Сибирь / Эксклюзив 18 мая 2010 г. 16:11

Мэр Томска Н.Николайчук: "Город, как девушка, должен быть красивым"

Мэр Томска Н.Николайчук: "Город, как девушка, должен быть красивым"

Николай Николайчук руководит Томском уже почти три года, из них чуть больше года - в статусе мэра. Насколько сильно за это время изменился инвестиционный климат города и какие крупные проекты предстоит реализовать в ближайшее время - об этом он рассказал корреспонденту агентства "Интерфакс-Сибирь".

- Николай Алексеевич, не секрет, что Томск находится далеко не в центре Европы, да и кризис подкосил инвестклимат. Какую оценку вы можете дать нынешнему положению дел в сфере привлечения инвестиций?

- Если говорить об инвестиционной привлекательности нашего города, то надо честно признать, что на ней сказывается наличие всего в 250 километрах более крупного города - Новосибирска. А если еще учесть, что Новосибирск стоит на перекрестке железнодорожных, автомобильных путей, имеет большой аэропорт, то становится понятно, что с логистической точки зрения мы сильно проигрываем. Таким образом, изначально мы понимаем, что окупить вложенные средства в Новосибирске проще и быстрее - это объективные общемировые процессы.

Однако существуют способы скорректировать инвестклимат, не у соседа, а у себя. И потихоньку это удается. Мы, хоть и с трудом, но завели сюда Metro Group, итальянскую Domina. Вспомните, на площадке, которую купили итальянцы, раньше стояли четыре развалившихся дома, а сегодня их нет. Когда исчезают проблемы, люди забывают о том, что они были. А это тоже инвестиции, инвестиции в томичей.

Серьезные надежды мы возлагаем на особую экономическую зону, причем на обе площадки - и на южную, и на северную. Здесь есть разработки, которые касаются нефтегазового комплекса, работает компания "СИБУР". Тайваньский инвестор вкладывает деньги в создание производства поликристаллического кремния. Появляются возможности не только построить опытные установки на базе технико-внедренческой зоны, но и получить новые промышленные производства, а это и налоги, и рабочие места.

Других инвестиций в город, к сожалению, реально мы не видим. Пока застопорился процесс переноса заводов за территорию города. Первый опыт - это завод режущих инструментов, который перенесен в село Лоскутово на окраине города. Этот проект идет с трудом, буксует, потому что такие проекты реализуются, когда на старые промплощадки приходят инвесторы, которые развивают торговлю, услуги. А сегодня тех объемов, которые нужны для их реализации, давайте признаемся, нет.

- А как же проект шарикоподшипникового производства на базе завода "Ролтом"?

- "Ролтом" объявил о проведении открытых торгов в форме аукциона и распродает всю территорию 33 лотами. Говорят, что все это купит ЗАО "Томский подшипник", но я в это слабо верю. Во-первых, потому что это распродается большим количеством лотов, а во-вторых - посмотрите, что это за площадка и где она находится. Это географический центр города, вокруг нее - две крупные городские магистрали (Комсомольский проспект и улица Пушкина), еще одна (проспект Новаторов) будет строиться. Рядом - Михайловская роща, которая в перспективе станет главным городским местом отдыха. Таким образом, эта территория становится суперпривлекательной для комплексного развития торговли и развлекательной индустрии. Ценнее этой территории просто нет, использовать ее нужно эффективно. А на вырученные деньги можно смело развивать производство подшипников где-нибудь на окраине, у нас есть масса привлекательных мест с подходящей для такого завода инфраструктурой.

Так что надо не старые стены латать, а строить новый завод на новом месте, продав землю в центре города. Ведь это общемировые тенденции. Кризис потихоньку начинает уходить.

- Что администрация Томска предлагает инвесторам для того, чтобы привлечь их к реализации проектов здесь?

- А инвесторам ничего и не нужно предлагать. Они сами считают вложения и окупаемость, и если у нашего города не хватает покупательской способности, оборота, они не пойдут сюда. Нужно привлекательным делать регион, в том числе и через наличие брендовых компаний - таких как Metro, IKEA.

