Сибирь / Эксклюзив 10 июня 2010 г. 11:58

И.о. мэра Новокузнецка В.Смолего: "Я пришел не временщиком"

И.о. мэра Новокузнецка В.Смолего: "Я пришел не временщиком"

Валерий Смолего заступил на должность исполняющего обязанности мэра Новокузнецка два месяца назад, после отставки по собственному желанию прежнего главы города Сергея Мартина. Ранее Валерий Георгиевич работал заместителем губернатора Кемеровской области и на этом посту курировал промышленность, транспорт и связь.

- Валерий Георгиевич, кадровые изменения в администрации города начались еще до вашего прихода на эту должность. Судя по всему, вы продолжили эти изменения. Можно ли уже оценить результаты?

- Действительно, первые изменения произошли еще раньше. К примеру, замена заместителя мэра по капитальному строительству Владимира Дудина была просто предрешена.

С моим приходом начались изменения во взаимодействии городской администрации с населением, в частности, произошла смена руководителя пресс-центра. Прежний пресс-центр работал слабо. Получалось так, что администрация была замкнута сама на себе, далека от интересов горожан. А нужно было объяснять людям смысл преобразований, изменений, новых решений, действий администрации. Правильная политика – это когда население знает, чем мы в администрации занимаемся.

К тому же, если не давать населению информацию, то в городе сами собой будут появляться слухи, домыслы. Хотя я прекрасно понимаю, что у людей могут быть настолько сложные и злободневные вопросы, что сразу и не ответить. Но это пока. В любом случае, мы будем заниматься этими проблемами. Очень хочется в городе выстроить нормальное взаимодействие с людьми, повернуться к ним лицом - я придаю этому большое значение.

- В адрес прежнего руководства города высказывалось много претензий. В частности, много говорилось о нарушениях в сфере ЖКХ, в распределении средств, много упреков было и по состоянию дорог. Как вы намерены решать эти проблемы?

- По нарушениям в сфере ЖКХ - не возьмусь пока комментировать, потому что ситуация в АО "Новокузнецкая управляющая компания" - это тайна следствия, прерогатива правоохранительных органов. Я предполагаю, что впереди - судебное разбирательство, тогда решение суда будет озвучено.

Когда я приехал в Новокузнецк уже в качестве и.о. главы города, меня поразило плохое состояние дорог и наличие на улицах мусора. Если говорить о качестве дорог, то мы определили приоритетные направления развития на прошедшей недавно коллегии администрации. Принято решение об оказании помощи городу, мы уже внесли предложение, чтобы дополнительно отремонтировать ряд дорог. Между тем, есть дороги, которые несут большую нагрузку, в настоящее время по ним трудно передвигаться, их нужно будет отремонтировать в первую очередь.

Раньше дороги ремонтировались исходя из недостатка средств. Получалось так, что деньги потрачены, дороги через некоторое время снова разрушены, и результата нет. Все-таки необходимо, чтобы в текущем режиме любая дорога была отремонтирована на длительный срок. Сегодня мы приняли принципиальное решение - все дороги делать качественно, с водоотводами, чтобы в зимнее время вода не скапливалась, не разрывала асфальт. Если вложили деньги один раз, то надо сделать так, чтобы к этой проблеме вернуться не раньше, чем через 5-7 лет.

К сожалению, следует признать, что долгое время в этом направлении никакая работа не велась, никто толком не мог отследить качество работ дорожников - сколько стоит дорога на самом деле, сколько асфальта на самом деле положили, какого качества, были ли приписки? Сегодня решили, что качество работ по строительству дорог будут оценивать специалисты независимой лаборатории из Кемерово, чтобы избежать пересудов. Прослеживать они будут всю технологию - и качество асфальта, и толщину укладки. Надеемся, что исполнители, видя такое отношение со стороны властей, делать "тяп-ляп" уже не будут.

Утилизация мусора - это еще один злободневный вопрос, особенно у частного сектора. Сегодня мы уже заказали 100 новых контейнеров. А что касается тарифов на вывоз отходов для компании "Эколенд" - сессия городского Совета народных депутатов уже поставила промежуточную "точку" в этом споре, снизив явно завышенные тарифы на 30%. Дальше будем смотреть на доводы специалистов, есть разные точки зрения, справедливый получился тариф или нет.

