Сибирь / Эксклюзив 22 ноября 2010 г. 12:01

Гендиректор S7 Airlines В.Объедков: "Мы планируем увеличивать наш флот на 9-11% ежегодно"

Гендиректор S7 Airlines В.Объедков: "Мы планируем увеличивать наш флот на 9-11% ежегодно"

- S7 Airlines (бренд авиакомпании "Сибирь") 15 ноября вступила в альянс Oneworld, расширив географию полетов до 750 маршрутов в 150 стран мира. Тем не менее, есть ли в планах авиакомпании введение новых собственных международных маршрутов?

- Планы есть и планы осуществляются. Более десятка новых направлений было открыто в 2010 году. Только в этом году мы открыли направления Санкт-Петербург - Душанбе, Иркутск - Пекин, Иркутск - Санья, Владивосток - Пекин, Владивосток - Санья, Красноярск – Пекин, Аликанте из Москвы, Римини из Москвы. Это были чартерные направления, сейчас они перешли в разряд регулярных. Изменился уровень сервиса на этих маршрутах и частотность выполнения. Также открылся новый маршрут Новосибирск - Прага.

На 2011 год у нас также серьезные планы, но они напрямую связаны с нашими возможностями. Если мы сможем приобрести необходимое количество воздушных судов - а сегодня это сделать достаточно непросто, спрос на самолеты очень высокий - то в следующем году мы откроем еще около десяти новых направлений.

- Известно, что S7 Airlines планирует приобрести 7-8 новых самолетов в 2011 году. Какова потребность авиакомпаний "Сибирь" и "Глобус" в обновлении парка самолетов в перспективе 5-10 лет?

- Наши законтрактованные новые воздушные суда от Airbus и Boeing в основной части будут поставляться с 2012 года. На 2011 год у нас гарантировано только два новых самолета - это Boeing -737-800. Все остальное мы ищем пока на вторичном рынке. А мы хотели бы еще получить хотя бы 5-6 самолетов Airbus-319 в 2011 году.

В долгосрочной перспективе мы исходим из известной методики прогнозирования рынка. Если вы возьмете анализ ВВП, то увидите, что российский рынок авиаперевозок должен расти примерно на 9-11% в год. С этим темпом мы бы и хотели увеличивать наш флот. Если все будет именно так, то через пять лет компания должна примерно удвоиться. С учетом того, что в 2011 году мы вырастем на 20% (7 самолетов - это 20% от нашего парка), то еще за 4 года мы где-то подойдем к 70-75 узкофюзеляжным воздушным судам.

- Авиакомпания "Сибирь" является одним из крупнейших заемщиков Альфа-банка. При этом председатель правления Сибирского банка Сбербанка России Владимир Ворожейкин сообщал, что ведутся переговоры о возврате авиакомпании в Сбербанк - речь идет о кредите на 2 млрд рублей на покупку авиационного тренажера. Какой будет политика заимствований компании в 2011-2012 году?

- Политика заимствований будет консервативной. Мы бы хотели продолжать и дальше снижать нашу кредитную нагрузку. Нам неплохо удалось поработать в этом направлении в 2010 году - примерно на 1,5 млрд рублей общий объем наших заимствований был снижен за год. Дальше без необходимости мы занимать деньги не намерены. Мы хотим научиться зарабатывать и жить на собственные деньги. Но, к сожалению, совершенно без заимствований мы не сможем работать - все-таки авиакомпания и средства производства авиационного бизнеса - достаточно дорогой продукт. Со Сбербанком у нас давние и достаточно прочные связи. У нас есть договоренности по финансированию сделки по приобретению нового тренажера. Пока мы, правда, не приступили к реализации этого проекта, но договоренности есть. В дальнейшем мы будем работать с теми кредитными организациями, которых мы давно знаем, и с теми, чей продукт будет более интересным для нас.

- А размещение облигаций или выход на IPO?