Кстати, представители Metro нам недавно сказали, что Томск - единственный в России город, куда компания зашла без проблем. Они утверждают, что к власти нет ни вопросов, ни претензий. Слышать такое - лестно, но при этом понимаешь, что ради этого - ради отсутствия вопросов и претензий - работаешь.

Или другой пример - два года назад мы начали наводить порядок в сфере землепользования. Поначалу строительные организации восприняли перемены негативно, но теперь, когда отстроилась внятная, прозрачная система, это признают даже застройщики.

Мы работаем с инвестором очень целенаправленно, действует инвесткомитет. В июне заработает городской инвестпортал, где будет публиковаться актуальная информация обо всех интересных для инвесторов проектах и площадках. То есть любой желающий сможет зайти и увидеть, какие инвестплощадки свободны, какие проекты реализуются, в какой они стадии. Пользователи увидят полную инвестиционную картину.

- Какие-то льготы для инвесторов предусмотрены?

- Главная льгота для инвестора - это прозрачность. Это большая легенда, что ему интересны льготы по земельным налогам и прочие поблажки. Все эти платежи - не такие значительные. К примеру стоимость земельного участка под строительство торгового центра Metro составила 32 млн рублей, а общий объем инвестиций - 800 млн рублей. Это несопоставимые вещи. Мы им предлагали подключиться к нашим коммуникациям - канализации, водопроводу, если успеем их сделать. А компания говорит, что сама предусмотрела финансирование всех необходимых для запуска проекта коммуникаций. У нормальных инвесторов эти затраты - и земля, и расходы на строительство коммуникаций, банковские проценты и прочее - все это уже заложено в проект. В первую очередь инвестора интересует прозрачность в отношениях с властью, при получении земельного участка, правила вхождения. Инвестор пойдет туда, где минимум рисков.

Эти правила действуют, извините за тавтологию, для "правильного" инвестора. А псевдоинвестор работает по-другому, и мы с такими людьми не раз сталкивались. Он приходит и говорит: "Дайте мне кусок земли, я построю вам такой-то объект". Что он хочет сделать на самом деле? Он берет эту землю и закладывает где-нибудь в банке, получает деньги, а дальше можно уже ничего не делать. Это не инвестор, мы не допускаем таких инвесторов. У них задача как можно дешевле получить и как можно выгоднее продать. А мы говорим, что землю нужно купить, вложить средства, и таким образом доказать, что ты пришел всерьез и надолго. Тогда мы будем помогать с коммуникациями, дорогами и так далее. Но мы это сделаем после.

- В последнее время вновь начали много говорить о реорганизации муниципального предприятия "Томский энергокомплекс" (МУП ТЭК), основной актив в котором - водоканал. Что на самом деле администрация планирует сделать с этой структурой?

- Для томского водоканала необходим очень сильный оператор. И мы намерены провести честный, открытый международный конкурс по выбору этого оператора. Но конкурс должен проводиться не под какую-то конкретную компанию, как было, чего уж греха таить, в случае с "Томскими коммунальными системами" ("дочка" "Российских коммунальных систем", открыто конкурсное производство - ИФ). Я уверен, в Томск может прийти оператор с мировым именем, и это как раз будет совершенно другой подход к управлению муниципальной собственностью.

В мире есть несколько крупных компаний, которые занимаются водоснабжением, мы будем выходить на них. Были раньше у нас определенные опасения, что мы им не будем интересны. И у руководства этих компаний господствовал стереотип, что их не пустят на рынок, потому что существует множество "псевдоинвесторов", которые заверяют, что с властью невозможно работать без их посредничества. Теперь же мы напрямую обратились к некоторым компаниям с мировыми именами и начали переговоры об их участии в конкурсе на оператора водоканала - это испанская Aqualia, французские GDF Suez и Veolia Water.. И вы знаете, они все заинтересовались.

