Сибирь / Эксклюзив 9 августа 2012 г. 10:46

Мэр Томска Н.Николайчук: "Городу нужен новый виток развития общественного транспорта"

Николай Николайчук занимает пост мэра Томска с марта 2009 года. Одним из основных пунктов его предвыборной программы было наведение порядка в сфере общественного транспорта. Глава города рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" о том, чего удалось добиться в этой сфере за последние три года.

Мэр Томска Н.Николайчук: "Городу нужен новый виток развития общественного транспорта"

- Николай Алексеевич, давайте начнем с проблемы транспорта. У многих обывателей складывается впечатление, что реформа в отрасли общественного транспорта заглохла. Ничего не происходит, ситуация не улучшается и не ухудшается. Расскажите, пожалуйста, что все-таки происходит в этой сфере?

- Раз ситуация не ухудшается - значит, уже хорошо. Мы живем в непростое с финансовой точки зрения время. Собственные доходы городского бюджета не увеличиваются, мы несем очень много расходов по социальным направлениям. Например, затраты на содержание детей в детских садах выросли за четыре года с 600 млн рублей до 1,2 млрд рублей. И таких направлений много.

Кроме того, если вы помните, четыре года назад мы заключили лизинговое соглашение на покупку 19 троллейбусов и 9 трамваев. Затем был второй лизинг - на 42 троллейбуса. На сегодня мы полностью закрыли платежи по первому лизингу и прошли пик платежей по второму. Поднатужились, рассчитались - это было самое тяжелое время.

Дополнительно усугубило ситуацию, как ни странно, строительство двухуровневой развязки на улице Пушкина. Нам на период строительства пришлось закрыть три троллейбусных маршрута, в результате чего муниципальное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление" несет убытки. Мы его и так поддерживаем, потому что тариф на проезд - низкий, социальный. Это все накладывает дополнительные сложности для муниципального транспорта.

И, кроме того, мы за этот период еще купили 24 новых автобуса.

Однако, если ситуация с муниципальным транспортом не ухудшается, то с коммерческим транспортом все сложнее. Посмотрите, в каком состоянии "пазики" – они устарели морально, изношены технически. Коммерческие перевозчики не приобретают новую технику, объясняя это тем, что экономически это не выгодно. Ничего не меняя, перевозчики постоянно пытаются подтолкнуть к повышению тарифа, а томичам, между тем, нужен новый виток развития общественного транспорта.

В Томске до сих пор сохраняется странная форма управления общественным транспортом, в котором более 600 частных перевозчиков - "совет бригадиров". Как с таким количеством перевозчиков можно навести порядок? И вот на последнем собрании этого "совета" на прошлой неделе мы им поставили четкие условия: один маршрут - один хозяин. Не принципиально, какой будет организационно-правовая форма этого хозяина, но мы настаиваем на заключении одного договора и определении одного ответственного лица за выполнение рейсов по каждому маршруту.

Мы говорим: да, вам тяжело. Определяйтесь, объединяйтесь, сами предлагайте нам, кто будет ответственным. У вас 34 маршрута, нужно 34 ответственных лица.

В свою очередь городская администрация уже создала центр организации и контроля пассажироперевозок, он зарегистрирован, там появился руководитель. Центр будет представлять собой современный информационный центр, который на основе всевозможных систем мониторинга будет осуществлять беспристрастный контроль за соблюдением требований, заключенных в договоре с "маршрутниками" - это и интервал движения, и время работы.

Только после наведения порядка мы сможем подсчитать реальную себестоимость перевозок и уже предметно говорить о тарифах. Пока же предприниматели от маршрутного бизнеса предпринимают пустые попытки добиться увеличения тарифа до 15 рублей. Но без изменений в качестве обслуживания пассажиров я на этот шаг не пойду.

- Каков механизм расторжения договоров с 600 предпринимателями?

- Механизм только один - добровольное соглашение с перевозчиками. Я им уже сказал, что с существующими договорами у них нет перспектив - нет легитимного документа, который можно было бы предъявить банку, чтобы заключить кредитное или лизинговое соглашение на покупку новых автобусов. Договор должен быть длинным, на 5-10 лет, и гарантировать перевозчикам права и ответственность. А также в них должен быть прописан четкий механизм, как городская администрация с участием общественности сможет принимать решение о расторжении договора в случае невыполнения его условий.

Юридически мы вместе с предпринимателями оказались в тупике. У них есть договоры, они "греют им душу", но больше ничем не помогают. Они дают формальное право работать на маршруте, и все. В них не прописана поддержка муниципалитета, да и ответственности нет никакой.

И вот мы продолжаем этот постоянный диалог с маршрутниками. На заседаниях специальной комиссии, под руководством двух моих заместителей, готовятся все соглашения, которые нужно подписать. Мы договариваемся, чтобы на первом этапе подписать соглашения без проведения конкурсов, но все-таки подписать. Хватит "сожительствовать", пора вступать в "законный брак".

