Сибирь / Эксклюзив 29 декабря 2017 г. 13:06

Губернатор Алтайского края А.Карлин: "С нашей структурой экономики привлечь инвестиции трудно, но возможно"

Бюджет Алтайского края на 2018 год впервые в истории превысит 100 млрд рублей, а муниципалитеты получат материальную помощь, чтобы войти в Новый год без долгов. О помощи аграриям, инвестициях, строительстве социальных объектов и подготовке к 85-летию региона губернатор Алтайского края Александр Карлин рассказал в интервью агентству "Интерфакс".

Губернатор Алтайского края А.Карлин: "С нашей структурой экономики привлечь инвестиции трудно, но возможно"

- Александр Богданович, как Вы оцениваете деятельность края в 2017 году? Какие сферы экономики сработали наиболее результативно?

- Уходящий 2017 год был для края неплохим – это понятно даже из динамики экономических показателей предыдущих лет. Например, индекс промпроизводства в 2016 году находился на уровне, который сегодня в целом демонстрирует российская промышленность. По нашим подсчетам, в 2017 году этот индекс в Алтайском крае составит 104,1%. С одной стороны, это немного, но мы как минимум не допустили сокращения производства в регионе. Поэтому и в 2016, и в 2017 году положительный индекс промышленного производства – это не восстановительный рост, а реальный рост при докризисном уровне. Ожидается, что экономика региона в 2018 году вырастет до 102,6%.

За 2017 год Алтайский край инвестировал около 6,5 млрд рублей в обновление машинно-тракторного парка, за пять лет на эти цели было направлено более 25 млрд рублей. Причем значительная часть этих средств пошла на закупку алтайской техники.

Кроме того, в уходящем году мы собрали 5,3 млн тонн зерновых. Это не абсолютный рекорд для Алтая, но самый высокий показатель за последние 8 лет. Впрочем, все рекорды требуют детального изучения и строгой оценки. Мы за ними не гонимся. Да и зачем? Алтайское зерно отличается особыми свойствами и хлебопекарными качествами: в советское время его использовали как улучшитель муки, государство стимулировало его закупку.

Нам иногда напоминают, что в советское время показатели по сбору зерновых в крае были выше. Это объясняется монокультурностью: тогда на Алтае выращивали только зерно. Хотя с экономической точки зрения это очень рискованно – так мы слишком зависим от погоды и колебаний рынка. Край показывает хороший объем производства зерна на фоне развития многоотраслевого растениеводства.

Сегодня мы единственный на востоке страны регион, который производит сахарную свеклу, третьи в Российской Федерации по производству сахарной свеклы после Краснодарского и Ставропольского края.

В этом году мы произвели 780 тыс. тонн гречихи – это примерно на 200 тыс. тонн больше, чем в 2016 году (80% от потребности всех жителей России). Гречку и гречневую муку мы экспортируем за рубеж. У нас покупают даже гречневую лузгу – ей, например, набивают подушки. А из шелухи, которая остается после выжимки растительного масла из семян подсолнечника, мы делаем брикеты для отопления домов. У нас практически все производства безотходны.

Зерно мы за пределы региона не вывозим, а последние годы даже завозим из близлежащих регионов – с юга Новосибирской области и Казахстана. У нас достаточно мощностей для хранения: только в элеваторах можем хранить около 3,8 млн тонн зерна. Проблема только в уровне цен: алтайская пшеница дороже выращенной, например, в Южном федеральном округе. Но у нас и климатические условия несопоставимы. Учтите также, что в 2016 году 93% хозяйствующих субъектов (фермерские хозяйства, сельхозпредприятия и пр.) закончили год с положительной рентабельностью, и у них нет необходимости срочно распродать весь урожай. Поэтому аграриям и зернопереработчикам приходится договариваться о более-менее справедливой цене, хотя стратегически это неправильно.

- В середине ноября Алтайский край обратился в правительство России с просьбой пролонгировать привлеченные зернопереработчиками кредиты с сохранением последующего льготного кредитования. Получил ли регион ответ на данное обращение?

- Несколько лет назад зернопереработка была исключена из госпрограммы развития сельского хозяйства и лишилась льготного кредитования. Из-за этого был приостановлен процесс обновления основных фондов. Кроме того, некоторые зернопереработчики брали льготные кредиты для закупки сырья - так они пытались пополнить свои оборотные средства и могли по справедливым ценам закупить зерно у крестьян.

