Сибирь / Эксклюзив 30 ноября 2016 г. 13:41

Мэр Иркутска Д.Бердников: "Комплексный подход во всех сферах необходим для полноценного развития города"

Мэр Иркутска Д.Бердников: "Комплексный подход во всех сферах необходим для полноценного развития города"

             Иркутск оказался первым городом в Сибири, в котором при реконструкции исторического центра начали использовать комплексный подход. О реализации этого проекта, освоении застроенных территорий, политике администрации в транспортной сфере и других важных для областного центра вопросах в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал мэр Иркутска Дмитрий Бердников.

            - Дмитрий Викторович, иркутяне еще 10-15 лет назад поняли, что центр города нуждается в реконструкции, реставрации, расширении общественного пространства. Но власти осознали это только в 2010 году, когда появилась идея губернатора Дмитрия Мезенцева, предложившего проект реконструкции 130-го квартала. А Вы, по сути, первый мэр в городе, который решил пересмотреть стратегию развития центра города. Речь идет о проекте "Иркутские кварталы".

            - Этот проект на самом деле уникальный. Однако я не первый из градоначальников, который занимается вопросами благоустройства Иркутска, определив это одним из векторов развития. Более того, решать такие стратегические задачи - это, по сути, и есть работа мэрии. У нашего города богатая история, в том числе и архитектурная. И мы обязаны ее сохранить, наполнив новым, современным смыслом, который бы соответствовал требованиям времени. В царское время были построены уникальные сооружения. Они во многом сформировали облик нашего города. В Иркутске почти полторы тысячи архитектурных памятников, большая часть из которых - федерального значения. И это то, чем можно и нужно гордиться.

            "130-ый квартал" - это серьезный проект. Мало кто верил, что его вообще возможно реализовать, тем более за такой короткий срок. Вспомните, сколько критики было в его адрес! Однако теперь - это одно из самых любимых мест и для иркутян, и для гостей нашего города. Можно сказать - одна из визитных карточек Иркутска.

            Проект "Иркутские кварталы" более глобален: предполагается реновация на площади в 73 гектара. Чтобы было более понятно, о каких масштабах идет речь, для сравнения, площадь "130-го квартала" составляет 6 гектаров. Такой объем требует значительное количество ресурсов, поэтому и реализация его предполагается в несколько этапов.

            Первый из них уже выполнен. Совместно с ФМС и полицией была проделана большая работа - освободили территорию от незаконной торговли. Сейчас активно приступили ко второму этапу: идет подготовка нормативной документации, необходимой для реализации проекта. Вносятся изменения в генеральный план города, прорабатываются проекты планировки, межевания, правил землепользования и застройки. Срок стоит до конца года.

            Параллельно с этим велись переговоры с собственниками земельных участков, которые попадают в границы проекта. В "130-м квартале" решить какие-то вопросы было проще: земля - муниципальная, дома - аварийные, подлежащие сносу. Мы оказались в более сложной ситуации, так как городу на этой территории принадлежит не более 2% земли, а все остальное находится в частной собственности. В октябре 2015 года мы создали автономную некоммерческую организацию "Иркутские кварталы". Она, по сути, является управляющей компанией, которая "удерживает" общую концепцию проекта. АНО смогла наладить конструктивный диалог с собственниками: большинство из них готово вкладывать свои средства в развитие "Иркутских кварталов". Они прекрасно понимают значимость и масштабность проекта. Замечу, что на сегодняшний день на проведенные работы мы не потратили ни копейки бюджетных денег. Весь процесс идет за счет средств инвесторов. Сейчас прорабатываем возможные варианты для включения "Иркутских кварталов" в государственные региональные и федеральные программы.

            - Скажите, как проект "Иркутские кварталы" отразится на транспортной инфраструктуре города с учетом того, что все пассажирские потоки идут через центр города? Предполагается ли менять схему движения, размещение остановок общественного транспорта? Будет ли органичен въезд в центр города для частного транспорта?

            - Вы сами видите, что центр города уже сейчас с большим трудом справляется с таким потоком транспорта. Поэтому изменения в схеме движения, несомненно, нужны так же, как и ограничения движения индивидуального транспорта. В идеале предполагается создать комфортную среду для пешеходов, сделать внеуличные подземные и наземные стоянки, перераспределить парковочные места между ними. И, конечно, обеспечить подъезды к этим стоянкам. Проектом предусматривается создание велосипедного движения.

