О разработке новых нефтегазовых месторождений в Красноярском крае, запуске первой очереди Богучанского алюминиевого завода, подготовке к Универсиаде-2019 в Красноярске рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" в кулуарах Петербургского экономического форума губернатор региона Виктор Толоконский.
- Виктор Александрович, какова ситуация в нефтяной отрасли - второй по уровню платежей в региональный бюджет? Добыча нефти на Ванкоре падает, Юрубчено-Тохомское нефтегазовое месторождение еще не запущено. Какие меры принимают власти, какого эффекта и в какие сроки Вы ожидаете?
- На самом деле добыча нефти в крае не упадет. "Роснефть", понимая, что начинается естественное истощение пластов на Ванкоре (основном нефтяном месторождении в регионе - ИФ), заблаговременно провела большую работу по подготовке трех близлежащих месторождений - Сузунского, Лодочного и Тагульского. Первое из них будет введено в эксплуатацию уже в этом году. При добыче нефти и газа на этих месторождениях компания будет использовать всю инфраструктуру, созданную для Ванкора, - и нефтепровод, и газопровод для попутного газа.
Так что мы рассчитываем, что добыча по Ванкорскому кусту месторождений даже немного вырастет - примерно на 500 тыс. тонн к уровню 2015 года (добыча нефти на Ванкоре по итогам 2015 года составила 22 млн тонн - ИФ). Падения не будет точно.
Кроме того идет большая работа по второму блоку нефтегазовых месторождений - Юрубчено-Тохомскому. Сейчас там завершается строительство нефтепровода с Куюмбы (юг Эвенкии - ИФ) до Тайшета (Иркутская область - ИФ) протяженностью почти 800 км. "Транснефть" вложила в этот проект порядка 100 млрд рублей. Нефтепровод рассчитан на прокачку 15 млн тонн нефти в год. Думаю, что к концу этого года первые тонны нефти пойдут по этой магистрали. В ближайшей перспективе на Юрубченах будут качать порядка 2-3 млн тонн нефти в год, чуть позже - 5-7 млн тонн.
Под все эти решения (в НК "Роснефть" - ИФ) уже приняты, инвестиции спланированы. Компания гарантирует нам в ближайшие несколько лет прибавку по нефтедобыче в 5 млн тонн в год.
Кроме того сейчас идет активный поиск нефти на северо-востоке края, в районе Хатанги. Так, и "Роснефть" имеет лицензии, и "ЛУКОЙЛ", который уже завозит оборудование для бурения.
Таким образом, у меня сомнений нет, что мы сможем не только сохранить объемы добычи нефти, но и увеличить ее.
- Сложная ситуация на мировом рынке металлов создает проблемы экспортно-ориентированным регионам, в том числе и Красноярскому краю. Как Вы оцениваете перспективы отрасли применительно к территории? Не секрет, что первая очередь Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ, входит в ОК "РусАл") фактически готова к запуску, но простаивает.
- Действительно, пока работает только четверть завода. Предприятие рассчитано на производство 600 тыс. тонн металла в год. Первая часть на 150 тыс. тонн работает с осени прошлого года, и БоАЗ дает металл. За счет этого край в 2016 году сможет произвести порядка 1,2 млн тонн алюминия: около 1 млн тонн сделает Красноярский алюминиевый завод и 148-150 тыс. - Богучанский. Последующие три части БоАЗа вряд ли будут запущены в этом году.
Конъюнктура на рынке цветных металлов, действительно, непростая. Вероятнее всего, что среднегодовая цена на алюминий, никель, медь - будет чуть ниже, чем в прошлом году. Однако, думаю, что это падение цен компенсируется ростом курса валют. За счет этого и край не потеряет в налогах, и компании не снизят эффективность.
- "Норникель" начал модернизацию производства в Заполярном филиале компании. Какой эффект ожидается для региона?
- Процесс модернизации - в самом разгаре. Там идет и реконструкция шахт, и устанавливают новое оборудование с принципиально иной производительностью на обогатительном производстве. Завершается работа никелевого завода. Чтобы не потерять из-за этого объемы производства, ведется модернизация Надеждинского металлургического завода, медного завода. Этот проект решает целый ряд задач. "Норникель" снижает издержки за счет современных технологий, повышает производительность, а мы получаем рост налогов.
Еще одна, базовая задача - улучшение экологии в регионе. Мы на форуме подписали с "Норильским никелем" и Минприроды РФ соглашение о совместной реализации масштабной экологической программы. "Норникель" берет на себя обязательства по снижению выбросов серы и ее утилизации.
- Давайте поговорим об Универсиаде-2019 в Красноярске. Как идет подготовка? Соблюдается ли график?
- Мы прошли процесс проектирования и получения заключений госэкспертизы. Экспертиза основных проектов продолжалась почти пять месяцев, но зато теперь все будет строиться по установленным правилам.
График строительства объектов Универсиады мы выдерживаем, по отдельным проектам даже опережаем. Наиболее сложный объект - это ледовый дворец спорта. Строит его металлургическая компания "Русская платина" полностью за свои средства. Неделю назад я был на стройплощадке. Планируем в октябре закрыть тепловой контур, чтобы зимой вести внутренние работы и монтировать все коммуникации. Мне понравилась организация строительства: все уже заказано и куплено, люди работают фактически круглосуточно. Мы (правительство края - ИФ) сейчас запускаем там большую программу по облагораживанию прилегающей территории - нужно построить транспортные развязки, съезд с недавно введенного в строй четвертого автомобильного моста, парковки, обустроить набережную Енисея.
С опережением строится горнолыжный центр. Начали строить новый корпус для больницы скорой медицинской помощи. Завершается процедура торгов на строительство в Красноярске еще одного ледового дворца. Там будет очень напряженный график - объект надо построить за два года.
Сибирский федеральный университет запускает процедуру торгов на своих объектах. Им надо построить шесть общежитий, большой медицинский центр и центр питания для участников Универсиады. Там тоже сроки достаточно напряженные - придется работать в круглосуточном режиме.
"Норникель" тоже получил заключение госэкспертизы на модернизацию горнолыжного комплекса "Бобровый лог" в Красноярске и скоро начнет работу.
Сложный объект, который мы решили построить помимо основной программы, - крытый стадион для хоккея с мячом на 5 тыс. зрителей. Строить будем за счет краевых средств.
Мы хотим серьезно укрепить инфраструктуру города. Будем совместно с частным инвестором (холдинг "БазЭл" - ИФ) строить новый пассажирский терминал в аэропорту Емельяново на 46 тыс. кв. м. За счет средств края там будет построен новый перрон.
Также стараемся масштабировать региональную программу расселения ветхого жилья. С разными ведомствами прорабатываем вопрос о дополнительных средствах по существующим сейчас федеральным программам: по восстановлению и ремонту памятников культуры, благоустройству, развитию транспортной сети.
Начали строительство большой автомагистрали (ул. Волочаевская - ИФ), которая соединит разные объекты универсиады. Стоимость этого проекта - 7,5 млрд рублей.
Так что Универсиада позволит нам обновить в Красноярске не только спортивную инфраструктуру, но и транспортную сеть, медицинские учреждения. Это будет серьезный прорыв в развитии всего города.