Сибирь / Эксклюзив 10 ноября 2011 г. 12:17

Мэр Томска Н.Николайчук: "Городу нужно зарабатывать со страшной силой"

Мэр Томска Н.Николайчук: "Городу нужно зарабатывать со страшной силой"
Фото ИТАР-ТАСС

- Николай Алексеевич, давайте начнем беседу с основной, на наш взгляд, проблемы - наращивания муниципального долга. За 2012 год он вырастет до 2,6 млрд рублей и перевалит за 50% от собственных доходов городского бюджета. Какие пути вы видите для снижения долговой нагрузки?

- В первую очередь хочу отметить, что он не достигнет предела. Мы можем наращивать муниципальный долг до 100% к собственным доходам, поэтому угрозы как таковой нет. Но есть понимание того, что мы приблизились к 50%, и это плохо по ряду обстоятельств: во-первых, банки внимательно смотрят, чтобы мы не выходили за пределы 50%, в противном случае существенно повышают ставку; во-вторых, - это просто обременительно, ведь долг нужно обслуживать.

Сегодня многие муниципалитеты, регионы и даже страны находятся в аналогичной ситуации – приблизились к предельному рубежу и ищут пути выхода. Поэтому критического мы ничего не видим, но нам нужно быть аккуратными. У нас есть понимание, что психологическую планку 50% лучше не преодолевать.

Кстати, многие горячие головы в городской думе говорят мне: вот вы, уважаемый Николай Алексеевич, довели город до банкротства. А мне хочется у них спросить, знают ли они, как этот муниципальный долг образуется? Понимают ли они, что он наращивается из-за дефицитного бюджета? И утверждаем мы дефицитный бюджет все вместе - и администрация города в лице мэра, и депутатский корпус. Для того, чтобы остановить рост муниципального долга, нужно выйти хотя бы на бездефицитный бюджет.

- Каким образом?

- Очень просто. Нужно прекратить расходовать деньги на всевозможные программы, в том числе программы развития. Альтернативный вариант - начинать зарабатывать со страшной силой. Да так, чтобы не успевать расходовать. Это как раз наш путь.

Первое, что мы сделали за последние годы в этом направлении - запустили рынок земли. Даже наши яростные оппоненты не могут отрицать, что у нас рынок земли работает на 100%. Стартовали мы с 40 тыс. рублей доходов от продажи земли - за весь 2006 год. В прошлом году мы наторговали землей на 362 млн рублей. Разница, вы видите, значительная. При этом мы прекрасно понимаем, что с этим рынком нужно быть аккуратными. Это как в магазине - нельзя по дешевке все выбрасывать. Земли не так много в городе. Мы готовим земельные участки, но если видим, что спроса нет, то не особенно стараемся продавать.

Второе направление - это наведение окончательного порядка с арендой земли. У меня есть целый список торговых компаний, которые, располагаясь на бывших производственных площадях, до сих пор платят за землю по низким ставкам. Вот стоит торговый комплекс, а вид разрешенного использования земли у него - "производство". Переводим его в "торговлю", платеж вырастает в 10 раз. В десять! Представляете, если это мелкий комплекс, то вместо 50 тыс. рублей нужно платить 500 тыс. рублей. А если это большой комплекс, то с 500 тыс. рублей нужно выйти на 5 млн рублей. И ведь никто из владельцев этих комплексов не сказал, что это непосильно.

Третий путь - это стимулирование уплаты налога на имущество физических лиц. Хоть он имеет и небольшую составляющую, но для нас принципиально важен. И как бы то ни было, все равно богатых нам придется заставить платить. Кричащий пример: на "поле чудес" в Академгородке, где живут вполне состоятельные люди, только 48% всех домов оформлены в собственность. Остальные не торопятся их вводить. Крылечко не сделали - и не вводят, а значит, не платят налог на имущество. Мы нашли способ стимулировать жильцов этих домов вводить дома и тем самым повышать культуру уплаты этого платежа. Когда приезжаешь на то же "поле чудес", первое, что слышишь: "Мы налоги платим, вы обязаны...". Наверное, власть всем и во всем обязана… Мы готовы выяснить, сколько жители именно этого поселка уплачивают налогов на имущество, на землю, арендных платежей и готовы все эти деньги полностью отдать на содержание поселка. Да еще и к каждому рублю добавим рубль, полученный по другим доходным статьям бюджета.