Вполне естественно, что "Эколенд" считает, что тариф занижен. Мы понимаем, что должны учитывать интересы компании, которая работает для города. Но интересы жителей тоже есть, поэтому "золотую середину" будем искать и дальше, это очень важно.

- Недавно было объявлено, что из областного бюджета на социально-экономическое развитие Новокузнецка будет дополнительно направлен почти 1 млрд рублей. Какое участие в решении злободневных городских проблем будет принимать бизнес?

- Бизнес сегодня готов оказывать поддержку - и крупный, и средний, и малый. Например, "Евраз" дает 90 млн рублей на развитие внутриквартальных площадок. Малый бизнес вкладывает средства в развитие малых архитектурных форм.

- Валерий Георгиевич, вам уже приходилось по сути исполнять роль антикризисного менеджера. В 1990-х годах вы принимали участие в выводе из банкротства таких флагманов металлургии, как Кузнецкий металлургический комбинат, "Запсиб", Новокузнецкий алюминиевый завод. Учитывая свой опыт, можете ли вы оценить, сколько реально времени нужно Новокузнецку, чтобы сделать из него "город-сад"?

- Сложно, конечно, сказать, ведь прогноз - дело неблагодарное. Мы, конечно, уже в другой ситуации находимся, далеки от проблем 90-х годов. Сейчас для нас очень важен вопрос экономической и социальной стабильности. Уже нет массовых увольнений и остановок производства, но сегодня нужно менять психологию людей, привыкших, что все проблемы решаются деньгами. Но на самом деле не менее важно и отношение людей к своему городу. Ведь даже такая элементарная вещь, как мусор, вызывает огромные сложности, потому что люди мусорят у себя под ногами. Но если в душе будет сидеть искорка любви к Новокузнецку, если будет обыкновенное желание жить в чистоте - решить проблему с мусором будет гораздо проще и быстрее.

- Позвольте перейти к вопросам о конкретных предприятиях. Насколько известно, Evraz в 2010-2011 годах планирует объединять структуру управления Новокузнецким и Западно-Сибирским меткомбинатами. Какие это будет иметь последствия для города? Следует ли ожидать новых сокращений работников?

- Если объединение и будет, то пострадает только управленческий аппарат. Смею вас заверить, что по технологии одни вальцовщик не будет одну смену работать на НКМК, а другую - на "Запсибе". Хотя надо сказать, что еще и неизвестно, будет ли это объединение. Собственник еще не информировал администрацию города о таком решении.

В целом же, и по НКМК, и по "Запсибу" ситуация меняется к лучшему. Рельсобалочные производство НКМК работает, есть спрос на более качественные рельсы; на предприятии идет реконструкция. По "Запсибу" особых технологических изменений нет, но хотелось бы, чтобы они развивались и двигались в сторону увеличения выпуска готовой продукции, а не полуфабрикатов.

- А какие перемены вы ожидаете на других заводах - ферросплавном, цементном, алюминиевом?

- Надо сказать, что "Кузнецкие ферросплавы" столкнулись с тем, что расширяться им некуда. Они бы и рады построить еще одну печь, но с точки зрения экологической нагрузки на город это невозможно.

На алюминиевом заводе запускают электролизеры. Но электролизеры первого корпуса пока не запустят, потому что там есть тоже вопросы с экологией. Есть прогнозы специалистов, что со временем придется первую площадку закрывать, а наращивать производство на второй площадке, где установлено более современное оборудование и нет таких острых экологических проблем.

На цементном заводе в Новокузнецке работает одна печь, ведутся работы по улучшению экологических характеристик производства. Если они будут работать с соблюдением всех правил и норм, то это будет хорошо. Хотя по моим оценкам, рынок цемента насыщен. В то же время собственники завода считают, что ниша еще не вполне занята, и если возобновится массовое строительство, то и цемент будет востребован.

Самое главное для нас - это чтобы экологическая ситуация в городе была под контролем. Развитие новых опасных производств в ближайшее время мы не планируем.

- Можете ли вы оценить эффективность программы трудоустройства высвобожденных металлургов, которым были выделены средства на открытие собственного дела?

