ОАО "Манотомь" - один из немногих больших заводов, который продолжает свою работу, несмотря на проблемы 90-х годов и кризис 2008 года. Многие заводы-гиганты, занимавшие целые кварталы в городе, потихоньку закрывались, банкротились и распродавали имущество. О перспективах и условиях работы производящего манометры завода в реалиях сегодняшнего рынка мы попросили рассказать генерального директора предприятия Александра Гетца.
- Александр Юрьевич, какой курс развития взяло ОАО "Манотомь" на 2013 год?
- Курс развития "Манотоми" на ближайшее будущее состоит из двух основных направлений. Первое из них - усовершенствовать выпуск традиционной, т.е. стрелочной манометрии, которая будет устойчиво востребована на рынке и нужна для большинства наших предприятий и производств еще очень длительный период. Второе - продолжать разработки в новых направлениях - цифровые прецизионные манометры для автоматизации производств и для проведения высокоточных измерений, приборы для оборонно-промышленного комплекса, сигнальные устройства для оповещения спасателей в экстремальной обстановке и другое.
В этой связи мы делаем упор прежде всего на выпуск продукции высокого качества, не уступающего западным компаниям, и дальнейшее развитие менеджмента качества процессов. Для этих целей мы разработали и претворяем в жизнь инвестиционные проекты, создали инвестпрограммы. Наша задача - развивать направление обеспечения манометрической продукцией стратегических отраслей отечественной промышленности. Мы будем делать ставку на перспективные приборы, проводить модернизацию и унификацию конструкций тех приборов, которые наиболее востребованы на нашем промышленном рынке: прежде всего группы технических, сигнализирующих, приборов точных измерений. Наша задача - сохранение производства трудоемких приборов, рассчитанных на сложные условия работы. Наше предприятие способно идти здесь навстречу потребителю, рассматривая индивидуальные требования заказчика.
Что касается количества выпускаемой продукции, то согласно бизнес-плану в этом году мы не планируем особого увеличения. Это связано с тем, что некоторые из предприятий, которым мы поставляем продукцию, сократили производство, некоторые и вовсе закрылись. А крупные компании, к сожалению, зачастую уделяют внимание не качеству, а цене, поэтому продукцию им поставляют наши конкуренты, а не мы. Так, в 2012 году мы выпустили 457 тыс. 769 манометров, а в 2013 году планируем выпустить 460 329 штук. То есть рост всего на 2,5 тысячи примерно. Но сильно поменялась номенклатура - стали востребованы приборы в специальном исполнении.
- Наверняка для того, чтобы успешно работать, вы внедряете новые технологии. Расскажите, пожалуйста, о них и инвестпрограммах.
- Наши инвестпрограммы включают два направления: усовершенствование существующих и внедрение новых технологий и модернизацию производственного оборудования.
Нашими конструкторами и технологами на собственных ресурсах разработана и в конце прошлого года введена в эксплуатацию уникальная технология, которая не применяется нигде, кроме "Манотоми": безрегулировочная автоматическая сборка приборов. Ее суть в том, что она максимально исключает влияние человеческого фактора, а, следовательно, обеспечивает качество настройки, снижая трудозатраты. Уже сейчас на этой линии идет регулировка приборов на средние давления. В перспективе мы видим переход на этот метод регулировки на все давления.
Не так давно была внедрена новая технология порошкового окрашивания корпусов приборов, отработана технология изготовления корпусов из нержавеющей стали для эксплуатации манометров в сложных климатических условиях и коррозийных средах в основном в нефтегазовом комплексе.
Другой крупный инвестиционный проект - это техническое перевооружение, прежде всего, металлообрабатывающих участков производства. Этот проект долгосрочный, требующий вложения значительных средств. Часть оборудования мы уже заменили: внедрили целый участок новых токарных агрегатов с программным управлением, ввели в эксплуатацию новую машину литья под давлением для производства корпусов взрывозащищенных приборов из алюминиевых сплавов, приобрели новое калибровочное оборудование для автоматизации процесса наработки, регулировки и контроля выпускаемых электронных приборов.