Только, вот, не нравится людям такой подход. Почему? Да потому что, мы сегодня на содержание каждого из таких поселков тратим в разы больше. Ничего личного, но честной должна быть не только власть, но и сами жители. Те самые 48% введенных домов говорят о том, что власть ведет себя честнее.

- Это о доходах. А какие пути сокращения расходов бюджета?

- Сокращать нечего. Где сократить? На ремонте объектов соцсферы? - нет. На ремонте дорог? - нет. На содержании города? – тоже нет. У нас в мэрии предельная штатная численность, которая утверждена думой, 1 тыс. 96 человек. С приходом сюда я сократил количество муниципальных служащих до 909. При этом здесь работают высококвалифицированные люди, а получают они зарплату вовсе не высокую. У нас много сотрудников, молодежи, которые получают 8-12 тыс. рублей.

Так что очевидные и лежащие на поверхности шаги по сокращению расходов мы сделали. Дальше нужно добиться эффективности бюджетных затрат в социальной сфере. Скажем, мы ежегодно направляем на дополнительное образование по 600 млн рублей. Это не школы и детсады, а именно дополнительное образование. Сейчас мы проверяем и видим, сколько детей там реально занимается и сколько заместителей у директоров таких учреждений - некоторые из них имеют по 4-6 замов! Встречается даже должность "заместителя директора по инновациям". Проверяем мы также, какие машины есть у этих учреждений, куда они ездят, какие собираются с родителей деньги.

К чему привела проверка? К возмущению и жесткому сопротивлению со стороны… руководителей. А так нельзя: на первом месте в этих учреждениях должны быть - дети! Поэтому мы сейчас разрабатываем понятную схему, когда заказчиками дополнительного образования для ребят станут школы. Это позволит контролировать исполнение обязательств учреждений допобразования.

Отвечая на ваш вопрос, еще раз подчеркну, что сокращать расходы городского бюджета некуда. Путь один - нужно наращивать доходы.

- И вот на фоне этого город возобновляет большую стройку - так называемой "левобережной дороги", актуальность строительства которой многими ставится под сомнение. Минрегион средства выделяет. Теперь надо понять, кто должен финансировать строительство дороги здесь - город или регион?

- И город, и регион. Мы посмотрим, какие будут еще возможности, в том числе дорожного фонда области. Нам на сегодняшний день нужно найти возможность софинансировать этот проект. Это один момент.

Второй момент - нужно попытаться добиться рассрочки по этому платежу, и может быть, снижения процента участия субъекта Федерации. Работать надо, нельзя же отказываться от денег, предложенных Федерацией.

- А вы от области сколько хотите?

- Если прямо, то хочу всю сумму. Я не вижу, где свою долю взять: муниципальный бюджет формируется по принципу минимальной бюджетной обеспеченности, а эта обеспеченность нынче - 8,9 копейки с каждого собранного в городе рубля. Ниже уже некуда.

- Раз уж больше 90% средств уходит из города, то, может быть, актуален лозунг "хватит кормить Москву"?

- Эта тема не просто набирает популярность. Я вижу, как на нее реагирует и руководство страны. Ведь уже на самом высоком уровне было заявлено, что нужно отдать больше полномочий регионам и муниципалитетам. И не просто отдать, но и обеспечить их финансами. Вот это, я считаю, правильный шаг.

А еще нужно изжить иждивенчество. Бюджетное иждивенчество появилось не само по себе. Все законы о межбюджетных отношениях - и между федерацией и регионом, и между регионам и муниципалитетами - это все иждивенчество. Не надо развивать налогооблагаемую базу, не надо двигаться вперед. Какая разница, сколько ты заработаешь на территории? Никакой. Больше заработаешь - больше заберут. Меньше заработаешь - больше дадут. Вот в чем проблема.