- Программа оказалась очень своевременной, но не все могут быть коммерсантами. Мы убеждаем людей, помогаем им открыть в себе предпринимательские способности. И вот уже 50 вновь появившихся бизнесменов подали заявки на 90 рабочих мест. Конечно, это процесс не быстрый, ведь каждый должен найти свою нишу, решить все проблемы. Но работа в этом направлении идет.

Малый бизнес мы вынуждены развивать. Не должен Новокузнецк быть моногородом, зависимым от металлургов. Причем надо развивать малый бизнес и предпринимательство не только в сфере торговли, но и в производстве, в переработке. У нас в Новокузнецке множество техногенных отходов, в которых есть практически вся таблица Менделеева. Из автошин можно делать коврики, из отходов обогащения угля и руды можно добывать даже золото. Более того, у нас есть смоляные отходы, шламовые, шлаковые отвалы. Вот где может приложить свою руку малый бизнес!

- Как вы можете оценить ситуацию в строительной отрасли города? Из-за кризиса возникли серьезные проблемы – закрываются предприятия по производству стройматериалов, застройщики испытывают проблемы с реализацией квартир.

- На днях я провел совещание со всеми, кто так или иначе занимается вопросами строительства. Дело в том, что до недавнего времени в Новокузнецке строительство велось хаотично, но сегодня утвержден генплан. Согласно ему, в 2010 году мы должны построить и сдать 205 тыс. кв. м жилья в многоквартирных домах, а также 44 тыс. кв. м индивидуального жилья. По оперативным данным, отставание от этих плановых показателей на сегодня составляет почти 50%. И одна из причин недостаточно высоких темпов строительства в том, что не развиваются новые строительные площади - нужны серьезные вложения в прокладку инженерных сетей. Например, Новокузнецкий ДСК приступил к строительству квартала "Е" в Орджоникидзевском районе. Это порядка 96 тыс. кв. м жилья и обеспеченность работой более чем на 1 год. Но есть проблемы, которые нужно решать своевременно земельному комитету, управлению муниципального имущества и самим домостроителям. Предстоит снести 36 домов, расселить людей, провести аукцион - все это нужно связать в одну цепочку, и при этом все сделать в соответствии с законом.

Еще один пример в качестве иллюстрации ситуации на рынке жилья. Компания "Южкузбасстрой" активно строила дома в квартале 45-46, квартиры реализовывались под ипотеку. Наступил кризис, и горожане оказались не в состоянии купить дорогое жилье. Ипотека толком не работает, ставка рефинансирования постоянно падает, но почему же банки не дают кредитов с низкими процентными ставками? Это вопрос к банкам.

Но на фоне этого есть и другая проблема. Давайте смотреть правде в глаза - те дома, которые строились как элитные, оказались невостребованные. Во всем мире это - обычные дома, а мы их почему-то считаем элитным жильем, продавая по 35, по 50 тыс. рублей за кв. м.

Нужно искать выход - нужно строить жилье малой площади. В Новокузнецке много ветхого жилья, аварийного, много переселения по программе ГУРШ, а там такие семьи, которым квартиры площадью 70-100 кв. м не нужны. Гораздо более востребованными могут оказаться квартиры в 35-40 кв. м, они нужны и для молодежи. Цена квадратного метра такого жилья не превышает 26 тыс. рублей.

- Выборы нового мэра должны состояться уже в октябре. Вы планируете выдвигать свою кандидатуру?

- Я пришел не временщиком. Сегодня четко видятся задачи, которые требуют свежего решения, я к этому готов, назад пути нет.

У Новокузнецка большое будущее, он стоит на перекрестке всех путей - и железнодорожных, и автомобильных; есть аэропорт - единственный на юге Кузбасса. Так что наш город в будущем - это не только металлургия. Большое будущее у сферы туризма, у сферы обслуживания. Вот уже 17 лет подряд в Новокузнецке проходит международный форум "Уголь России и Майнинг", а гостей негде размещать, гостиниц у нас не хватает. Я уверен, что через некоторое время и на предприятиях рабочих рук будет не хватать. Сегодня разработана программа, как уйти от проблем моногорода. И мы вместе должны приложить усилия для того, чтобы этот путь был, по возможности, короче.