О планах преобразования юга Байкала после закрытия БЦБК, инвестиционной активности, планах развития "опорной территории России", а также внутренней политике региона рассказывает губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.
- Сергей Владимирович, скажите, БЦБК остановлен навсегда? Можно ли говорить, что он больше никогда не возобновит производство?
- Действительно, как только этот комбинат в 60-е годы открыли, так сразу его и начали пытаться закрыть. С первых дней я говорил, что мы будем закрывать комбинат. Тема эта очень непростая, и самый сложный фактор - это фактор времени. Те проблемы, которые накапливались десятилетиями, невозможно решить за один день. Закрытие любого производства является большой проблемой, потому что нужен алгоритм, нужна система. Необходима была консолидация всех уровней власти, и при поддержке президента и федерального центра нам удалось убрать из проблемы закрытия БЦБК существовавший в ней спекулятивный аспект.
Мы на протяжении многих лет не могли город подготовить к отопительному сезону, потому что на комбинате главенствовали неконсолидированные интересы частных собственников, кредиторов и т.д. В этой ситуации все чудным образом перекладывалось на плечи и тех, кто работал на комбинате, и на территорию, которая вынуждена была постоянно датировать город, датировать тепло, которое практически выбрасывалось на малых мощностях загрузки в воздух. Это неправильно, абсолютно неправильно. И когда мы стали об этом говорить прямо, мы эти спекулятивные интересы обнажили и заместили.
Сейчас на Байкальском комбинате нет частных интересов. Кредиторы представлены государственной структурой - Внешэкономбанком; представлены территорией - правительством Иркутской области и муниципалитетом. То есть интересы города сейчас защищаются комплексом хозяйствующих или бюджетных структур.
Кроме того, уже более десятка лет комбинат по объективным параметрам не имел права на экономическое существование. Комбинат без собственной лесосеки постоянно находился в предбанкротном состоянии. Из бюджета всех уровней он потреблял больше средств, чем производил. Мы этот процесс даже не закрытия, а управляемости комбината, этой системы, включая город Байкальск, взяли под контроль. Это было просто необходимо.
Мы ведем управляемое сокращение, в рамках которого осуществляются все гарантированные выплаты, в отличие от стихийных банкротств, где непонятно кто и что людям гарантирует. Мы из бюджета оплачиваем переобучение и перепрофилирование людей. Если люди патриоты целлюлозно-бумажного производства, варочного производства, мы содействуем им в переселении - у нас есть комбинаты в Братске, у нас есть другие комбинаты.
Что касается тех людей, которые не хотят уезжать из Байкальска, то сегодня уже объявлен конкурс на утилизацию отходов производства БЦБК, и они смогут работать на этом производстве. В мае, может быть, чуть раньше, будет начата работа по утилизации, а это 6 млн тонн лигнинных отходов, содержащих хлор, серу, находящихся буквально в сотнях метров от Байкала. Это целое новое производство, и на нем будет занято около 500 человек.
- Говорилось, что закрытие БЦБК запланировано на 25 декабря. Вы можете подтвердить эту информацию?
- На сегодняшний день на комбинате идет процесс банкротства, а банкротство предполагает распродажу имущества, взаимоотношения с кредиторами, и юридически, конечно, неправильно назначать какую-то точную дату, когда комбинат будет закрыт. До тех пор, пока имущество не будет распродано, комбинат юридически будет существовать. То, что его сейчас как производства нет, это уже факт.
- Сообщалось, что на утилизацию отходов будет выделено 40 млрд рублей…
- Такую цифру называл премьер-министр России во время визита в Иркутск. Как я понимаю, это комплексная цифра, которая рассчитана на совокупность действий: утилизацию отходов, поддержание жизнедеятельности Байкальска, трудоустройство, создание новых производств.
На утилизацию, я думаю, будет направлено несколько миллиардов. Серьезных коммерческих структур, желающих поучаствовать в развитии Байкальска, достаточно много, для региональной власти важно скоординировать их усилия. Вообще, когда мы говорим об экономике в Иркутске, трудно найти сферу, где бы мы ни увидели сложного переплетения интересов. Задача власти - скоординировать эти интересы и создать вектор развития.
У нас есть проблемы не только с Байкальском. У нас есть и Усолье с ртутным озером, и Тулун с гидролизными отходами. Экологическая проблема для Иркутской области непростая. И Байкальск в этом отношении - один из пилотных проектов, к которому мы подошли системно. Когда я согласился на работу губернатора, я понимал, что такую проблему придется решать.
Я когда-то давно работал в Академии наук, заведовал лабораторией физико-органической химии. Лаборатория, в частности, мониторила и выбросы Байкальского комбината. Так вот могу сказать, с точки зрения профессиональной, что экологическая проблема изначально не была на комбинате основной, потому что экосистема Байкала успешно справлялась с загрязнениями. Однако через 40 лет, когда комбинат морально устарел, его дымящая труба ставила крест на развитии региона в целом. Можно было и дальше затягивать решение этой проблемы, но тогда не приходилось бы говорить о развитии юга Байкала.
- Как складывается ситуация с привлечением инвесторов? Есть ли какие-либо законодательные возможности, чтобы сделать регион более привлекательным?