Еще одно немаловажное направление - это подбор и использование новейших материалов для производства приборов. Используя современные материалы, мы можем уйти от некоторых видов операций в производстве, тем самым сократить затраты. Уже в этом году мы провели несколько успешных испытаний новых материалов и уже начинаем внедрять их.
Все это увеличивает конкурентные преимущества нашей продукции, делает ее соответствующей современным требованиям, как техническим, так и эстетическим.
В 2007 году мы потратили значительные средства - 50 млн рублей - на модернизацию оборудования. После этого, начиная с 2008 года, мы стабильно инвестируем порядка 25 млн рублей: 5 млн рублей на новые разработки, 10 млн рублей на замену оборудования, 5 млн рублей на социальные проекты и 5 млн рублей - на ремонтно-строительные работы. Но на этот год мы запланировали больше: около 5-10 млн рублей на проектные работы, 25 млн рублей на модернизацию оборудовании (из них около 10 млн уже освоено) и 12 млн рублей на ремонтно-строительные работы, так как мы оптимизируем площади. Итого порядка 40-45 млн рублей.
- Отразилось ли как-то на вас вступление России в ВТО?
- Пока напрямую мы не ощутили перемен. Основные наши конкуренты и до вступления России в ВТО присутствовали на рынке России, и в нашей отрасли не произошло какого-то глобального перераспределения рынка. Мы можем это почувствовать по "остаточному принципу": то есть если некоторые из наших отечественных отраслей промышленности из-за вступления в ВТО претерпят значительное сокращение производства, то это может отразиться и на наших объемах заказов и производства.
- Как складывается Ваш рынок? Играют ли роль в развитии рынков и увеличения объемов производства такие крупные корпорации, как "Газпром", "Роснефть", "Росатом"? Есть ли перспективы сотрудничества с этими и другими корпорациями?
- Промышленный рынок имеет свои особенности. Здесь важна абсолютная точность информации о выпускаемом продукте и ее соответствие продукту. Важны не рекламные, а реальные конкурентные преимущества. Наш рынок в постсоветском пространстве складывался во многом благодаря нашему известному с советских времен бренду. Но это не значит, что мы живем прошлыми заслугами. Мы опираемся на наш опыт и традиции, но участвуем в рыночных отношениях по сегодняшним правилам. Наше преимущество в том, что мы предельно честны перед нашим потребителем и открыты ему всегда. Любой клиент нашей компании может познакомиться со всем процессом производства с нуля до полного изготовления продукции, со всеми технологиями. И, конечно же, наше преимущество и визитная карточка наших приборов - это высокое качество.
В основном мы развиваем рынок посредством расширения и совершенствования линии дистрибуции - сети дилеров и представителей. Затем - путем установления качественных отношений с нашим потребителем. Мы освоили такой вид продвижения на рынок СНГ, как организация совместного производства, например в Казахстане, и в июне планируем открытие там Торгового дома. А вообще мы напрямую работаем с бывшими странами СНГ, Россией, Болгарией, Ираном и Ираком. Через посредников наша продукция поставляется в 22 страны. Но необходимо понимать, что раньше, в советское время, мы были вхожи в 70 стран. Сейчас нас много куда не пускают, потому что манометровый рынок - это слишком уж лакомый кусок.
Что касается второй части вашего вопроса, несомненно, в развитии рынка играют роль крупные корпорации. И мы занимаемся развитием комплексного и системного взаимодействия с ними. Но здесь лежат и глубокие проблемы и противоречия. С одной стороны, у нас крупные корпорации живут как "княжества в государстве" - вводят свою собственную, причем немало стоящую сертификацию продукции поставщиков, помимо российского ГОСТа, а с другой стороны, основным требованием тендеров выставляют низкую цену продукции. Только в первом квартале этого года из двенадцати тендеров Газпрома мы выиграли всего четыре. Остальные проиграли по цене - она была выше, чем у конкурентов. Именно здесь мы не видим требований к качеству продукции. Основные требования тендеров не меняются: самая низкая цена, условия поставки, сроки поставки. Об этом говорят все, но ничего не меняется. Продукция высокого качества не может быть дешевой.
