Будучи в стороне от транспортных коридоров, университетский город Томск многие десятилетия испытывает трудности с привлечением инвесторов. Образованные люди и стоящие проекты в городе имеются, но из-за отсутствия хорошей логистики решающей оказывается работа самой власти. В 2013-й год город вступает с новыми подходами в этой работе. О начале новой инвестиционной политики мэр города Николай Николайчук рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь".
- Николай Алексеевич, расскажите о принципах, на которых строилась работа с инвесторами до сегодняшнего дня, и что вы планируете в этом деле изменить?
- Прежняя инвестиционная политика в городе опиралась на инициативу инвесторов. Если инвестор забредал на территорию Томска и говорил "давайте, я начну здесь работать", то мы, дай бог, начинали шевелиться. Недавний пример такого подхода - компания Metro, которая сама первой заявила о намерении построить в нашем городе свой супермаркет, а мы уже создали для реализации этого инвестпроекта режим наибольшего благоприятствования. Есть еще несколько таких успешных историй, но все они базируются на одном - инициатива всегда исходит со стороны инвестора.
Теперь Томск начинает новую инвестиционную политику, которая строится не на случайностях, когда инвестор "ткнул пальцем в карту" или его планы, наконец, дошли до нашего города. Мы будем целенаправленно создавать для него условия, по сути дела, заманивать. Но заманивать чем? В силах муниципалитета предоставить отдельные условия по выделению земельных участков, по решению проблем с коммуникациями. Мы посмотрели и определили несколько площадок под строительство будущих промышленных парков, которые нам предстоит создать. Есть два промпарка о которых уже можно с уверенностью говорить - это общепромышленный парк в районе "Томскнефтехима" к северу от города и парк пищевой промышленности в районе Березовой улицы на северо-восточной окраине. Мы готовим предложение для инвесторов, что особенно важно, с учетом тупикового расположения города относительно транспортных коридоров.
- Но ведь идея создания в Томске промышленных парков не нова и неоднократно озвучивалась?
- Да, но мы ей всерьез никогда не занимались. Реальных успехов из российских городов в этом деле достигли только Калуга, Ульяновск, Уфа и Казань. До этого момента в нашем городе шла только подготовительная работа - мы изучали чужой опыт, смотрели, просчитывали…
От возникновения идеи прошло три года. За это время мы научились работать с инвесторами, определились с площадкой, изучили коммуникации, нормативно-правовую базу, после чего стало понятно, что этим вопросом кто-то должен заниматься регулярно. Появился новый заместитель мэра Денис Молотков, который всю работу систематизировал. После этого мы вошли в ассоциацию промышленных парков, провели межевание земли, сформулировали техзадания на проектирование самого промпарка и инженерных сетей и начали переговоры с первыми резидентами. Конечно, хотелось бы быстрее, но такая работа требует скрупулезного подхода.
Хочу отметить, что промпарки в России создаются не столько самими городами, сколько регионами, или при их непосредственной поддержке. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин полностью поддержал наши планы и наработки. Более того, по его поручению создается рабочая группа, которая займется совместным развитием инвестиционной политики и промпарков в Томске, городе-спутнике Северске и Томском районе.
- Получается, что вы особое внимание уделяете внешним инвесторам. А что касается тех предприятий и организаций, которые уже работают на томской земле?
- Мы создаем условия и для тех производств, которые сегодня находятся в центре города. Многие из них, мы понимаем, должны провести серьезную реконструкцию своего оборудования, мощностей. Ее сложно проводить на имеющихся дорогих площадках в стесненных условиях. Земля - это тоже ресурс, который предприятия могут реализовать и вложить средства в новые инвестпроекты.
- Пока директора этих предприятий относятся к идее переноса производств за черту города крайне скептически. Это возможно, только когда рыночная цена земли станет дороже переезда, но произойдет это, по их мнению, даже не в среднесрочной перспективе. Стоит ли ожидать, что они все-таки перенесут производства?
- Многие вещи были истолкованы руководителями и владельцами предприятий не так - дескать, мы будем их принуждать, повышать земельный налог и тому подобное. Но мы на самом деле никогда не говорили, что кто-то кого-то будет заставлять. Напротив, мы создаем условия для работы предприятий на новых площадках, и мы находимся как раз на этапе формулирования четких предложений для действующих предприятий. Мы переходим к тому, что построим там сети, коммуникации и скажем: "Пожалуйста, вот участок земли, вот подключение по электроэнергии, по воде, по канализации, по газу. Хотите - идите, не хотите - как хотите".
- И когда вы так скажете?
- В этом году на проектирование сетей в городском бюджете заложено 37 млн рублей, еще 111 млн рублей поручил выделить губернатор из областного бюджета. Также у нас есть возможность в 2013 году получить из федерального бюджета около 800 млн рублей на развитие инфраструктуры площадок. Если все эти средства удастся получить вовремя, уверен, к концу 2014 года на новых площадках начнут строиться новые производства.
Первая площадка в районе "Томскнефтехима", как известно, граничит с Северной площадкой ОЭЗ, которая на сегодня имеет избыточные энергомощности. Мы договорились с гендиректором ОАО "ОЭЗ" Олегом Костиным, что на тот период, пока эти мощности не будут востребованы, мы свои развивать не будем, а, по сути, возьмем их взаймы.
Площадь промпарка, на первый взгляд, небольшая - 120 га. Но на самом деле сейчас за территорией никто не гонится. Новые производства не подразумевают гигантских корпусов, которые сегодня существуют на иных заводах. Взять, к примеру, одно томское машиностроительное предприятие - да ему просто нужно снести все существующие корпуса и строить новые, потому что содержать сегодня эти огромные площади и территориально раскинутое производство - дороже.