Также мы намерены предложить участвовать в конкурсе и крупным российским компаниям - "Росводоканалу", АО "Евразийский", но участвовать все эти компании будут на общих основаниях. Пусть они покажут, могут ли в ходе открытых конкурсов соревноваться с международными структурами. Ожидаю, что победитель сможет внедрить европейские стандарты качества коммунальных услуг в нашем самом европейском городе Сибири.

Я поставил задачу завершить подготовку конкурсной документации к 1 июля, и сразу объявим конкурс. Мы намерены его сделать максимально открытым, чтобы можно было выбрать лучшую мировую компанию, которая зайдет в Томск и покажет всей стране, как нужно эксплуатировать водоканалы. Посмотрите, в мире есть компании, которые это делают более ста лет. Причем целью их является не муниципальная собственность на коммунальные комплексы. Наоборот, они заявляют о готовности заключения договоров концессии и договоров аренды на какой-то промежуток времени.

- А что касается программ развития за счет бюджетных средств?

- Здесь мы ничего не останавливали. Как бы тяжело ни было - мы развиваем дорожную сеть, строим новые магистрали - Балтийскую улицу, Осеннюю, Сибирскую, Елизаровых. Хотя если вспомнить, в прошлом году на фоне кризиса было много противников продолжения строительства. Но если бы мы тогда остановились, сегодня бы остановилось движение автомобилей в городе. Потому что в начале мая во время паводка рухнул старый мост через реку Ушайку, и теперь весь Академгородок ездил бы на работу альтернативной дорогой, которая и без того забита транспортом. То есть люди бы выезжали из дома в 5 часов утра, а возвращались бы в 9-10 часов вечера. Это же объективно, и только благодаря построенному в прошлом году мосту мы сейчас не испытываем таких колоссальных транспортных проблем.

Но и помимо капвложений, мы пытаемся решить транспортные проблемы малыми затратами. Стоит задача увеличения средней скорости движения по городу, причем существенных результатов можно достичь, и не прибегая к строительству двухуровневых развязок. Я вам приведу конкретные примеры. Благодаря реконструкции Пионерского переулка в 2008 году у нас исчезла пробка, которая была на пересечении проспекта Ленина и переулка Батенькова, а ведь затраты составили всего 20 млн рублей. По сравнению со стоимостью строительства большой развязки это - копейки.

Или взять простое решение, которое мы применили на Южной площади. Вспомните, раньше через нее проехать невозможно было, транспорт и люди двигались во всех направлениях, и никто друг другу не уступал. Для того, чтобы этот узел развязать, убрать пробку, оказалось достаточным перенести автобусную и троллейбусную остановку на 100 метров. И даже, несмотря на то, что с Мокрушинским переездом проблему решить не удалось, пробки сегодня нет.

И мы продолжаем эту системную работу. Например, на Степановском переезде почти месяц работала видеокамера – теперь наш контрольный комитет анализирует запись и выявляет причины возникновения пробок. По итогам будем работать с РЖД и другими операторами по изменению их графиков – таким образом, чтобы обеспечить людям максимально свободный проезд.

Мы не построим путепровод через этот переезд в ближайшее время - ни в 2011, ни в 2012, ни в 2013 году. И в этом надо честно признаться. Первая на очереди развязка - на пересечении улицы Пушкина с Комсомольским проспектом. Но есть еще одна причина. Путепровод на Степановку надо строить ровно в том же месте, где расположен переезд. То есть если завтра начать строительство, то переезд надо полностью закрывать. А другого транспортного коридора просто нет. Соответственно, большой жилой район останется без дороги в центр города. Мы ищем новый коридор, но пока только ищем. Политиканы могут болтать сколько угодно, говорить о срочном начале строительства. Но пока нет не только проекта, нет даже проработок специалистов. О чем здесь говорить?

- Вы затронули тему развязки на улице Пушкина, известной как развязка у 4-й поликлиники...

- А здесь проект есть, мы сейчас активно работаем для того, чтобы он попал в программу Минтранса "Дороги России" на 2011 год. Для этого нам нужно собрать большое количество документов, определить с Минтрансом свою долю софинансирования. И шансы получить деньги есть, но постучим по дереву.

