Сибирь / Эксклюзив 6 октября 2015 г. 14:55

Губернатор Красноярского края В.Толоконский: "Красноярский край должен рассчитывать на свою экономику и зарабатывать сам"

Губернатор Красноярского края В.Толоконский: "Красноярский край должен рассчитывать на свою экономику и зарабатывать сам"

            Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский в кулуарах Сочинского экономического форума рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" о будущих социально-экономических проектах в крае, о принципиальных различиях Красноярского края и Новосибирской области, о проблемах образования, а также о причинах частых личных поездок по районам края.

            - Виктор Александрович, какие крупные экономические и социальные проекты готовятся к реализации в Красноярском крае в предстоящем году?

            - Красноярский край вниманием инвесторов не обделен. На данный момент у нас много разных проектов. Одни крупные проекты завершаются, другие - реализуются, третьи - в проработке. Мне видится, что в этом году мы не сократим объем инвестиций по сравнению с прошлым годом, хотя очевидно, что ситуация сегодня для инвесторов не самая благоприятная. Инвестиционный процесс сдерживают и юридические лица, накапливая свободные средства на депозитах и не торопясь вводить их в реальную экономику. И банки, имея излишнюю ликвидность, тоже не проявляют большой заинтересованности в кредитовании. Даже население увеличивает остатки депозитов. Но, несмотря на эти внешние факторы, Красноярский край в этом году несколько прирастет по объему инвестиций. Конечно, основные объемы у нас, как и в любом крупном регионе, идут на поддержание действующих фондов. Важно, что компании не допускают старения своих фондов, обновляют их и обеспечивают рост объемов. Это прослеживается и у "Норникеля", и у "РусАла".

            Всегда есть проекты обновления в высокотехнологичных сферах, например, "Спутниковые системы" (ИСС им. Решетнева - ИФ) имеют долговременный заказ. Там же активно ведется импортозамещение, поскольку спутниковые системы содержат тонкую и индивидуальную комплектацию, которую сейчас невозможно получить у зарубежных партнеров.

            Вводятся новые мощности в системе "Росатома". Все это отражается в статистике инвестиций текущего года. Что-то перейдет на следующий год.

            Особенно акцентирована работа правительства Красноярского края и профильных министерств будет на скорейшем наращивании мощностей в базовых и приоритетных для края сферах: цветная металлургия, производство алюминия, рост производства золота и добычи нефти через освоение таких новых месторождений, как Лодочное, Сузунское. Нам важно не только сохранить уровень добычи, но и еще несколько прирасти. Также прирост будет в добыче нефти в Эвенкии. Там завершается строительство нефтепровода из Эвенкии на основной Транссиб. Это - базовые направления. Мы стремимся продолжить и максимально ускорить, а также повысить эффективность капиталовложений в базовые отрасли экономики края.

            Прорабатывается большой проект развития добычи руд полиметаллов для производства свинца, цинка - новые обогатительные фабрики и комбинаты с инвестициями в 40-50 млрд рублей. Есть большие проекты у компании "Полюс золото" по увеличению добычи золота. В целом перечень инвестиционных проектов, над которыми сейчас работают как инвесторы, так и наши специалисты, достаточно большой. У нас есть намерение ввести институт инвестиционных уполномоченных, чтобы конкретный руководитель сопровождал и ускорял прохождение проектов.

            - А что касается лесной и сельскохозяйственной отраслей края?

            - Особый акцент будет сделан на наращивании мощностей в лесоперерабатывающей промышленности. Мы заготавливаем 15 млн кубометров древесины, но эффективность переработки совершенно недостаточная. Есть новые мощности, которые нуждаются в скорейшем завершении. В Богучанах реализуется большой проект с участием Внешэкономбанка, в Лесосибирске у нас несколько крупных заводов, которые находятся в стадии обновления. Обсуждается большой проект целлюлозного производства с очень большими капиталовложениями. Такой завод стоит от 2 до 2,5 млрд долларов. В этом проекте очень весомая доля в общем объеме инвестиций края.

            Ряд приоритетов мы ставим по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья. Это в Красноярске никогда особым приоритетом не считалось, хотя производство практически 2,5 млн тонн зерна влечет объективную потребность в создании серьезных мощностей по переработке мяса и молока, иначе зерно теряет свою эффективность. В этом году вводятся большие мощности по производству свинины. Это новый комплекс на 26 тыс. тонн. В проработке сейчас находится строительство сразу нескольких птицефабрик. Все, что касается переработки зерна, мяса и молока, производства овощей - все это тоже безусловный приоритет.

            Наконец, нам принципиально важно сделать Красноярский край центром развития инновационной экономики, серьезно увеличить удельный вес современных производств. Стратегически мы должны понимать, что как бы сильно не развивались металлургия, лесозаготовка, добыча нефти и газа, все равно этого будет недостаточно для создания современной устойчивой социальной привлекательности региона. Нам нужны сферы, где востребован труд программиста, биотехнолога, "тонких" современных профессий. Поэтому в Железногорске мы построили первую очередь промышленно-инновационного парка, чтобы современные научно-производственные инновационные предприятия могли сразу получить площади, энергетику, "якорных" партнеров и заказчиков, одним из которых, как мы рассчитываем, должна стать цветная металлургия. Ждем скорейшего применения, в первую очередь, в алюминиевой промышленности наноматериалов и нанодобавок. В этих направлениях мы формируем свои инвестиционные приоритеты.