- Если раньше территория юга Байкала была депрессивной, то сегодня инвестиционная активность на этой территории отличается от других мест в Иркутской области. Мы определили юг Байкала как кластер развития туризма и можем предоставлять преференции в рамках туристско-рекреационной зоны. Мы имеем возможность через корпорацию развития давать льготы - нулевые ставки налога на прибыль и на имущество. Это уникальные возможности для бизнеса. У нас самая дешевая электроэнергия, при тех льготах, о которых мы говорили, у нас есть еще много преференций, конкурентных преимуществ, которые дают нам сейчас развиваться опережающими темпами. Говорить о туризме, не имея современной инфраструктуры, абсолютно бессмысленно.
Мы получим иркутский аэропорт в областную собственность. У нас есть собственные деньги, и мы будем вкладывать их в реконструкцию аэропорта. Мы этот аэропорт будет развивать, как минимум, ближайшие 5 лет. Сейчас мы постараемся предложить модель реконструкции иркутского аэропорта, которая по цене и качеству будет отличаться в лучшую сторону.
Мы планируем также строить новый аэропорт. Федеральные деньги для этого есть. Есть возможность привести в аэропорт керосинопровод, реализовать проект по строительству моста через реку Ангару, что сделает Усолье, Анграск и Иркутск равноудаленными от нового аэропорта, а, соответственно, и дорогу на Байкал в район МРС и острова Ольхон. Конечно, мы эту агломерацию будем использовать и строить будем. Кроме того, нужно привнести новые технологии. Мы выдумывать ничего нового не будем, мы привлекли консалтинговую компанию, которая нам предоставит проект развития авиации, в том числе и по выбору места размещения нового аэропорта.
Технологии в авиации очень важны. Здесь самолет обслуживается по 1,5 часа, а, например, в аэропорте Пекина - 20-30 минут. Отсюда формируется и стоимость авиабилета. Стоимость перелета Иркутск-Москва - запредельная. Рынок туризма конкурентный, и человек выбирает, куда полететь. Если в Швейцарию слетать и находиться там дешевле, чем на Байкале, то, естественно, человек выберет Швейцарию.
В Улан-Удэ летает 230 тыс. пассажиров, в Чите тоже, насколько я понимаю, прироста нет. У нас 20% прирост есть ежегодно. Но конкурентную среду создают аэропорты не только в России. Я хочу сказать, что нужно мыслить не только аэропортами Новосибирска и Красноярска, но это и аэропорты Пекина и Даляня, они не так далеко от нас находятся и "переваривают" огромный пассажиропоток.
Если говорить о других направлениях для привлечения инвестиций, то у нас менее, чем на 1% реализована газификация Иркутской области – и это при том, что территория стоит на газе. Это один из самых низких показателей по России. "Газпром" у нас представлен достаточно слабо. Труба газовая тоже должна, на мой взгляд, придти в Иркутскую область, мы это с "Газпромом" обсуждаем, но ждать, когда китайцы дадут благоприятную цену на газ - неблагодарное дело. В Усть-Куте ООО "Иркутская нефтяная компания" проектирует газоперерабатывающий завод. Мы газ приведем в Усть-Кут в 2015 году. Не будем ждать, когда "Газпром" заключит соглашение с Китаем. Область уже не может ждать и отапливать Усть-Кут мазутом или углем - территорию, которая находится на газе, на лесе. Именно поэтому мы сегодня через соглашения, через преференции, через закон госгарантий с корпорацией развития активно подталкиваем эту деятельность.
Иркутская область - это опорная территория для развития России в целом. Если добавить высокий научно-образовательный потенциал, геополитическое положение, то это само по себе дает высокое конкурентное преимущество.
- В Иркутской области численность населения растет, снижается или находится на стабильном уровне?
- Сегодня у нас наблюдается превышение рождаемости над смертностью. По миграции есть отток около 10 тыс. человек. Еще есть отрицательный баланс, но это данные прошлых лет. К этому параметру я бы относился спокойно, потому что искусственно кого-то задерживать или подрисовывать эти параметры нет необходимости.
- Сергей Владимирович, давайте перейдем к политике. Правительственный кризис в Братске - как там разворачивается ситуация?
- Процесс в Братске некоторые хотят представить как неуправляемый, но это не так: с точки зрения региональной власти он абсолютно управляемый. Сейчас Иркутская область является стабильной. А полтора года назад мы разве могли так сказать? У нас постоянные турбулентные процессы были и в исполнительной власти, и в законодательной власти, и в муниципальной. Поэтому и остались какие-то отголоски желания, чтобы губернатор активно вмешивался, разбирался с каждым возмутителем спокойствия, но этого больше никогда не будет. Региональная власть не будет больше в этом процессе участвовать. Во власти важна позиция. Моя позиция по Братску очень простая: есть на сегодняшний день институт мэра, сити-менеджера, они между собой имеют право спорить. По факту на сегодняшний день сити-менеджер отстранен по суду, мэр должен свои задачи исполнять.
Самая главная позиция, о которой мы заявили: мы за выборы мэра. Мы поддерживаем только тех людей, которым есть за что в жизни отчитаться. Это человек, который будет интересы жителей Братска защищать, а не заниматься спекуляциями.