- Пока ничего такого мы в ближайшее время не собираемся делать.

- В Сибирском федеральном округе разработана программа развития региональных авиаперевозок. Какова политика S7 Airlines в развитии региональных перевозок?

- Я испытываю достаточно большой скепсис в отношении ускоренного развития региональных перевозок в Сибири, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке в настоящее время. Этому есть две серьезные причины. Во-первых, плохое состояние аэропортовой инфраструктуры, во-вторых, спрос на этот недешевый вид транспорта при сегодняшнем благосостоянии населения Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, будет низким. Коммерческие проекты в этой области, на мой взгляд, сегодня нежизнеспособны. Без участия местных, федеральных властей, без субсидирования - вряд ли что-то грандиозное может родиться. Те нишевые перевозки, которые сегодня существуют на немногочисленных местных линиях, имеющих доходность, - они заняты. Там работают множество небольших компаний. Поэтому не очень верю, что в ближайшие 2-3 года разумно пытаться создать в СФО какую-то значимую компанию для местных воздушных линий.

Мы себя позиционируем и будем позиционировать как внутреннего авиаперевозчика, но не регионального.

- "Авиакомпания "Сибирь" зарегистрирована в Новосибирской области. Аэропорт "Толмачево" недавно ввел в работу вторую ВПП, которая способная принимать самолеты любых модификаций в сложных погодных условиях. Каковы планы по развитию сотрудничества с новосибирским аэропортом?

- Сегодня около 50% в объемах "Толмачево" – это авиакомпании Группы S7 - "Сибирь" и "Глобус". Благодаря контактности и профессионализму сегодняшнего руководства аэропорта нам удалось решить почти все технологические вопросы, связанные и с ускорением обслуживания воздушных судов, и с качеством сервиса, предоставляемого пассажирам в аэровокзале, и с внедрением новых технологий. Увеличение географии полетов из Новосибирска и абсолютных объемных показателей присутствия наших авиакомпаний там, как везде, будет связано с двумя факторами: это наличие спроса на каком-либо направлении и наши технические возможности.

- Есть планы по переносу юридического адреса в Москву?

- Нет. Все для Новосибирской области. Мы этот регион любим, помним, считаем его родным. И будем продолжать там расширяться. Тем более, что у нас там большие подразделения – у нас есть все для того, чтобы там расти.

- Раньше вы сообщали, что по итогам 2010 года Группа S7 увеличит пассажирские перевозки на 6% - до 6,2 млн человек. Прогноз сохраняется?

- Да, плановые финансовые и производственные итоги в 2010 году сохраняются. По итогам 2010 годы мы планируем перевезти около 6 миллионов 100 тысяч пассажиров. Точные финансовые результаты мы озвучим в следующем году. Нам удалось очень точно спланировать работу в этом году. Плюс государство сделало авиакомпаниям большой подарок - отменены таможенные платежи за воздушные суда определенной емкости. Как раз в эту нишу попал наш флот, что дало нам приличную экономию денег. В эту зиму мы идем уверенно. У нас есть запас денег, который необходим для того, чтобы уверенно пройти низкий сезон.

- Преодолела ли, по Вашему мнению, авиационная отрасль последствия экономического кризиса? Как Вы видите развитие отрасли в целом в ближайшие 5-10 лет?

- А преодолела ли вообще РФ последствия кризиса? Всем кажется, что мы достаточно успешно и быстро восстановились. В 2010 году рост спроса на пассажирские перевозки составил 25-27% в различных секторах перевозок. Я затрудняюсь прогнозировать на 2011 год. Возможно, люди использовали в этом году накопленные средства, чтобы реализовать свои отложенные пожелания путешествий и отдыха. А возможно, это стало стабильным трендом, и мы получим такой же рост спроса в 2011 году. Покажет только следующий год, но мы бы очень хотели, чтобы рост продолжился. Мы к нему готовы.