            Красноярский край не может удовлетвориться той экономикой, которая сейчас есть, поэтому специально стимулируется создание новых рабочих мест в сельских районах, осуществляется поддержка любых предпринимательских инициатив. Мы всячески будем стимулировать и традиционные сферы малого бизнеса: торговлю, сферу услуг, чтобы в крае шел прирост по разным направлениям.

            Для края малоперспективно ожидать какой-то серьезной поддержки из федерального бюджета для наших социальных и инфраструктурных программ. Край должен рассчитывать на собственную экономику и зарабатывать сам. Нам ясно, что если мы не подтянем качество жизни, не разовьем инфраструктуру, то будем уже сдерживать инвестиционный процесс, ведь инвесторам нужны не только налоговые льготы, но и нормальные дороги, связь, энергетика.

            - Как в крае выстраиваются отношения с крупным бизнесом?

            - Сегодня у нас рабочие конструктивные отношения с крупным бизнесом. Любая моя поездка в Москву включает рабочие встречи с представителями крупных компаний. Для меня участие в таких отношениях было новым. В Новосибирской области этого почти не было. Мы с уважением относимся к представителям бизнеса, но и требуем уважения к жителям края, к краевым интересам. И все знают, что здесь каких-то сомнительных компромиссов не будет. Здесь будет жесткая позиция власти в стратегических интересах региона. Но мы никогда не будем занимать позицию, что бизнес что-то должен краю. Мы просто говорим: экономика ради человека. Экономический рост ради социального развития и повышения качества жизни. Это бизнес принимает.

            - Можете ли Вы сравнить экономический и инвестиционный потенциал Красноярского края и Новосибирской области, где Вы были губернатором раньше?

            - Структура экономики, а значит и инвестиционные задачи Красноярского края от Новосибирской области отличаются принципиально. Новосибирская область обладает высокотехнологичной промышленностью и высокой концентрацией науки, образования, социальной инфраструктуры, но нет прорывных производств, ресурсной экономики. В Красноярском крае во многом все концентрируется вокруг крупной экономики. Несмотря на то, что сырьевых регионов с высокой налоговой отдачей в России немало, но, как правило, подобная экономика и является сферой специализации. В крае же производятся спутниковые системы. Это означает, что все современные коммуникации страны зависят от красноярского производства. Поэтому край сочетает в себе ресурсную и высокотехнологичную экономики. Отсюда и широкомасштабность инвестиционного потенциала края.

            В Новосибирской области нам все время приходилось что-то придумывать. Бывало, встречался там с инвесторами и обращал их внимание не на конкретные проекты, месторождения или площадки, а на понимание свободы: область большая, поэтому выбирайте любой бизнес, вы будете поддержаны. И в итоге инвестиционное развитие Новосибирской области уже 10 лет назад шло по направлениям, которые еще в целом по стране мало заметны. Появлялись компании, которые занимаются программированием. Если сейчас приехать в Новосибирский Академгородок и технопарк, можно увидеть сотни современных небольших предприятий, которые уже имеют огромный объем реализации продуктов и большие доходы, поэтому на сегодня прослойка креативных и двигающих развитие людей в Новосибирской области больше, чем в Красноярском крае.

            Понятно, что этот путь - сложнее, но другого варианта не было. Несмотря на бурный технический прогресс и сосредоточение в Новосибирске наукоемкой экономики, этот путь менее перспективен, поскольку постоянно есть преграда в виде заказчиков. Выходить с инновационной продукцией даже на мировые рынки очень непросто. В Красноярском крае всегда есть крупный заказчик. Но не надо противопоставлять сырьевую экономику высокотехнологичной. Сырьевая экономика формирует ресурс для развития науки и наукоемкой экономики. Если сегодня взглянуть на все циклы добычи и переработки нефти на Ванкоре - это "космос". Там уже не бьет нефть фонтанами. Ее вообще не видно, но там такие цеха и энергоустановки, технологии, автоматика и культура производства, которая даже в научных лабораториях не всегда достижима. И эти современные технологии все время требуют обновления, снижения издержек и опережения конкурентов, давая пищу для научных поисков. Поэтому инвестиционных преимуществ в Красноярском крае больше.

            Наконец, любой процесс экономического развития базируется на спросе, который уже формирует предложение. В крае объективно выше доходы населения, выше рентабельность производства и потребности производственного обновления, поэтому в крае все время высокий спрос на разные виды продукции и услуг, на то новое, чего очень трудно добиваться в Новосибирской области, где мне все время было непросто находить новые импульсы развития. Поэтому мы там взялись сначала за технопарк, потом пошли в биотехнологии. Сейчас в области идет работа по укреплению третьего технопарка, направленного на развитие информационных технологий и программирования. Такие же задачи стоят и в Красноярске, но здесь больше резервов, возможностей и больше поле для деятельности. Несмотря на разность экономик, разность задач и проблем, в целом у Красноярского края возможностей развития больше.