            Что касается остановок общественного транспорта, то они, конечно, останутся. Менять схему их расположения, по меньшей мере, некорректно. Общественный транспорт должен быть максимально доступен для горожан, в том числе и в плане расположения остановочных пунктов.

            - Предыдущие городские власти говорили, что для разгрузки центра необходимо организовать параллельное движение на улицах Иркутска, когда на каждой из улиц движение идет только в одну сторону, а по соседней - в другую. Этот проект еще актуален? Будет ли "разворот" улицы Карла Маркса в обратную сторону (движение от улицы Ленина - к улице Декабрьских Событий)?

            - В центре города в одностороннем режиме и так работает достаточно улиц. Разворот Карла Маркса в другую сторону не планируется. Согласно проекту реконструкции Маратовской развязки, разработанному в "ИркутскгипродорНИИ", движение от Декабрьских Событий в сторону Радищева будет в одностороннем режиме. Улицу Рабочую от Маратовской развязки в сторону Декабрьских Событий также планируется запустить в одну сторону.

            - На каком этапе сейчас проект Маратовской развязки? Возможно ли его реализовать в условиях сокращения федеральных субсидий на развитие транспортной инфраструктуры? Когда может быть дан старт I этапу реконструкции развязки, сколько он стоит?

            - Проект реконструкции развязки разбит на четыре этапа, общая продолжительность которых почти пять лет. 4 года и 8 месяцев, если быть точнее. Стоимость первого этапа составляет 354,2 млн рублей, второго - 2,47 млрд, третьего и четвертого - 1,04 млрд и 948 млн рублей, соответственно. То есть для полной реализации проекта необходимо 4,8 млрд рублей. Предполагается, что после каждого из этапов реконструкции будут введены в эксплуатацию определенные объекты.

            В этом году на условиях муниципально-частного партнерства разработан проект ремонта развязки со строительством съезда на улицу Баррикад и организацией частичного светофорного регулирования. Он будет реализован в 2017 году. Это позволит разгрузить транспортный узел на 3-5 лет. Стоимость работ составит 195 млн рублей.

            - Давайте поговорим о муниципальном транспорте. Сейчас власти российских городов часто принимают решения о том, чтобы отказаться от троллейбусов и трамваев в силу разных причин: от отсутствия пассажиропотока до дороговизны техники. Будет ли то же самое в Иркутске? Какова доля электротранспорта в общем годовом объеме перевозок, насколько он рентабелен? Как будет обновляться парк "ИркутскГорЭлектроТранса"?

            - Сейчас наш "ИркутскГорЭлектроТранс" обслуживает 7 трамвайных и 9 троллейбусных маршрутов. Только в 2015 году электрическим транспортом было перевезено более 31 млн человек. К слову сказать, 25% от общего количества пассажиров пользуются льготами на проезд. И нужно понимать, что все виды таких льгот на сегодняшний день предоставляет только городской транспорт. Он же обслуживает так называемые социальные маршруты, то есть те, на которые частным перевозчикам выходить просто не выгодно. Поэтому позиция мэрии в данном вопросе неизменна - доля муниципальных пассажирских перевозок должна расти.

            Что касается обновления техникой наших МУПов, то в этом году наибольшее внимание уделялось пополнению автопарка "ИркутскАвтоТранса". Это позволило, в частности, сделать маршрут N30 в Ново-Ленино - полностью муниципальным. То есть там сохраняются все льготы для пассажиров, осуществляется жесткий контроль за расписанием, за выходом на линию водителей. С приобретением электрического транспорта вопрос пока остается открытым - купить новую технику, с завода, МУП позволить себе не может. Однако за счет договоренностей с мэрией Москвы в этом году в трамвайном депо появится 10 вагонов. Это такой подарок Иркутску в честь 355-летия от столицы. Пять трамваев уже пришли, еще пять - на подходе. Но все они до конца года выйдут на линию по маршрутам.

            - В Томске власти пошли на разработку принципиально новой системы пассажирского транспорта. А впоследствии стали проводить аукционы на обслуживания городских маршрутов, что привело к акциям протеста маршрутчиков. Какой будет политика властей Иркутска в отношении пассажирского коммерческого автотранспорта?