В свою очередь аграрии не стали реализовывать урожай по невыгодным для них ценам. Все это в совокупности усложнило экономическую ситуацию, и правительство Алтайского края обратилось к правительству России с несколькими вопросами, в частности, о зерновых интервенциях. Через них государство влияет на аномально низкую или аномально высокую цену на урожай. В начале ноября первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов заявил, что Минсельхоз не планирует отказываться от интервенций и, возможно, они будут проведены в начале 2018 года.

Сегодня в Алтайском крае на 19 объектах хранится 217 тыс. тонн интервенционного зерна. Это подушка безопасности для наших зернопереработчиков. В случае неурожая государство через АО "Объединенная зерновая компания" (ОЗК) реализует это зерно в местах хранения, и первыми, кто на него будет претендовать – местные компании. Мы уже подписали соглашение с ОЗК.

Сегодня у нас более 100 крупных переработчиков, все они нуждаются в финансах, но посчитать их персонально можно только тогда, когда будут известны условия предоставления этих льготных кредитов.

На данный момент ни один из поставленных нами правительству вопросов не отвергнут. Кроме того, мы постоянно общаемся на эту тему с Минсельхозом. А в ходе "прямой линии" президент России не исключил дальнейшего использования интервенций.

В этом году мы будем применять их точечно, потому что в России есть регионы, которые могут экспортировать значительное количество произведенного зерна из-за своего территориального положения. Мы находимся в другой ситуации.

Еще один важный для меня вопрос: распространение преференционных режимов транспортировки зерна на продукцию зернопереработки. Мы вынуждены лоббировать эту тему. Хотя сейчас со мной и Александр Ткачев (глава министерства сельского хозяйства - ИФ) согласен, что экспортировать нужно не зерно, а продукцию переработки.

- Оправдались ли прогнозы по темпу инвестиций в край в 2017 году?

- Для нас инвестиции – это особая тема. Экономика Алтайского края строится на сельском хозяйстве, пищевой и обрабатывающей промышленности, и инвестиции к нам легко не приходят. Обычно им предшествуют долгие переговоры с компаниями. Мы выхаживаем каждый инвестиционный рубль, я вам откровенно говорю.

Несмотря ни на что, за 9 месяцев 2017 года темп роста инвестиций в экономику и соцсферу составил 5%, по Российской Федерации этот показатель – 4,2%. Внебюджетные инвестиции – около 83% от общего объема капиталовложений. Кроме того, Алтайский край в уходящем году вошел в топ-30 российских регионов с самыми комфортными условиями для ведения бизнеса по версии национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Такие показатели обеспечены вложениями в развитие реального сектора экономики и в целом свидетельствуют о ее оздоровлении.

Оценить, что нас ждет в будущем, мы можем с помощью различных экономических инструментов. Например, мы знаем темпы экономического развития Алтайского края и можем составить краевую инвестиционную программу на несколько лет вперед. Кстати, в отличие от многих других регионов, мы ее не сворачивали даже в самые тяжелые годы, продолжали строить школы и больницы. За время моей работы в крае с нуля построено 34 новых школы, 198 реконструировано, а всего у нас 1 тыс. 120 образовательных площадок. Они работают до последнего ученика, то есть даже если детей в школе мало, ее не закрывают. Также в регионе работает два поезда здоровья.

Возвращаясь к вопросу об инвестициях, отмечу, что его нужно рассматривать несколько шире. Это не только деньги. Например, в 2018 году мы должны сдать в эксплуатацию крупное кожевенное производство в моногороде Заринске – ООО "Русская кожа Алтай", стоимость проекта 1,6 млрд рублей. Привлечены инвестиции, в том числе и из Фонда моногородов, Фонда развития промышленности, банковские кредиты. Мы считаем этот проект очень важным, потому что он даст не только рабочие места моногороду, в котором сейчас базируется только ОАО "Алтай-кокс", но и поможет решить региону проблему утилизации шкур крупного рогатого скота, коз и свиней. Сейчас часть шкур просто выбрасывают, а после ввода завода в эксплуатацию из них будут шить продукцию. Так мы сэкономим на их утилизации и улучшим экологическую обстановку.