То же мы планируем сделать и с муниципальными предприятиями - трамвайным парком и "Спецавтохозяйством". На площадку близ "Томскнефтехима", к сожалению, мы их не выведем, потому что они из соображений логистики должны быть внутри города, но присмотрели для них площадки вблизи городских окраин. Ремонтировать и перестраивать эти железобетонные корпуса, которые морально и физически устарели, нет никакого смысла. Ни энергопотребление там не снизишь, ничего не сделаешь. Я поставил задачу подготовить площадку на Черемошниках для трамвайного парка, а для "Спецавтохозяйства" мы уже выделили площадку в районе Приборного завода, туда они смогут переместить всю свою базу и создать мусоросортировочное предприятие.
- Нет ли опасений, что инвестиции в промпарки будут вложены, сети построены, но они окажутся невостребованными?
- Опасения всегда есть. Тот, кто не опасается - тот долго не живет. Но аналогичная практика уже есть в стране. И, кроме того, мы ведем переговоры с потенциальными резидентами. Уже подписано соглашение с ЗАО "Томсккабель", еще несколько аналогичных соглашений подготовлены, но еще не подписаны. Я пока не буду раскрывать названия компаний и проектов - вскоре вы обо всем узнаете.
- Ощущаете ли дыхание ближайших конкурентов? Под Новосибирском тоже строят промышленно-логистический парк.
- Безусловно, новосибирцы очень активно развиваются. И когда мы говорим о Томской ОЭЗ, то нужно съездить в технопарк новосибирского Академгородка и увидеть, что они тоже добились серьезных успехов. Но мы не считаем Новосибирск конкурентом. На данном этапе мы коллеги, компаньоны. Поскольку чем мощнее становится промышленный потенциал соседних регионов, тем больше предпосылок к созданию производств и у нас в городе. Это синергетический эффект от развития Западно-Сибирского экономического района. Нам надо не бояться, а идти дальше.
- В чем, в таком случае, преимущество Томска перед Новосибирском для инвестора?
- Нулевой тариф на подключение к коммуникациям, особый режим использования земельных участков, а также сильное образование, сильная наука и действующие наукоемкие производства, которые будут развиваться в нашей ОЭЗ.
Предприятие не может вечно находиться в "тепличных" условиях ОЭЗ, ему надо развиваться, наращивать производство. Куда деваться компании, которая выпустила опытно-промышленную партию продукции? Построить завод в промпарке вблизи ОЭЗ - это вполне естественный шаг. Поэтому я считаю, что у нас есть эти самые особые преимущества.
И еще один момент надо учитывать. То, что Томск находится в транспортном тупике - это, конечно, недостаток, но это преодолимый недостаток. Ведь та же Калуга тоже не на пересечении магистралей находится. При этом в европейской части страны есть другой город с более выгодным экономико-географическим положением, кстати, наш город-побратим - Смоленск. Однако в Смоленске мы не видим и доли успеха Калуги. Значит, дело не в транспортном расположении. Дело, как говорил профессор Преображенский, в головах. И в нашем городе, на удачу, очень много молодежи, эти люди желают здесь оставаться, и им нужны рабочие места. Надо дать возможность реализовать свой потенциал, помочь им создать малые и средние производства здесь на томской земле.
Когда эти предприятия будут построены и встанут на ноги, они вернут наши вложения налогами и земельными платежами. Для муниципалитета самое главное - это рабочие места, потому что основная часть доходов местного бюджета формируется за счет сбора НДФЛ.
- Вы сказали, что первый инвестор зайдет на площадку, скорее всего, в 2014 году. Какими могут быть сроки ввода первых предприятий?
- Любое строительство должно быть максимально коротким, потому что в период строительства оборотные и основные средства, которые вкладываются, оказываются почти замороженными. Нужно строить быстро, тогда есть возможность быстрее приступить к получению основного результата. Если строить быстровозводимыми сооружениями, а не старое переделывать, то срок строительства снижается до 2-3 лет. То есть первое работающее предприятие там появится примерно в 2017 году. И то сейчас вы скажите: "Вы оптимист, Николай Алексеевич". Но нам нужно не бояться, а делать. Иначе никогда ничего не сделаем. Если я буду смотреть, как там и что скажут особо умные депутаты гордумы, я ничего не сделаю. Политику, как и бизнесмену, приходится иногда рисковать, заставлять, убеждать, идти напролом. Вот этим и занимаюсь. Все получится!
- Хотелось бы затронуть другую важную тему. В этом году вы лишились нескольких своих заместителей. Как перераспределились полномочия в мэрии?
- А кто-нибудь в делах заметил, что нет этих людей? Кто-то страдает, что нет зама? Если бы мне хоть кто-нибудь пожаловался, что, дескать, нет заместителя по экономике и финансам, и мы там… не можем принять бюджет города, - я бы начал волноваться. А сейчас я не волнуюсь.
Во-первых, работу замов подхватили начальники департаментов, у них ответственность выше стала. И, во-вторых, я не стараюсь кого-то тут же взять и поставить на это место, потому что "дырки" нет, ее не нужно затыкать. Это дает мне возможность по-новому взглянуть на структуру управления городом. Пять лет назад мы начали реформу структуры управления, и для того времени она была совершенно правильной. Теперь весь вопрос упирается в горизонтальные связи между департаментами. Мне не нравится, как они настроены. Вопросы развития у нас в городе решаются с трудом, в "ручном режиме". А должно это работать немножко по-другому. В ближайшее время я приступлю к работе над изменением структуры городской администрации.