28 октября Законодательное собрание Иркутской области приняло в первом чтении бюджет на 2010 год. Согласно законопроекту, внесенному правительством региона, дефицит бюджета утвержден в объеме 2,4 млрд рублей, или 5,8% от доходов, без учета безвозмездных поступлений. Это один из самых низких показателей в Сибирском Федеральном округе. По сравнению с текущим годом доходы сократятся на 11% - до 53,8 млрд, прежде всего, за счет уменьшения объема финансовой помощи из федерального центра. На те же 11% решено сократить расходы, которые запланированы в объеме 56,2 млрд рублей. Министр финансов Иркутской области Татьяна Поронова считает, что на бюджете 2010 года значительное влияние окажут негативные тенденции, начавшиеся в мире во второй половине 2008 года.
- Татьяна Михайловна, основываясь на анализе налоговых поступлений, можно ли утвердительно говорить о том, что бюджет области в 2009 году будет исполнен по доходам в полном объеме?
- Основные налоговые поступления в бюджет Иркутской области формируются за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на прибыль предприятий. НДФЛ пока идет в тех параметрах, что мы и предполагали: первые четыре месяца был значительный рост от факта 2008 года, затем рост несколько замедлился, в сентябре мы уже наблюдали отставание.
Налог на прибыль за 9 месяцев выше ожидаемого. И губернатор, и первые заместители председателя правительства области очень много внимания уделяют работе с крупными налогоплательщиками, которые являются определяющими для регионального бюджета. В результате, один из них в сентябре преподнес приятный сюрприз: перечислил сумму большую, чем анонсировал.
В сентябре мы приняли корректировки в бюджет 2009 года. Согласно им, доходы бюджета Иркутской области составят 61 млрд 305,81 млн рублей, что на 0,7% больше, чем годом ранее. Из них собственные доходы - 41 млрд 149,72 млн рублей, тогда как в 2008 году этот показатель составил 40,87 млрд рублей.
Расходные обязательства после внесения изменений превышают доходы на 2,7 млрд рублей. Но, думаю, по результатам 2009 года все они будут выполнены. Во-первых, правительство Иркутской области сейчас активно работает с федеральным центром по получению второго транша дотации на бюджетное выравнивание. Во-вторых, губернатор Дмитрий Мезенцев ведет переговоры с Минфином РФ о предоставлении Иркутской области бюджетного кредита по ставке равной трети ставки рефинансирования ЦБ РФ. Это позволит заместить более дорогие кредиты в коммерческих банках, а высвободившиеся средства перераспределить.
Должна сказать, что работа с ликвидностью является для нас определяющей. Сегодня рынок очень активный, он, к счастью, демонстрирует снижение кредитных ставок.
- В этом году Иркутская область намерена разместить облигации на 1,57 млрд рублей. Когда область приступит к размещению? Какую доходность вы считаете приемлемой?
- В первой половине ноября будет заключен договор с победителем конкурса по выбору агента по размещению облигаций. Дальше все будет зависеть от ситуации на рынке: мы будем ждать наиболее удобное время, чтобы привлечь деньги по наименьшей цене.
Не исключено, что размещение придется на декабрь. Для нас это удобно, в частности, потому, что в декабре бюджет будет ограничен в поступающих доходах. Мы уже постарались максимально облегчить декабрь: досрочно погасили 1 млрд рублей долга, который должны были выплатить в конце года.
Что касается доходности, то здесь все будет зависеть от рынка. Безусловно, интересно размещаться на фондовом рынке тогда, когда доходность по облигациям вдвое меньше, чем ставки по кредитам. Сегодня о двухкратной разнице думать не приходится. На 2-3% меньше, чем кредитные ставки - будет уже неплохо, доходность 14-13% было бы хорошо.
- Планирует ли Иркутская область размещать облигации в 2010 году? Если да - то в каком объеме? На какие цели будут направлены привлекаемые средства?