Также в Алтайском крае в I квартале 2018 года откроется маргариновое производство – в него мы вложили 150 млн рублей. Знаете, зачем оно нам? Я был на одном предприятии хлебобулочных изделий и увидел, как при производстве в муку добавляют маргарин. Посмотрел – он привезен к нам из Иркутской области и сделан из сухого молока и растительных жиров. Стыдно, учитывая, что все необходимое изготавливается в крае, и мы могли бы производить маргарин гораздо лучшего качества.

Я могу еще много примеров приводить, но факт остается фактом – с нашей структурой экономики привлечь инвестиции трудно, но возможно.

- Регион до конца года намерен предоставить муниципалитетам дополнительные 2 млрд рублей на погашение задолженности и реструктуризацию кредитов. Откуда появилась такая возможность?

- Консолидированный бюджет региона в 2018 году будет рекордным и впервые составит 107 млрд рублей. Благодаря этому мы смогли гарантировать муниципалитетам по 2 млрд рублей на погашение кредитов, а дали 2,8 млрд рублей. В следующем году мы уже запланировали 3,4 млрд рублей.

Откровенно говоря, тема качества муниципальных бюджетов еще тяжелее, чем тема качества бюджета региона. В Алтайском крае 25% всего консолидированного краевого бюджета принадлежит муниципалитетам, в Сибири муниципалитетам отдают 20%, а в среднем по России – около 15%. Представьте, четверть бюджета приходится на муниципалитеты! Тем не менее им не хватает. В 2016 году из местных бюджетов коммерческим банкам в качестве расходов на обслуживание муниципального долга было направлено 185 млн рублей, а в 2017 году – уже 162 млн рублей.

Вообще с муниципальным бюджетом можно поступить по-разному: просто консолидировать бюджеты всех муниципалитетов и не ждать инициативы от них. Также можно максимально рассредоточить полномочия и ресурсы между муниципалитетами, как делаем мы. Хотя в этом случае обычно выходит, что, забрав деньги, главы этих муниципалитетов возвращаются к тебе с проблемами. Поэтому мы заключаем с муниципалитетами индивидуальные соглашения об их ответственности за принятые ими же решения. У нас 70 муниципалитетов: 59 сельских районов, 10 городских округов и одно ЗАТО. И каждый год я подписываю эти 70 соглашений.

У нас есть региональный и муниципальный дорожные фонды. В следующем году региональный дорожный фонд составит 7,2 млрд рублей, а муниципальный получит 820 млн рублей. Прибавьте к этому дополнительные субсидии - сейчас в бюджете уже записано на эти цели 450 млн рублей. Итого я почти 1,2 млрд рублей должен отдать только в дорожный фонд муниципалитетов. Помимо этого нужно включить в бюджет средства на ликвидацию задолженности муниципалитетов по кредитам, ЖКХ и многое другое. Поэтому такая финансовая помощь выделяется, но расходы мы контролируем при помощи индикативов. А выделение дополнительных средств – те самые 2,8 млрд рублей в 2018 году – оформляется отдельным соглашением о социально-экономическом развитии, где индикативы покрупнее.

- Несколько лет назад в Алтайском крае была создана игорная зона "Сибирская монета". Что там происходит сейчас?

- Это уже действующая игорная зона, очень красивая. Она себя позиционирует как развлекательный комплекс или комплекс семейного отдыха. Не удивлюсь, если на Новый год или майские праздники не хватит мест всем желающим, и разразится скандал, потому что туристов там очень много. Там есть гостиница, СПА, комплекс для семейного отдыха и концертная площадка. Добраться туда также несложно – "Сибирская монета" находится на границе Алтайского края и Республики Алтай.

Единственное, во что мы вложились при обустройстве этой зоны, – строительство около 10 км подъездной дороги. Она практически связывает игорную зону с Чуйским трактом. Кстати, эти затраты мы уже компенсировали за счет полученных налогов – мы говорим о сумме в пределах 100 млн рублей. И сейчас "Сибирская монета" не обременяет региональный бюджет, а рабочих мест там несколько сотен.

- А какой размер курортного сбора в Алтайском крае?

- Мы определили символическую сумму в 30 рублей с взрослого человека в сутки. Учитывая, что сбор начнут взимать с мая 2018 года, мы за неполный год получим меньше 50 млн рублей.

Изначально мы думали, что в эту сумму будут входить и затраты на администрирование сбора, но по закону их в эту сумму включить нельзя. Все собранные средства будут направляться на развитие инфраструктуры курорта. Например, эти средства можно тратить на строительство терренкуров, объектов общего посещения, досуговых площадок, но почему-то нельзя направить на строительство дорог.