- Давайте затронем тему передаваемого городу имущества Минобороны. Шли разговоры о возможном переезде мэрии в имущественный комплекс, который сейчас находится в собственности военных.

- Начнем с Дома офицеров - он полностью передан мэрии, все документы у нас. Мы запустили туда тепло, и теперь главная задача - сохранить здание от разрушения. Мы заменили там окна, отмыли фасад. Теперь нужно срочно сделать кровлю, чтобы она не бежала, чтобы не шло дальнейшее разрушение.

А дальше будем думать, где брать деньги на ремонт. Мы пока не знаем и цену вопроса. И еще предстоит определить функционал этого здания. Была идея сделать дом для студентов, дом дружбы народов. Но пока никакая идея не победила. Была лишь просьба Минобороны - сохранить профиль по военно-патриотическому воспитанию, мы его сохраним.

Что касается других объектов Минобороны, самый простой вопрос - это военная поликлиника на Иркутском тракте. Ее в ближайшее время запустим как филиал 4-й поликлиники, работающий в тесном взаимодействии с центром ветеранов боевых действий, открытом на Каштаке.

Сложнее вопрос с госпиталем на ул. Сибирской. Здание огромное, пустое. Мы его передали управлению здравоохранения. Нужно срочно искать деньги, чтобы хотя бы обеспечить минимальный температурный режим. Рядом с этим госпиталем есть бывший детский сад, который использовался как одно из отделений госпиталя. Этот детский сад передан департаменту образования, они тоже туда должны подать тепло и готовить его к ремонту. В этом году восстановить не успеем, а в следующем году точно сделаем.

Остается комплекс зданий на улице Никитина. Там в общей сложности семь зданий, все в разном состоянии. Одно из них – историческое, где находилась духовная семинария, там есть шикарный зал, но все находится в аварийном состоянии. На это здание по всем законам имеет право епархия. Они могут его в любой момент затребовать и у нас забрать. Поэтому нам теперь интересна позиция епархии: что они считают нужным в этом здании сделать? Мы на него, по большому счету, даже не рассчитываем, да и затраты на его восстановление понадобятся очень серьезные.

Есть среди этих зданий клуб с небольшим спортзалом. Сегодня туда заселяется департамент культуры и ДЮСШ художественной гимнастики. Это единственное готовое к эксплуатации здание. Все остальное требует либо капитального ремонта, либо сноса.

- Пока рано говорить, что мэрия туда переедет?

- Мы продолжаем переговоры с "Газпромом" о возможности приобретения у нас комплекса зданий на проспекте Ленина, где мы сейчас находимся. По нашей оценке, начальная цена на торгах может составить 800 млн рублей.

Чтобы сохранить нынешнее здание мэрии, оставлять здесь городскую администрацию нельзя. Столь высокие затраты на его содержание нести неэффективно, да и нет у нас этих средств - нужны сотни миллионов рублей. В то же время "Газпром" в ближайшее время будет реализовывать большие газотранспортные проекты в Сибири, и ему в любом случае понадобятся площади. Я думаю, до конца года переговоры будут завершены. Есть большая вероятность того, что эта сделка состоится.

В таком случае администрации города придется экстренно куда-то переезжать. Но я не боюсь этого варианта. Снимем какие-нибудь площади. Я верю, что эта затея позволит нашему бюджету сэкономить огромные деньги.

- Наведение порядка в сфере общественного транспорта было одним из пунктов вашей предвыборной программы. И до сих пор не удалось в корне переломить ситуацию. Некоторые даже считают, что стало хуже. Чего не хватало и не хватает сейчас?

- Политической воли.

- Она у вас есть?

- У меня она есть. Не хватает политической воли городского сообщества. Я хотел бы напомнить, что в 2007 году нас коммерческие перевозчики и за переговорщиков-то не считали. Потому что на тот момент у нас не было ни одного автобуса, а трамваи и троллейбусы "на ладан дышали", новых не было ни одного.