- И когда вы рассчитываете "вступить в брак"?

- Как только найдем согласие с коммерческими перевозчиками. Завтра они скажут, что готовы - послезавтра мы подпишем с ними соглашения. 2012 год - это год, когда мы должны "узаконить отношения" с "маршрутниками", а 2013 год станет годом развития общественного транспорта.

- Николай Алексеевич, что за история с новой маршрутной транспортной сетью? О ней сначала с помпой объявили, и тут же от нее отказались.

- Новая сеть маршрутов была результатом работы чиновников и коммерческих перевозчиков, и получился винегрет. Схему подготовили, но я послушал людей, пассажиров - она им неудобна. Людям удобна наезженная схема - та, которая существует. Ее сначала нужно узаконить, и поэтому разработанный документ я убрал в сторону.

Безусловно, логика в новой маршрутной сети есть. В ней исключаются дублирующие маршруты, она охватывает новые микрорайоны, новые улицы. Но нельзя делать сразу десять дел. Давайте сначала упорядочим отношения с "маршрутниками", а на следующем этапе будем менять схему, но не целиком, а будем поэтапно вносить изменения.

- Как вы оцениваете работу Трамвайно-троллейбусного управления?

- Во всем мире бюджеты поддерживают муниципальный транспорт, чтобы уйти от диктата коммерческих перевозчиков. Но дотации развращают. Деньги из бюджета - не заработаны собственным горбом. В ТТУ сделано немало, но в целом оцениваю работу этого предприятия плохо.

Нужно больше оказывать услуг населению. Да, у нас в троллейбусах объявляют остановки, но ведь этого мало. Нужны еще более качественные услуги. Кроме того, есть проблемы внутри коллектива, которые руководству не удалось решить. Отчасти это связано с тем, что заработная плата небольшая, а текучесть кадров - высокая.

Но все-таки нужно иметь коммерческую жилку. К сожалению, то, на что я надеялся - в полном объеме не сделано, улучшений в работе ТТУ нет.

- Какие-то перемены в управлении предприятием в ближайшее время ожидаются?

- Думаю, что будут перемены.

- Предлагаю сместить разговор с темы общественного транспорта на тему дорожного строительства. Работы на улице Пушкина, где возводится двухуровневая развязка, в самом разгаре. Можете ли вы оценить работу департамента капитального строительства? Есть ли уже предложения, какой будет следующая большая стройка?

- Очень удачно, что мы беседуем в преддверие Дня строителя и есть возможность сказать добрые слова.

Департамент капитального строительства пережил период смены руководства, кадровый состав там частично обновился. Все это происходило в очень непростой период, когда в разы увеличились объемы финансирования выполняемых работ.

Помимо развязки на улице Пушкина, строится левобережная дорога, ведется строительство улицы Обручева, реконструируется Сибирская улица, строится водовод на Северную площадку ОЭЗ. Кроме того, ведется реконструкция на нескольких десятках объектов социальной сферы. Конечно, есть сбои, но в целом я доволен тем, как работает департамент капитального строительства.

Я считаю, что в свое время было принято правильное кадровое решение. И правильным было решение сконцентрировать все усилия по капитальному строительству и реконструкции - в одном департаменте.

- Что касается Левобережной дороги. Вице-губернатор Юрий Гурдин сообщал, что в Минэкономразвития РФ удалось договориться об отсрочке муниципальной и региональной части ее софинансирования. Как дальше будет идти работа?

- Действительно, областным властям удалось добиться отсрочки, и для нас это большая удача. Теперь предстоит уточнить доли региона и муниципалитета в этом проекте - результаты оценки появятся только в следующем году. Я думаю, нам нужно будет вложить около 200 млн рублей, а не 910 млн рублей, как предполагалось ранее.

За федеральные деньги мы к зиме построим два моста (через речку и через озеро), а также полностью возведем земляное полотно и укрепим откосы. Сверху будет уложено щебеночное покрытие, чтобы дорога уже была "на замке" и не размывалась паводком.

Также в начале зимы мы хотим поставить ограждение и согласовать с ГИБДД разрешение на проезд по этой дороге. Зимой ведь можно ездить без асфальта. Это позволит направить грузовой транспорт в обход села Тимирязевское. По оценке Томскавтодора, ежесуточно по дороге будет проезжать до 50 тыс. единиц транспорта.

Закатать дорогу в асфальт предстоит в следующем году. Также в следующем году мы примем решение, как лучше соединить ее с существующими дорогами - либо путепроводами, либо кольцами. Пока же это будут обычные Т-образные перекрестки.