Это неправильно. На мой взгляд, курорты должны сами зарабатывать на развитие своей инфраструктуры. Они в этом заинтересованы еще и потому, что турпоток растет. В 2017 году рост составил 5-7%, к нам приехало около 2 млн 150 тыс. человек, хотя в 2016 году было чуть больше 2 млн туристов.

В целом мы уже готовы к введению курортного сбора: весь пакет нормативных актов принят, бизнес относится с пониманием. Возможно, в 2019 году сумма изменится, потому что курортный сбор в 30 рублей определен только на 2018 год. Хотя и максимальную сумму в 100 рублей в сутки мы вряд ли установим.

- На территории субкластера "Белокуриха-2" должно было начаться строительство биатлонного комплекса. Можете подробнее рассказать об этом проекте?

- Лыжно-биатлонный комплекс "Алтайские горы" открылся в "Белокуриха-2" 23 декабря, там уже прошли соревнования по лыжным гонкам. Я не специалист в биатлоне, но оказывается, для этого вида спорта очень важно, на какой высоте находится трасса. Новая трасса располагается в среднегорье на высоте 500-800 м над уровнем моря – это практически идеальный показатель, большинство российских трасс расположено ниже. Поэтому мы ожидаем, что трасса будет востребована и, возможно, станет одной из ключевых площадок для подготовки российской сборной.

По данным компании-инвестора, строительство трассы обошлось в 20 млн рублей. В целом строительство будет идти в несколько этапов. Насколько я знаю, первый этап оценивается в 150 млн рублей. Для нас это большая сумма, потому что я понимаю, сколько школ можно построить на эти деньги.

Сейчас там уже установлены трибуны на 1,5 тыс. зрителей, факел, флагштоки, мишени для стрельбы и создана сама трасса, которая проходит по очень живописным местам. Комплекс будет доступен и для профессионалов, и для любителей. В будущем рядом откроют пункт проката снаряжения, кафе и автостоянки.

Есть еще планы по обустройству горнолыжного комплекса на Мишиной горе. На этот проект компания уже направила около 30 млн рублей: они оборудовали склон, установили подъемник для катания на "бубликах", сейчас ведут переговоры об установке кресельного подъемника на гору. Сам комплекс мог бы уже работать, но в этом году у нас выпало мало снега.

На мой взгляд, государство должно поддерживать детский и юношеский спорт, а уже из него должен возникать профессиональный спорт. Причем он должен быть финансово независимым и существовать по принципу "сам себя прокормит" - так происходит за рубежом, так можно сделать и у нас.

- Программа переселения из ветхого жилья завершена в 2017 году. Будет ли начата новая программа?

- Программу по переселению мы выполнили, и не скажу, что она была для нас простой. В 2017 году мы работали только в городе Бийске, потому что в других муниципалитетах программу завершили. Напомню, это программа переселения из жилья, которое признано ветхим по состоянию на 1 января 2012 года.

В 2018 году расселение граждан из аварийного и ветхого жилья продолжится, однако финансироваться оно будет только из регионального бюджета. На эти цели мы направим около 200 млн рублей – такой же объем средств мы выделяли в рамках федеральной программы. Раньше эта проблема решалась в основном за счет федерального бюджета, но теперь федеральной составляющей не будет, и нам придется проработать механизм отбора участников новой программы. С 2019 года по поручению президента России будет запущена еще одна программа расселения, но в ней будут другие механизмы и составляющие.

- Александр Богданович, каковы перспективы завершения масштабного проекта по строительству художественного музея в Барнауле? Какие средства необходимы для завершения строительства, и когда планируется сдать задание музея?

- В "долгострое" меня обвиняют те, кто сам десятилетиями строит. Когда я стал губернатором в 2005 году, оказалось, что в Алтайском крае 198 недостроенных объектов. С того момента в регионе появились мемориальный музей актрисы Екатерины Савиновой в райцентре Ельцовка, мемориальный музей поэта Роберта Рождественского на его родине в Косихе, мемориальный музей конструктора Михаила Калашникова на его родине в Курье, а к его столетию там достроим мемориальный комплекс. Сейчас мы заканчиваем реставрацию местной церкви, где он в младенчестве был крещен. Также у нас есть музей актера Валерия Золотухина, реконструирован музей космонавта Германа Титова. И это все появилось до того, как возникла идея отреставрировать художественный музей.