Обновив парк электротранспорта, мы стали равноправным переговорщиком с предпринимателями, и к нам начали прислушиваться. Долю муниципального транспорта в пассажироперевозках, я уже давно говорил об этом, нужно довести до 50%. Тогда коммерческий транспорт не будет почивать на лаврах - у него будет конкурент. "Частники" не смогут диктовать условия и брать нас всех в заложники.

Еще я хотел бы напомнить, что в те годы рынок перевозок был коррупционным - я это заявляю ответственно. Там кого только ни было - и чиновников, и представителей федеральных структур. Он был распилен полностью. И вот когда мы наконец-то вышли в правовое поле и спекуляций стало меньше, мы разработали новую схему общественного транспорта, где и муниципалитет представлен, и коммерческий перевозчик. Эту схему предложили для публичных слушаний, публичные слушания провели, там присутствовали все перевозчики, которые сказали "да, это нужно делать". Почему они так сказали? Да потому что все понимают, что у нас есть кризис перепроизводства, что у нас не обновляется автобусный парк, что графики движения не соблюдаются. А как мэр, я с этим мириться не могу.

Мы заявляем, что по утвержденной программе мы будем сокращать количество маршрутов - тех, которые дублируют друг друга, которые устраивают свалки на конечных остановках и так далее. Мы говорим "сократим", но не подковерно, не в кабинете какого-то чиновника, а публично, вместе с комиссией, которую создали вместе с депутатами в городской думе. И мы говорим, что "сократятся этот, этот и этот маршруты, переходите на другие маршруты, доказывайте качеством своей работы, что вы можете на этом рынке остаться".

В целом же мы должны прийти к тому, что один маршрут будет обслуживать только одно предприятие. На дворе XXI век, а у нас до сих пор есть понятие "бригадир маршрута" - и ведь никто не может сказать, что это такое. Тут бригады, которые никому не подчиняются вообще, и не понятно, как они действуют, по каким условиям.

Есть маршрут, например N1, и есть один участник процесса - один предприниматель или сообщество предпринимателей. Они объединились, выбрали руководителя, с которым мы подпишем на пять лет соглашение. И за это время никто никогда их не тронет, если будут обновлять подвижной состав, выполнять правила обслуживания пассажиров и соблюдать графики. Что в этой схеме подпольного и нелогичного? Только одно - она выходит за рамки привычки. Но мало ли кто к чему привык? Вопрос не в привычке, а вопрос в том, что на сегодняшний день транспорт еще оставляет желать лучшего.

И столь долго мы это делаем потому, что не было никакого лоббирования в этом вопросе. Все были заинтересованы, чтобы провести все публично, понятно - и для перевозчика, и для пассажиров.

- Какой будет в ближайшее время тарифная политика?

- Скажу так: я тоже хочу, чтобы транспорт был бесплатным. Но тогда придется помогать из бюджета коммерческому перевозчику, а это тупик. Мы не настолько богаты, чтобы выкидывать такие суммы из бюджета. И если мы готовы дальше держать самые низкие в Сибири тарифы, то мы должны дальше дотировать в еще больших объемах троллейбусно-трамвайное управление, что тоже тупик. Пока мы ТТУ дотируем, и там привыкли, что 200 млн рублей из бюджета падают.

Но если серьезно смотреть на проблему, то вспомните недавнее заявление премьер-министра, что тарифы коммунального сектора должны смениться только по итогам первого полугодия. И хотя транспортные тарифы сюда не относятся, мы ожидаем, что они либо впишутся в общую тарифную политику, либо изменятся только после завершения перехода на новую маршрутную сеть.

- Чего вы ожидаете от выборов? Чего хотите от нового состава Госдумы и областного парламента?

- Хочу хороших федеральных и региональных законов, которые позволят развиваться муниципалитету. Хочу, чтобы федеральная Дума и областная Дума закрепили за полномочиями муниципалитета реальные финансы. Чтобы не на словах, а на деле усилилось местное самоуправление.

Жителей ожидает 4 декабря серьезный экзамен. Нужно взять и определиться с отношением к тому, что делали за последние годы разные партии. И я бы голосовал не за любовь к той или иной политической силе, а за прагматизм. Лучшие браки - по расчету. По любви они рассыпаются, а по расчету - никогда.