Валентин Коновалов, выдвигавшийся от КПРФ, победил во втором туре губернаторских выборов в Хакасии в ноябре 2018 года и стал одним из самых молодых глав регионов России. О том, как выстраивается работа с парламентом и какие вопросы новое правительство намерено решать в первую очередь Валентин Коновалов рассказал в интервью корреспонденту агентства "Интерфакс" Ксении Новиковой.
- Валентин Олегович, Вы совсем недавно возглавили регион. Как правило, в тех регионах, где победили кандидаты не от партии власти возникают сложности в работе с местными парламентами. Удалось ли Вам выстроить работу в регионе с парламентом? Как в целом выстраивается работа с другими партиями в регионе?
- Надо сказать, что у нас уникальный парламент (Верховный совет в Хакасии – ИФ). На сегодняшний день в нем представлено семь партий и, если я не ошибаюсь, это единственный парламент с таким широким представительством политических сил.
Выстраивать взаимодействие нам удается. Например, когда мы принимали бюджет на 2019-2021 годы, наверное, впервые за всю историю все депутаты проголосовали за него единогласно. Даже несмотря на то, что он получился довольно экономным, пришлось отказаться от ряда расходов. Депутаты поняли этот шаг и поддержали.
- То есть, никаких разногласий в работе нет? Все удается согласовать?
- Да. Поясню: именно по принципиальным моментам разногласий нет. Конечно, бывают такие ситуации, которые касаются, например, члена Совета Федерации. Но этот момент политизированный.
- А что касается состава регионального правительства – завершилось ли уже его формирование? Или еще будут перестановки?
– Формирование правительства Хакасии уже практически завершено.
Тем не менее, у нас остается еще ряд ведомств – например, министерства социальной защиты, а также труда и занятости, пройдёт процесс реструктуризации. Здесь руководители работают еще с приставкой "и.о.", пока не завершатся структурные изменения. В целом же все заместители у меня назначены.
– Какие проблемы планируете решить в первую очередь?
– Одна из основных задач, которую предстоит решить – это увеличение отчислений в региональный бюджет от наших крупных промышленных игроков, в частности, угольщиков. Уже несколько месяцев мы ведем переговоры. Буквально неделю назад у нас прошло совещание, на которое мы пригласили представителей всех работающих в регионе угольных компаний. Я также проводил встречи и с московским руководством ряда угольных предприятий. В целом мы встречаем определенное понимание.
Такая же работа идет и с алюминщиками. В начале года мы уже получили от них перерасчет за предыдущий период. Эту работу мы продолжим.
Другой немаловажный вопрос – снижение энерготарифа. Сейчас мы работаем над тем, чтобы ресурсники перешли в другую тарифную зону. Мы понимаем, что республика потребляет не так много электроэнергии, особенно если сравнивать с тем, что производит Саяно-Шушенская ГЭС. Поэтому, конечно, у жителей, предпринимателей и производственных предприятий региона есть полное право требовать справедливый тариф. Сегодня у нас по некоторым видам напряжения оплата выше, чем в соседнем Красноярском крае. Мне кажется, что это неправильно.
- Один из сложных вопросов для Хакасии – это госдолг. Вы как-то говорили, что планируете провести его финансовый аудит, попросить об этом Счетную палату РФ. Состоялась ли такая проверка, а если нет, то когда планируется?
- Буквально сразу же, как я вступил в должность, я направил письмо в Счетную палату РФ, но, к сожалению, мы получили ответ, что в силу загруженности, – а вы знаете, что Счетная палата сегодня занимается и нацпроектами, – нам не удалось попасть в планы на этот год. Но мы проводим проверки собственными силами, задействуем региональную Счетную палату.
- Есть ли предпосылки увеличения бюджета региона в ближайшие годы? За счет чего это может произойти?
- Да, в планах увеличить отчисления в бюджет от промышленных предприятий. Мы также надеемся улучшить инвестиционный климат, привлечь новых инвесторов, что поможет создать новые производства и рабочие места.
Кроме того, есть план по развитию железнодорожной и автодорожной инфраструктуры. Мы прорабатываем проект дороги Абакан-Бийск. Мы обсудили этот проект на встрече с главой Минтранса во время инвестиционного форума в Сочи.
- Какой-то поддержкой удалось заручиться?
- Безусловно. Тут интересы совпадают у многих сторон - у республики, бизнес-сообщества и РЖД. Если говорить про дорогу Абакан-Бийск – это масштабный проект. Сегодня он разрабатывается в рамках проекта "Енисейская Сибирь". Здесь мы взаимодействуем с Кемеровской областью, Красноярским краем, республикой Тыва, Алтайским краем.