Сам музей был размещен в части аварийного здания, фасад которого входит в комплекс площади Октября в Барнауле. На месте этих руин шестой год строится художественный музей. Мы не приостанавливали его строительство даже в самые тяжелые бюджетные периоды. Здание уже стоит в контуре, мы приступили к внутренней отделке. Будь в краевом бюджете больше средств, музей давно был бы построен. А пока работа идет.

- В конце прошлого года в Барнауле был сдан в эксплуатацию один из первых в стране современный перинатальный центр. Однако с тех пор учреждение не раз проверяли на предмет готовности к открытию, а следствие уже расследует ряд уголовных дел, касающихся смерти младенцев в центре. С чем Вы это связываете?

- На мой взгляд, не всякий случай, даже очень печальный, должен быть поводом для уголовного расследования. Местные жители предложили назвать наш перинатальный центр "ДАР" – это аббревиатура от "Дети. Алтай. Россия". Это название характеризует сам центр, ведь в него чаще всего обращаются женщины, которые не могут зачать ребенка, или их беременность и роды сопряжены с каким-то риском. И материнство для них – настоящий дар. Вообще центр проводит весь комплекс работы с семьей, начиная от планирования, заканчивая наблюдением за новорожденными.

В этом году мы вошли в демографическую яму, ожидается около 25 тыс. новорожденных, а 3-4 года назад, когда был бэби-бум, в год рождалось больше 30 тыс. малышей. В "ДАРе" уже приняли 2 тыс. 250 родов. Думаю, что в следующем году на 3,5 – 4 тыс. должны выйти. Помимо очного приема, в год врачи центра проводят больше 58 тыс. консультаций, специалисты дистанционно консультируют около половины женщин региона.

Сегодня "ДАР" – это площадка для работы с самыми проблемными мамами и младенцами, поэтому случаи летального исхода здесь происходят чаще. Хотя по статистике за последние 5 лет показатель младенческой смертности в крае снизился на 67%, а материнской – более чем в 4,5 раза. Мы делаем все, что можем. У нас выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи в каждом роддоме.

- Хотелось бы перейти к более позитивной теме и спросить про подготовку к 85-летнему юбилею региона. В настоящее время в крае разрабатывается программа "85x85". Приоритет каким социальным объектам будет отдан в этой программе, и не возникнет ли трудностей с ее реализацией, учитывая особенности бюджетной ситуации в крае?

- Такие губернаторские программы уже стали нашей доброй традицией. К 75-летию Алтайского края я придумал программу "75х75". Мне показалось так красиво – 75 объектов к 75-летию края. Тогда в каждом селе, городе мы выбрали по одному объекту, которые должны были привести в порядок. В Бийске, Рубцовске выбрали по два таких объекта, а в Барнауле три. При отборе объектов учитывали мнение местных жителей и муниципальных властей.

Программа тогда вошла в ежегодную федеральную адресную инвестиционную программу – объекты из нашей программы разделили на пять годовых программ, и на сегодняшний день она реализована полностью.

Завершается программа, приуроченная к 80-летнему юбилею. Из-за кризиса и санкций она далась нам сложнее. Тем не менее, мы близки к ее завершению – уже готовы 50 объектов из этой программы. А в 2018 году стартует новая губернаторская программа "85х85".

В ней предпочтение будет отдано объектам образования, здравоохранения и культуры. Нам до 2025 года нужно построить 25 новых школ, несколько десятков корпусов существующим образовательным учреждениям и новые здания для ветхих сельских школ. Также в нее войдут крупные инфраструктурные объекты. Причем в первую очередь будут строить объекты в городах - в микрорайонах массовой жилой застройки, затем в районных центрах Алтайского края. Программа, как и прежде, затронет все муниципалитеты региона.

Учитывая объем строительства, мы планируем привлечь дополнительные источники финансирования, в том числе из федерального центра. В целом мы на эту программу и на возможность ее полного воплощения смотрим с умеренным оптимизмом.

- Каким Вы видите 2018 год?

- Мне бы хотелось, чтобы этот год был мобилизующим для страны и для всех нас. Предстоят выборы президента Российской Федерации. Я бы хотел, чтобы после этого мы стали более сплоченными и еще раз убедились, что мы единая семья народов и регионов. Во взаимоотношениях между субъектами РФ я бы хотел увидеть атмосферу доброжелательной соревновательности. Надеюсь, что 2018 год будет более справедливым для всех нас во всех сферах.