставание в инженерном подходе. Это касается не только машиностроителей, но и заказчиков. Наши зарубежные коллеги почти приучили угольщиков не вникать в производственные процессы.

            - Владимир Васильевич, насколько конкурентный сейчас рынок? Усилится ли конкуренция за счет открытия сервисных центров? Например, украинская компания Corum Group летом сообщила, что открыла первую очередь сервис-центра в Новокузнецке. Компания планирует поставлять очистные комплексы, осуществлять обслуживание и обучение. Joy Global открыл первый в России сервисно-производственный центр, где, кроме проведения ремонтов техники и обучения персонала, будет организовано производство проходческих машин и самоходных вагонов. В следующем году планируют ввод сервисных центров польский производитель KOPEX GROUP и немецкая компания Liebherr.

            - Перечисленные компании не составляют конкуренции. У них пока не организованы технологические процессы - это в основном склады и рабочие группы.

            - Как продвигается проект, о котором в феврале сообщал "СУЭК-Кузбасс": планировалось наладить совместно с польской Damel и ОМТ выпуск взрывозащищенных электродвигателей премиум-класса на базе завода ООО "Сиб-Дамель"? Ожидалось, что на первом этапе будут производиться корпусные детали на заводе ОМТ в Киселевске и осуществляться сборка, а польская компания будет поставлять роторы и стартеры для двигателей и заниматься вопросами реализации.

            - Первые корпусные изделия заводом ОМТ изготовлены и отправлены "Сиб-Дамель". Сейчас проходит контрольная сборка, затем - фаза испытаний продукции на предприятиях "СУЭК-Кузбасса". Мы надеемся, что в начале следующего года будет сертификация. Если все пойдет по запланированному сценарию, у нас есть сдержанный оптимизм в отношении того, что в следующем году мы сможем перейти к серийному выпуску.

            - ОМТ одним из первых производителей ГШО 7 июля получили сертификацию Таможенного Союза на свою продукцию. В первую очередь, это было сделано для упрощения экспорта продукции в Казахстан, для снятия административных барьеров и необходимости получения разрешения местных органов на использование техники. Скажите, ОМТ уже успели воспользоваться новыми возможностями, осуществив поставки в Казахстан? В какие еще страны в текущем году поставлялась ваша продукция?

            - Новые возможности мы опробовали - теперь процесс с точки зрения формализации поставки происходит чуть ли не в электронном режиме. Временные затраты сокращены ощутимо. Мы поставили 5 конвейеров для рудника ТОО "Казцинк", сейчас наши специалисты выехали на монтаж.

            К сожалению, в 2015 году это была единственная поставка продукции за рубеж.

            В то же время мы осуществили другой серьезный проект для зарубежного заказчика. Мы спроектировали конвейерную транспортную цепочку для нового терминала в рижском морском торговом порту. Также мы подали заявку на тендер и в качестве поставщика оборудования, объявления итогов ждем в следующем году.

            - В текущем году ОМТ назвали стратегической задачей освоение выпуска комплектующих, импортные аналоги которых сейчас ремонтируют на киселевском заводе. Насколько успешно реализуется эта задача и насколько продукция востребована рынком? Продолжает ли сохраняться соотношение 70% на 30% объемов ремонтных и модернизационных работ и заказов на новое оборудование на киселевском заводе?

            - По итогам года в общем объеме реализации доля ремонтных и модернизационных работ вырастет уже до 85%. В числе заказов - ремонт для шахты "Байкаимская" польского комплекса FAMUR, ремонт комплекса МКЮ для шахты "Большевик", ремонты бурошнекового инструмента для отработки тонких пластов американского производства на поле шахты "Распадская" и для "Бачатского разреза".

            В текущем году освоены производства корпусов редукторов и ходовых тележек для буровых станков, выпуск торсионных (предохранительных) валов для комбайнов любых производителей, поднимающих механизмов (домкратов) для шахт.

            Сейчас мы активно осваиваем установку линии плазменного напыления для восстановления поверхностей штоков, цилиндров, осадочных мест. На сегодняшний день это наиболее современная технология, мы сейчас в состоянии обеспечить полный восстановительный ремонт любых гидроцилиндров.

            Но главный итог года - после 4-летнего периода убытков мы прогнозируем прибыль, объем небольшой, но главное - мы переломили тенденцию.