Полтора года назад в Томске началось масштабное дорожное строительство, и у многих открылись глаза, что нельзя реализовать два крупных проекта одновременно. Потому что во время строительства новой Балтийской улицы требовалось постоянно сужать проезжую часть, и часть транспорта шла через улицу Пушкина. Если бы там ослабла пропускная способность, восточная часть города стала бы практически изолированной от центра. Я понимаю, что говорю непопулярные вещи, но заходить на 4-ю поликлинику, не решив проблему транспортной доступности южной площадки ОЭЗ, нельзя.

- Изменения произошли и в сфере пассажирского транспорта, правда, проблему ПАЗиков искоренить не удалось.

- В противовес маршруткам мы в этом году купили 48 троллейбусов, половина из них уже поступили в Томск, вторая половина поступит до конца года. Мы много про это говорим, но это самые крупные вложения в развитие томского муниципального транспорта за последние 20 лет! Более того, это самый крупный договор для белорусского завода "Белкоммунмаш" после Москвы и Санкт-Петербурга. А если бы мы всерьез занялись этой программой в "сытые" 2000-е годы - представляете, каким бы уже был город?

И даже в те годы никто не смог решить проблему первой горбольницы, которая была в ужасающем состоянии. А мы решили, перевели ее в здание бывшей "Железнодорожной больницы". Меня упрекают, что я не построил новейшую суперсовременную клинику, но, простите, теперь люди работают и лечатся, по крайней мере, не в полуразрушенном здании. Нет в палатах по 12-14 человек, не лежат люди в коридорах, с потолка штукатурка не валится.

Мы сейчас завершаем реконструкцию медсанчасти N2, там будет прекрасная поликлиника, вдвое увеличатся ее площади. Еще одна поликлиника появится в депрессивном районе города - на Черемошниках, на площадях, где раньше располагалась муниципальная аптека. У нас еще есть две такие аптеки с огромными площадями - в спальных районах города (на улицах Суворова и Смирнова). В одной мы сделаем общую врачебную практику, в другой - детскую поликлинику. Таких объектов очень не хватает в Томске.

Это все - инвестиции в город. Да, мы веревки вьем из вышестоящих бюджетов, залазим в долги, заходим в платежи будущих периодов. Но делаем, решение этих проблем не откладываем. Сегодня надо жить.

Когда приезжают в Томск гости и видят ржавые ПАЗики, забитые улицы - какое впечатление у них остается о томичах? А если увидят красивые троллейбусы, современные развязки? Не бывает много мелочей. Город, как девушка, должен быть красивым, стройным, улыбчивым, привлекательным, хорошо одетым. С таким городом наверняка захотят связать судьбу многие.

- Одна из частных претензий в ваш адрес - обилие снега на улицах города зимой и грязи - весной.

- Часто об этом слышу, но поймите, город убирают люди, и если есть у дворника одна только метелка, он убирает плохо, долго и мало. Сегодня нам нужно срочно 200 млн рублей для того, чтобы обновить технику "Спецавтохозяйства". При этом я обращу внимание, что мы нынче решили проблему, которую уже много лет пытались решить - это открытие нового полигона твердых бытовых отходов в Сурово-Сухоречье. Причем мы решили ее небольшими деньгами, но все-таки решили, полигон открыли. Однако "плечо", по которому ежедневно ездят мусоровозы, увеличилось, и нужно добавить большое количество транспорта. И эту проблему, я вас заверяю, мы решим.

Это тоже инвестиции, кстати.

И, несмотря на все трудности, по итогам осенне-зимнего периода я могу сказать, что вывезли в два раза больше снега, чем в предыдущие годы - 400 тыс. тонн.

- А что касается вложений в развитие жилищного хозяйства?