- Способствует ли как-то развитию предприятия государственная политика в сфере промышленности?
- Существует государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", которая ляжет в основу будущей новой промышленной политики. Государство поддерживает либо госкорпорации, либо существенные инновации. Чтобы попасть в программу господдержки, нужна разработка инновационного проекта.
Но наши инновационные разработки не являются прорывными технологиями и не являются в масштабах промышленности дорогостоящими разработками. Поэтому, создавая их, мы сами инвестируем в них средства. Так, на собственном ресурсе мы разработали ряд новых приборов для ОПК: МП-100Кр, который уже применяется в производстве подводных лодок, а также кораблей береговой охраны российского ВМФ; глубиномер, который пошел в массовое производство с января этого года. В этом году мы предлагаем оборонно-промышленному комплексу еще ряд разработок - уже электронной продукции. Новые приборы мы предлагаем и в гражданскую промышленность.
Несмотря на инвестиционные программы, которые мы проводим, у нас остается проблема устаревания оборудования и технологий. Мы самостоятельно реализуем инвестиционные программы по модернизации производства из собственных ресурсов. Это медленный процесс, но мы можем вести его лишь на собственные заработанные средства.
Что мы получаем от государства по факту сейчас? Это проведение тотальных проверок. Только за первый квартал текущего года мы пережили около 20 проверок Ростехнадзора, налоговых и других контролирующих органов. В предыдущие годы у нас проходило не более одной проверки в квартал, а то и меньше.
Почему у нас дело расходится со словом? В данном случае словом президента? Ведь это его слова, что "не надо кошмарить бизнес". Мы, конечно, всецело за контроль, но в разумных пределах. Контроль, который не мешает производству, не выбивает его из плановой колеи.
- Скажите, не утратила ли в этой связи актуальность проблема безопасности бизнеса?
- Предпосылки захвата бизнеса существуют и по сей день. Этому есть примеры. Цитата из книги "Безопасность бизнеса": "Сегодня предпринимателям стоит задумываться не только о том, как и сколько заработать, но и о том, как это узаконить и защитить от посягательств... Это крупнейшая проблема российского бизнеса - текущая деятельность предприятия всегда может стать основанием для различных форм шантажа, коррупции, преследования собственников и руководителей, захвата или разорения бизнеса, как со стороны государства, так и со стороны конкурентов или, что еще опаснее, недружественного бизнеса с мощным административным ресурсом". С моей точки зрения, эта цитата полностью актуальна и сейчас.
Есть и в Томске такие фирмы, которые начинают понемногу покупать акции компаний, вмешиваются в ее внутренние дела, оспаривая в судебном порядке все решения собрания остальных собственников, чтобы потом осуществить ее захват. Эти технологии известны.
- И в заключение: в чем вы видите свои первостепенные задачи?
- Обеспечивать нашу отечественную промышленность отечественными, произведенными в России, надежными и качественными приборами давления, необходимыми во всех ее отраслях для соблюдения контроля и прогнозирования безопасных и эффективных гидравлических режимов любых промышленных систем.
Мы толерантно относимся к нашим конкурентам, как к достойным сторонникам одного дела, но наша задача не сдавать наш отечественный рынок на откуп недобросовестным поставщикам некачественной дешевой продукции, по сути опасной для наших производств.
Моя задача и позиция как директора - быть патриотом российской промышленности и своего производства. Быть инициатором внедрения метода эффективного производства и управления персоналом и быть активным его сторонником. Внедрять эффективное коллективное мышление и выпестовывать вместе с коллективом наши общие ценности.