Самое главное - чтобы дорога появилась. Она позволит улучшить транспортную доступность, освоить новые территории. Наглядный пример - улица Клюева в Томске. С ее появлением стали разрастаться несколько жилых микрорайонов. На улице Клюева уже появился торговый центр "Метро", и сейчас мы проектируем там много объектов, в том числе социальных. Так что скоро увидим, как начнется развиваться территория вдоль Левобережной дороги.

- Николай Алексеевич, несколько лет назад в городе вводился режим экономии уличного освещения - так называемый "дежурный режим". Что сейчас?

- Я не боюсь признавать свои ошибки, здесь я действительно ошибся. Я считал, что дежурное освещение в ночное время позволит сэкономить деньги и в то же время обеспечит нормальные условия жизни. Кстати, решение уйти от дежурного режима освещения подтолкнуло нас к тому, чтобы провести модернизацию иллюминации. В этом году постараемся эту работу продолжить, как бы ни было тяжело с бюджетом.

- Занимается ли городская администрация проблемой неприятного запаха со стороны свинокомплекса "Томский", на который жалуются жители поселка Светлый?

- В этом направлении мы очень плотно работаем с областным департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды. Какое может быть качество жизни в городе, когда уже не только в поселке Светлом дышать невозможно, но и в "спальных" районах города - на Иркутском тракте и на АРЗе. Оцениваю эту ситуацию как недопустимую. Компания реализует крупные проекты на Урале и в Бурятии, а в "родном" поселке, в котором живут работники этого свинокомплекса, никак не может решить проблему. Нужно заниматься очистными сооружениями, тем более такой компании как "Сибирская аграрная группа".

- В этом году большие изменения произошли в администрации Томской области. Как складываются отношения с новыми людьми?

- У нас рабочие взаимоотношения. Там продолжаются изменения, в обладминистрации будет новая структура, и я не вижу здесь больших проблем. Прекрасно понимаю, что нужно время, чтобы новые люди могли себя проявить.

- Некоторое время назад было создано муниципальное предприятие "Агентство развития города Томска". Что это такое, для чего оно создается и какие задачи перед ним вы ставите?

- На этот вопрос начну отвечать с того, что у нас есть разные программы по развитию предпринимательства, по инновационному развитию, есть даже департамент экономического развития. А вот как измерить эффективность их работы, чувствует ли бизнес это развитие? Как способствовать формированию инвестиционного климата - не разовыми усилиями, приставляя к каждому проекту менеджера от городской администрации, а системно?

Агентство развития города задумано как структура, которая позволила бы этот инвестиционный климат постоянно улучшать. По сути дела мы выводим эти вопросы на аутсорсинг.

Все чиновники должны понимать, что сидеть и зарастать тиной не получится. И многие этого боятся - боятся конкретных критериев оценки работы. Чиновники бегать должны за руководителями предприятий. А у нас руководитель предприятия зачастую пробиться не может через эти заслоны. Возглавит новую структуру Сергей Николаевич Градировский, известный в России специалист. Я уже подписал соответствующее распоряжение. Он обладает большими знаниями и опытом в этом вопросе. Здесь нужен свежий взгляд - то, чего так недостает Томску.

- Будет ли в этом году проходить форум "Инвестсезоны"? Когда он состоится, чему будет посвящен?

- У нас есть договоренность провести его 1-2 октября. Тема - инвестиционный маневр России и кадры, которые должны осуществить этот маневр. Мы пригласили на "Инвестсезоны" Бориса Титова, который приедет к нам во второй раз, но уже в новом качестве - как уполномоченный президента по защите предпринимателей. Также мы прорабатываем визит руководства Агентства стратегических инициатив и ОАО "ОЭЗ". Предполагаем, что здесь продолжится работа с ОЭЗ по соглашению, которое подписал в июне в Санкт-Петербурге губернатор Сергей Анатольевич Жвачкин - о строительстве поселка Аникино, в котором будут жить сотрудники компаний-резидентов томской особой экономической зоны.

В ходе "Инвестсезонов" мы хотим провести презентацию нашего промышленного парка, который формируется в районе Северной промзоны, на территории порядка 105 га. Здесь планируется создать условия для местных предприятий и для иногородних инвесторов, чтобы на этой площадке появились новые производства и были созданы новые рабочие места. Я уже дал поручение, чтобы в промышленном парке был нулевой тариф на подключение к коммуникациям.

Кроме того, мы представим на форуме свои предложения по сокращению сроков выдачи разрешений на строительство. Я думаю, мы сможем в итоге ускорить процесс регистрации юрлица до двух дней, а процедуру выдачи разрешения на строительство - до 50 дней, даже с учетом того, что в этом участвуют федеральные структуры.

В работе по улучшению инвестиционного климата мы опираемся на успешный опыт Калуги и Татарстана.