- Благодаря участию в программе Фонда ЖКХ, в этом году мы получаем на капитальный ремонт 375 млн рублей, и плюс к этому еще 32 млн рублей из муниципального бюджета. Итого - более 400 миллионов рублей! Никогда Томск еще не получал таких денег на решение проблемы ветхого и аварийного жилья. В прошлом году мы расселили 363 квартиры, хотя до этого никто не верил, что удастся сделать хоть что-то. Если получится сохранить такие темпы – к 2013 года мы решим проблему ветхих и аварийных домов в Томске.

- Тем не менее, мы видим, что дела с наполнением бюджета города идут не очень здорово. Некоторое оживление экономики мы наблюдаем, а на бюджете это не отражается. С чем это связано?

- К сожалению, несмотря на весь оптимизм, для городского бюджета нынешний год является очень сложным. По итогам четырех месяцев мы уже имеем потери почти в 300 млн рублей. Который месяц подряд мы на думу не выносим ничего по уточнению бюджета, потому что не получаем никаких дополнительных доходов. Уже дошли до того, что снимаем средства с каких-то объектов на решение более важных задач, например подготовку школ.

Если сегодня область получила дополнительные доходы за счет своих налогов, то город пока ничего не получает. Зарплата не растет, стало быть, не растут поступления от НДФЛ, а это основной источник муниципального бюджета. Мы сегодня работаем с землей, но это не дает существенных доходов в казну. Инвесторов сегодня нет, и мы "поприжали" земельные участки, чтобы в этот период не обвалить цены на рынке земли и не продать городские участки за бесценок. Начнется рост экономики - начнем продажи.

- Дайте свою оценку работы новой команды мэрии, которая была сформирована в прошлом году.

- Город - это огромный маховик, и результат работы виден не сразу. Мы изменили структуру городской администрации, и, я считаю, первый результат - это прохождение паводка с минимальным ущербом, без традиционных потрясений. Помогли дамбы, которые строили зимой в нужных местах, определенных профессионалами. Помогли серьезные работы по прочистке ливневой канализации.

Мы прошли осенне-зимний период без аварий по теплу и электроэнергии, причем мы пережили очень суровую зиму - с морозами, которые не припомнят даже старожилы, с осадками, подобных которым не наблюдалось несколько десятилетий.

Никто не заметил, а ведь несчастных случаев при сходе снега с крыш было буквально два или три, в то время как в прошлые годы сообщения о пострадавших приходили весной едва ли не каждый день. Это - результат системной работы по уборке городских кровель.

Так что систему городского хозяйства удалось перестроить, сейчас она должна пройти "притирку", причем не только среди чиновников, внутри муниципальных учреждений, но и в управляющих компаниях, и предприятиях малого бизнеса. Чтобы владелец киоска больше не говорил, что дальше своего крыльца он не будет чистить. Будет. Система управления уже работает, и работает действенно.

- Что вы ждете от нового состава думы Томска, которую планируется выбирать в октябре?

- В первую очередь, я жду конструктивной работы. Должны прийти новые люди, но если это будут люди, которые придут ради решения своих проблем и политиканства, то это плохо. Хочется, чтобы люди пришли ответственные, как это было в Томской городской думе в конце XIX века. Мы до сих пор помним имена ярких, известных людей, депутатов-предпринимателей – таких, как Иван Дмитриевич Асташев, Дмитрий Иванович Тецков, Петр Иванович Макушин. Наши предшественники понимали, что город без их помощи, без их управления будет отставать в развитии, погрязнет в нерешенных проблемах. Мало быть успешным купцом, нужно еще быть ответственным горожанином.

В Томске есть известные предприятия, которые раньше говорили, что не хотят заниматься политикой. Но если так, то не стоит рассчитывать на то, что город будет помогать в решении проблем, с которыми сталкиваются коллективы этих предприятий. А это те самые проблемы, о которых мы говорили.

У крупного бизнеса должно проснуться понимание, что нельзя отдавать город крикунам на разграбление. Я намерен лоббировать и поддерживать на выборах кандидатов-хозяйственников, за которыми стоят тысячи людей, членов трудовых коллективов томских предприятий.