Сибирь / Эксклюзив 31 октября 2012 г. 16:07

Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области В.Никонов: "В Новосибирске может быть создан Универпарк"

Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области В.Никонов: "В Новосибирске может быть создан Универпарк"

- Владимир Алексеевич, расскажите, пожалуйста, для начала, как продвигается создание Центра образования, исследований и разработок?

- Мы до конца года должны внести в правительство РФ наш проект и попросить соответствующей поддержки от федеральных структур. Могу отметить, что работа над этим документам позволила нам увидеть, где наша инновационная система не до конца выстроена. В частности, мы понимаем, что нашим вузам необходимо создание мультидисциплинарной среды для подготовки инженеров, потому что сегодня требуются специалисты, ориентирующиеся одновременно в нескольких сферах, а не замкнутые в какой-то одной специальности – механик должен быть отчасти электронщиком и наоборот. При таком подходе могут родиться совершенно новые программы подготовки этих специалистов для формирования настоящих инжиниринговых центров.

С другой стороны, сегодня вузам для модернизации образования требуется вовлечение студентов, прежде всего старшекурсников, в предпринимательскую деятельность в наукоемкой сфере, развитие научной работы. Все это требует некой базы.

Таким образом, мы подходим к концепции межвузовского кампуса. Если первоначально эта идея высказывалась, как способ решить проблему нехватки общежитий, то сейчас мы говорим, что они нам, конечно, понадобятся, коль скоро мы позиционируем наши инженерные вузы как готовящие кадры для других регионов и даже стран, а не только для нашей области.

Соответственно, если у нас есть Академпарк, который нами мыслится как некая инфраструктура, обеспечивающая коммерциализацию научных знаний, то здесь мы уже говорим об Универпарке. Этот Универпарк должен восприниматься как проект создания новой мультидисциплинарной среды, в которой происходит освоение новых способов подготовки специалистов и включение их в инновационную деятельность. Там свое место должны найти и наиболее заинтересованные если не предприятия, то хотя бы кластеры этих предприятий, потому что они должны участвовать в этом процессе.

Вопрос не в том, чтобы в одном месте построить общежития, создать условия для проживания студентов. Мы хотим, чтобы появилась территория для формирования самых ценных, самых важных компетенций. Чтобы студент в свободное время не в баре пиво пил, а сидел в таком же, как Центр технологического обеспечения в Академпарке, месте и мастерил там что-нибудь ценное для того, что он с командой единомышленников затеял.

Мы считаем, что в большей степени там должны концентрироваться старшие студенты, магистранты, аспиранты, молодые ученые.

Но самое главное даже не в этом. Нам нужно раскрутить работу по формированию настоящих, активных инновационных кластеров, имеющих собственные программы развития, общую тактику взаимодействия с системой высшего образования, наукой и т.д.

Мы должны обрести некий консенсус здесь, в регионе, по поводу этих действий, чтобы можно было четко определить задачи, которые решает государственная власть, не подменяя при этом бизнес, науку, создавая условия для такого развития.

- Какие уроки, на Ваш взгляд, можно извлечь из истории с ФМШ (СУНЦ НГУ), которую суд обязал привести штатное расписание в соответствие с обычными школьными нормами, что означало, по сути, увольнение профессоров и преподавателей НГУ, подразделением которого она являлась?

- Первый вывод – надо всегда быть очень внимательным к формальным требованиям, основанным на современной нормативной базе. Ведь ситуация в чем? Как бы то ни было, СУНЦ – это подразделение университета. Но дети-то там – школьники, по возрасту, по готовности психологической и т.д. Да, они талантливые, но это дети. И, следовательно, кто должен с ними работать? Люди, в том числе имеющие подтвержденную квалификацию педагогического работника, а не просто профессора и преподаватели.

Причем понятно, что нужно, чтобы эта квалификация была именно для работы с той категорией детей, которые учатся в ФМШ. Работать со студентом – в нашем понимании это взрослый человек, он сам за себя отвечает, это одно, другое дело – учащийся. Соответственно, квалификационные требования к педагогу должны быть заложены в должностные инструкции. И этого не оказалось в документах этой школы. По факту 80%, если не больше, людей, которые там работают, всем этим требованиям соответствуют, у них огромный опыт работы именно с этой категорией детей. То же самое касается и воспитателей, которые там работают, поскольку это интернат. Естественно, это вызвало вопросы у надзорного органа, и было зафиксировано нарушение.

Второй момент – те, кто проверял, должны входить в ситуацию и писать рекомендации, адекватные специфике именно этой школы. Можно усомниться в необходимости наличия в штатном расписании СУНЦ, например, учителя-дефектолога или вожатого. В конце концов, школа сама в состоянии определить, нужны ли эти должности в ее штатном расписании.

В общем, проверяющие не особенно вникли в то, что это специальное учреждение, в самом же СУНЦ не очень вникли в то, что на него распространяются общие требования к школам. В результате с двух сторон произошло большое недоразумение.