- Говоря о бюджете и сокращении расходов: Вы недавно закрыли представительство Хакасии в Санкт-Петербурге, отменили аренду части помещений для министерств. На чем еще планируете экономить?
- Это все совпадает с аудитом, который мы проводим. В силу того, что мы все разом охватить не можем – все идет постепенно. Сейчас мы активно проверяем сферу закупок. Там тоже есть большой потенциал для оптимизации.
- То есть часть каких-то закупок может быть отменена?
- Нет. Есть практика совместных закупок, благодаря чему удается экономить. Это практика ряда других субъектов и мы ее активно будем применять.
- Сокращения, урезания, а вот то, что в Сочи Вы летели эконом-классом, а не бизнесом - это случайность?
- Нет, сейчас такая установка дана мною целенаправленно: все министры, мои заместители и я лично летаем эконом-классом.
- Удалось ли в Сочи достичь каких-либо договоренностей с инвесторами?
- Несмотря на то, что мое присутствие там было фактически урезано (В.Коновалов досрочно покинул форум из-за масштабной коммунальной аварии в Черногорске - ИФ), мы успели провести встречу с губернатором Иркутской области, подписали протокол о сотрудничестве наших регионов. На следующий день прошла встреча с Фондом моногородов. Вы знаете, что у нас в Хакасии фактически четыре из пяти – моногорода, кроме столицы. Конечно, мы очень заинтересованы в привлечении федеральных средств, инвестиций и средств фонда.
- Какие проекты планируется поддерживать в моногородах?
- Жизнь таких городов, в первую очередь, зависит от градообразующего предприятия. Конечно, надо поддерживать именно такие предприятия, не допускать закрытия. У нас есть проект развития сопутствующих производств. Мы поддерживаем и проекты, которые направлены на развитие производств, не связанных с основным предприятием. Например, в Черногорске планируется запуск предприятий по производству консервов, по производству взрывчатых веществ, что сегодня актуально для Хакасии. В Саяногорске есть проекты по производству детского питания, сыров с плесенью.
На сегодняшний день у нас один моногород является территорией опережающего развития (ТОСЭР) – это Абаза. Туда уже мы привлекли инвестора. Есть перспективы и планы по созданию подобных ТОСЭР в Черногорске и Саяногорске.
- То есть, в Хакассии появятся еще два ТОСЭРа?
- В ближайшей перспективе - это Черногорск. Там уже действует Черногорский промпарк, а создание ТОСЭРа сделает эту территорию еще более привлекательной для инвесторов.
- "МРСК Сибири" сообщила, что отменила рассрочку из-за ухудшения ситуации с долгами по электроэнергии в регионе. Как Вы планируете решать эту проблему с долгами?
- С "МРСК Сибири" мы в постоянном контакте, идут переговоры. Мы не нарушаем договоренностей, которых достигли на последней встрече. На сегодняшний день у республиканских учреждений нет задолженности. Та задолженность, о которой говорит МРСК – это задолженность частных компаний в сфере ЖКХ и муниципальных компаний, учреждений.
Со своей стороны мы оказываем содействие по ликвидации задолженности, но, конечно, я понимаю, что у "МРСК" есть свой коммерческий интерес. Естественно, они хотят эти процессы ускорить, чтобы республика взяла на себя какие-то дополнительные обязательства. Это невозможно по закону, мы не имеем право финансировать частные компании.
Планируем подписание ряда соглашений о долгосрочном сотрудничестве на Питерском экономическом форуме (ПМЭФ - ИФ).
- Удалось ли выяснить причины аварии в Черногорске? Что планируете сделать в будущем, чтобы подобного не повторялось?
- По предварительной версии, причина аварии – износ теплосетей. Той части теплосетей, где произошла авария. Первый порыв произошел в полчетвертого утра. По плану к 12 часам дня он должен был быть устранен. Его ликвидировали, но произошел еще один. В конечном итоге, когда вскрыли большую часть, выяснилось, что там прогнило почти 17 метров трубы, ее пришлось полностью менять.
К сожалению, изношенность теплосетей в Черногорске – крайне высокая. Этот участок находился у частника, не обслуживался. Я дал поручение проверить, как в целом проводилась подготовка к зиме, как реагировала компания на те замечания, которые выставляли надзорные органы. Эта большая проверка, она еще не закончена, но там работает и Следственный комитет.
В любом случае мы сделаем и организационные выводы. В Хакасии эта проблема характерна не только для Черногорска. Поэтому к следующему отопительному сезону мы подготовимся более тщательно, совсем на другом уровне. На последнем совещании я поручил на основе анализа этого ЧП провести подобный анализ по всей республике, выделить слабые места. Мы будем изыскивать средства не только на точечную замену, но и смотреть, какие крупные компании мы можем привлечь к этой деятельности.