            - Мы проводим открытые конкурсы по маршрутам. Это дает возможность частным перевозчикам выходить на любую линию, но, естественно, при соблюдении определенных норм. По новому федеральному закону ужесточены требования к перевозчикам. И это дает нам возможность, с одной стороны, контролировать частников, а, с другой стороны, вести с ними четкий и конструктивный диалог. Все должны прекрасно понимать, что частные перевозчики обязаны соблюдать определенные условия по обслуживанию пассажиров. Не говоря о том, что сами машины должны быть в надлежащем санитарном и техническом состоянии, выходить на линию в соответствии с расписанием, а водители - соблюдать скоростной режим. Все эти и другие условия прописываются в договорах между коммерсантами и администрацией города. Постепенно, но мы наведем порядок в этой области.

            - Какие в ближайшее время могут быть введены автобусные маршруты в Иркутске, в том числе через Академический мост?

            - Буквально на прошлой неделе начал работать один из маршрутов - N83. Он следует из микрорайона Радужный до центрального рынка через Академический мост. Перевозчику выдано свидетельство и карты маршрута, на линии работают 20 автобусов малой вместимости. И после обустройства остановочных пунктов по улице Маршала Конева в районе стадиона "Рекорд" также будет рассматриваться возможность запуска маршрута "микрорайон Синюшина Гора - Академический мост - Центр".

            - Как реализуется программа освоения (развития) застроенных территорий (РЗТ)? Насколько она сейчас интересна застройщикам? Какие участки востребованы?

             - Механизм развития застроенных территорий в Иркутске запущен в 2012 году. Поясню, что в 2012-2015 годах заключено 4 договора о развитии застроенных территорий в Иркутске. В 2016 году подписано еще два подобных договора: по улицам Кайская, Якоби, Мухиной, Театральная. На этих шести площадках расположено 117 аварийных домов общей площадью около 47 тыс. кв. метров.

            В сентябре мы провели еще три аукциона на право заключить договор о развитии застроенных территорий в Иркутске. Эти торги состоялись, в них определен победитель, сейчас готовим документы к подписанию. Инвестору предстоит расселить 56 аварийных домов, или 20 тыс. кв. метров жилья, а это почти 500 квартир. И это позволяет сделать вывод, что интерес застройщиков к механизму РЗТ возрастает. Тут сказывается дефицит свободных земельных участков под строительство. Ну и, плюс ко всему, застройщикам предлагаются выгодные условия в рамках этой программы.

            Мы намерены развивать эту программу и дальше. Сейчас в рабочем режиме выявляются площадки с деревянными многоквартирными домами, которые могут быть признаны аварийными. На сегодняшний момент их 56, и это потенциальные площадки для строительства новых объектов, в том числе социальных. Вообще говоря, мы намерены создать реестр домов, которые можно объединит на одной территории для формирования площадок РЗТ.

            Конечно, сейчас самыми востребованными участками являются участки в Октябрьском округе Иркутска, также большой интерес к территориям, расположенным в Свердловском районе. Освоение территорий Правобережного округа в перспективе станет экономически привлекательным в ближайшие 2-3 года, после завершения строительства теплового луча по улице Баррикад.

            - Как вы намерены вести диалог с застройщиками, которые возводят многоэтажные дома и привязывают их к существующей инфраструктуре?

            - Комплексный подход - это один из принципов работы нашей команды. В том числе и в вопросах градостроительной политики. Начиная с прошлого года, активно ведется строительство социальных объектов - школ и детских садов. И оно идет с учетом полноценного развития территории. Как пример: жилищный комплекс "Эволюция" в микрорайоне Ново-Ленино. Уже при планировании было предусмотрено строительство двух детских садов и школы. Они закрывают потребность в образовательных учреждениях не только для этого квартала, но и для близлежащей, уже существующей застройки. Школу, кстати говоря, достроим уже в этом году. И она станет крупнейшей на территории Приангарья. А ее проект вошел в российский реестр типовых проектов школ. Так что Иркутску и в этом отношении есть чем гордиться.

            Иркутск растет и развивается - и это заметно по темпам строительства в городе. И, знаете, могу вам сказать, что у нас появляется все больше социально ответственных застройщиков. Некоторые сами выходят с инициативами что-то сделать для города. Так, например, один из застройщиков заасфальтировал дорогу рядом с новым жилищным комплексом; несколько компаний предоставили помещения под наши муниципальные образовательные учреждения, медицинские кабинеты, аптечные пункты; есть примеры благоустройства прилегающих территорий в рамках муниципально-частного партнерства.