- В законопроекте о бюджете на 2010 год мы предполагаем разместить облигации на 3,65 млрд рублей.
Вообще, на мой взгляд, размещать облигации необходимо под инвестиционные проекты. Если ставить задачу вкладывать средства от размещения в инвестпроекты - очень эффективно. Это "быстрые" деньги, которые можно эффективно вложить в объект, в строительство, и уже через некоторое время они начнут работать, принося дополнительные налоги.
Сейчас, к сожалению, сложился структурный перекос по долгу в целом. Привлеченные от размещения облигаций деньги будут служить одним из источников покрытия дефицита бюджета 2010 года.
- Облигации станут основным инструментом для покрытия дефицита бюджета?
- В 2010 году, согласно законопроекту, дефицит бюджета составит 2,4 млрд рублей. В то время, когда мы планируем привлечь облигации на 3,65 млрд, сумма, необходимая для гашения размещенных ранее ценных бумаг, составляет почти 4 млрд рублей. Основным источником покрытия дефицита в 2010 году станут кредиты. Запланированная их сумма составит 8,4 млрд рублей.
При этом верхний предел государственного внутреннего долга Иркутской области на 1 января 2011 года увеличится по отношению к плановому объему долга 2009 года на 15,7% и составит 14,4 млрд рублей, или 35,1% к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
- Не так давно руководство области говорило о планах по разработке и принятию трехлетнего бюджета. Сейчас вы отказались от такого планирования?
- На мой взгляд, это (трехлетнее планирование - ИФ) в настоящих условиях не очень хорошо себя зарекомендовало. Наши коллеги (правительства других регионов РФ - ИФ), кто формировал трехлетний бюджет, попали в очень сложную ситуацию и не знают, как из нее выходить. Трехлетний бюджет хорош, когда есть четкая стратегия развития, растущий рынок, стабильная экономическая ситуация.
Сегодня условия, мягко говоря, неблагоприятные для длительного планирования. Хотя я не исключаю, что трехлетний бюджет мы будем формировать в 2011-2013 годах.
- Какие, на Ваш взгляд, необходимы изменения в налоговом законодательстве для улучшения жизни регионов? Считаете ли Вы необходимым изменение доли налоговых поступлений, зачисляемой в бюджет субъекта?
- В настоящих условиях целевая помощь из федерального бюджета является более эффективным инструментом, чем изменение нормативов зачисления налогов в пользу субъектов. В нестабильной ситуации не факт, что субъекты при перераспределении налоговых поступлений смогут сохранить целевую направленность средств.
Сейчас налоги, собираемые на территории Иркутской области, распределяются примерно поровну между Федерацией и субъектом с небольшим перевесом, примерно, 1-2% - в пользу Федерации. Если бы накануне кризиса Федерация пошла навстречу некоторым субъектам, которые просили оставлять им налог на прибыль, сейчас эти субъекты оказались бы в очень сложной ситуации, поскольку, практически, повсеместно упал объем собираемости налога.
Другой вопрос - деятельность вертикально-интегрированных структур в субъектах. Предприятия, работающие на территориях, должно платить деньги в бюджет этой территории. Кроме того, на продукцию должна быть прозрачная цена, сформированная в процессе трансфертных переделов. Сейчас корпорации не заинтересованы в прибыльности отдельных, входящих в них, предприятий. Порой, когда предприятия связаны в одну производственную цепочку, прибыль того или иного предприятия минимизирована. В результате страдает бюджет территорий, где расположено это производство.
С одной стороны, Иркутская область имеет большой доходный потенциал, с другой - мы очень зависим от крупных компаний, чьи предприятия осуществляют деятельность в топливно-энергетическом комплексе, добыче полезных ископаемых, на транспортной отрасли. Очевидно: наша цель добиться взаимовыгодных партнерских отношений с вертикально-интегрированными структурами. Мы готовы создавать благоприятные условия для реализации их инвестпроектов, но и они должны нести обязательства перед территориями, где эти проекты реализуют.