            - Главное в развитии - людские ресурсы. Новосибирская область за счет образования в этом отношении лучше развита. В Красноярском крае начат проект по созданию сети классов с углубленным изучением естественных наук. Какие условия создаются в крае, чтобы привлекать и удерживать в регионе молодых специалистов, в том числе в области высоких технологий?

            - Не совсем соглашусь, что в Новосибирской области лучше организована система подготовки специалистов. Мне пока видится одно преимущество Новосибирской области - классический университет в Академгородке - имеет чуть больше возможностей для подготовки специалистов-исследователей, ученых. Если в Красноярском крае шла добыча золота и никеля, строительство алюминиевых заводов, переработка нефти, то в Новосибирской области создавали лаборатории и исследовательские центры. В остальном Красноярский край не только не уступает, а в чем-то превосходит Новосибирскую область. В крае большие традиции общего образования, очень неплохая подготовка. Отсюда многие выпускники уезжают учиться в самые лучшие университеты России и мира и затем строят впечатляющую карьеру. Система среднего профессионального образования в крае достаточно мощная и рассредоточена по разным городам региона.

            Но я убежден, что задача укреплять сферу образования стоит перед любым регионом страны. Хотя у нас по-прежнему высокая конкурентоспособность в сфере образования, в чем-то наши позиции чуть-чуть ослабли, поскольку в образовании идет много процессов если не разрушительных, то сдерживающих рост эффективности. Нам нужно эти ограничения быстро преодолеть. Поэтому нам важно сегодня укрепить естественнонаучное образование в принципе. Я стремлюсь к тому, чтобы было как минимум 10% выпускников с очень высокой математической и естественнонаучной подготовкой, что и должно изменить качество всего профессионального образования. При этом я совершенно не против гуманитарного и экономического образования. Но нужно иметь хорошую математическую, инженерную школы.

            Сейчас мы начали работу со школами, затем мы будем укреплять Сибирский федеральный университет, который будет стремиться к мировой конкурентоспособности и будет масштабно интегрироваться с институтами Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН, а также создавать исследовательские лаборатории совместно с крупным бизнесом. Это будет современнейший университет и научно-образовательный центр со всей необходимой инфраструктурой, включая культурную и спортивную составляющие. Дальше мы будем стремиться к созданию опорного технологического университета, который сосредоточится только на инженерном образовании и тоже будет иметь здесь возможности интеграции с наукой и с крупными компаниями. Будем также поддерживать отраслевые вузы, которые должны обеспечивать край специалистами социальных сфер. Это большая и системная программа. Убежден, что эти программы должны решаться во всех субъектах России независимо от структуры и специфики экономики. Именно это и будет означать укрепление жизни и региональной конкурентоспособности. Поэтому мы это выделяем также в безусловный стратегический приоритет.

            - Несмотря на то, что губернаторские выборы прошли еще в прошлом году, Вы продолжаете активно ездить по районам Красноярского края. С чем это связано?

            - Еще есть территории, где я не был. Край велик настолько, что знакомство продолжается. Для меня важно не просто самому везде побывать. Важно этими поездками укрепить веру людей в свои собственные силы и силы своего региона и искоренить настроения, что от самих людей ничего не зависит, что в чиновничьих кабинетах жизнь одна, а у местных жителей своя, другая жизнь. Люди должны быть самостоятельны. Я за то, чтобы каждый человек был свободен и ответственен за свою жизнь. Поэтому такие поездки не заменить просто совещаниями, постановкой задач или просмотром статистики. Важно на месте участвовать в решении проблем.

            В целом же государство должно не только создавать инфраструктуру и социальные институты в регионах. Государство должно укреплять веру, духовность и нравственность населения. И это я также считаю своими задачами.

            - Продолжается ли начатый в прошлом году процесс сокращения административного аппарата в крае?

            - Сокращение аппарата трудно дается, хотя мы изначально подчеркнули важность этого процесса. Я добиваюсь, чтобы было понимание необходимости этого не для экономии, а для того, чтобы обеспечивать эффективность. Я не разделяю мнение, что чем больше управленцев, тем больше возможностей регулирования и управления. Ничего подобного. Здесь я больше вижу обратную зависимость: отсутствие оптимальности серьезно влияет на снижение качества. Я призываю коллег максимально преодолеть формализм в нашей работе, хотя это непросто из-за множества отчетов, согласований и регулирований. Очень развиты контрольно-надзорные функции в государстве, что влияет на развитие и качество управления. Поэтому внушить необходимость оптимизации работы госорганов - это одна из задач. Мы не можем расширяться и создавать целые структуры для решения управленческих задач, в том числе, из-за бюджетных возможностей. Считаю, что необходимо продолжать развивать государственно-частное партнерство, привлекать к решению конкретных задач частный бизнес. И я убежден, что субъектами развития в России должна быть не власть, а общество и бизнес. Власть же обеспечивает регулирование, создает условия для развития и только.