По большому счету нужно было исправить документы. Кому-то, может, не хватало квалификации – но это легко исправить, есть курсы, и человек получает соответствующее удостоверение о том, что он педагогическим приемам работы с этой категорией учащихся обучился.

Важно отметить, что в России школ, которые являются подразделением университета, всего четыре. Остальные – это обычные муниципальные школы, связанные с университетами некими договорами и традициями взаимодействия.

Сразу было понятно, что никто не собирается закрывать СУНЦ, ломать сложившуюся практику. Думаю, что со стороны Минобрнауки РФ к созданию подобных школ будет более внимательное отношение, потому что если говорить о некоей уникальности системы образования в нашем университете, на чем во многом строятся его позитивные результаты, это как раз многоступенчатость, включая и подготовку школьников к поступлению в НГУ.

Скорее всего, эта практика будет расширяться, и ведущие вузы будут пытаться создать такие школы. В Новосибирске эта система сохранится, а с учетом того, что в НГУ готовится новая концепция развития университета, то, скорее всего, будет поставлен вопрос о расширении СУНЦ и создании там более, скажем так, убедительной материальной основы.

- Дальнейшее расширение системы спецклассов, очевидным образом, потребует большого количества высококлассных учителей. Откуда они возьмутся?

- Мы с самого начала понимали, что доверить такую работу мы можем только образовательным учреждениям, во-первых, с наличием кадров соответствующей квалификации, имеющих большой опыт преподавания этих предметов, по сути дела, за пределами школьного стандарта. Во-вторых, мы ориентировались на то, что давая особый размер оплаты и так далее, мы создаем возможность привлечения к этой работе и вузовских преподавателей.

Можно сказать, что своих целей мы добились, не в последнюю очередь, благодаря достаточно жесткому отбору образовательных учреждений, которые подключились к этому проекту, и мы не собираемся отступать от этого порядка. Да, мы немного расширяем круг школ, в которых открываются специализированные классы, но все время смотрим – а есть ли там реальные условия для этого.

Мне кажется, что ожидать лавинообразного расширения этой практики сегодня нет никаких оснований. Мы вышли сейчас на определенное количество классов и там, где мы их открыли, действительно стали работать преподаватели вузов, даже в Карасуке. У них, как оказалось, давние связи с несколькими вузами, они их реализуют своего рода "десантным" методом – люди приезжают, проводят занятия.

Напомню, что в 2010-2011 учебном году у нас в Новосибирской области было открыто 23 класса с 562 обучающимися, то в этом году открыто уже 110 классов с 2730 учащимися. Причем мы расширили предметную направленность, и появились спортивные классы. Я даже вижу сейчас некоторое снижение активности школ – все понимают, что требования очень высокие, и трезво оценивают свои возможности, и нельзя сказать, что у нас очередь стоит из желающих открыть спецклассы. Поэтому мы считаем, что мы эту форму будем развивать, но, опять-таки, по мере того, как мы можем обеспечить качество преподавания в соответствии с теми требованиями, которые лежат в основе этого проекта.

На самом деле повышение квалификации, переподготовка кадров – это одна из самых важных задач, потому что, вообще говоря, качество образования задается исключительно квалификацией педагогов. Здесь обманываться нельзя. Мы это видим – коль скоро квалификация педагогов в городских школах объективно выше, то и результат у них лучше. Если мы видим, что в сельских школах не так много педагогов первой или высшей категорий – это сразу же отражается на качестве образования.

Есть задача – увеличить число педагогов первой и высшей категории. Думаю, что, во всяком случае, в спецклассах преподают в большинстве педагоги с высшей категорией.

Сейчас мы модернизируем систему повышения квалификации, в основном, новая модель уже построена. Раньше эта работа замыкалась на Новосибирский институт повышения квалификации работников образования (НИПКРО), но, очевидно, что сейчас его возможностей явно недостаточно. Поэтому число учреждений, которые могут подключиться к этой работе, было увеличено. Но при этом мы очень жестко проводим экспертизу тех программ, которые они предлагают для повышения квалификации, скажем, НГПУ, НГУ и НГТУ. Они все предложили свои программы. Более того, я думаю, что даже отдельные школы смогут предложить отдельные модули – не программы, а модули программ, особенно связанные с повышением квалификации руководителей образовательных учреждений. Но пока свои программы предложили только некоторые вузы. При том, что мы сейчас не привязываем деньги к НИПКРО – школа сама определяет, куда она направляет учителя на повышение квалификации, но пока что 90% средств в НИПКРО и пришли. Потому что это, на самом деле, специализированная организация, у которой есть опыт и понимание – как и чему нужно учить педагогов. У других это представление пока еще по-настоящему не наработано, даже у НГПУ. Он дает образование, он учит профессии, а вот развитие в профессии для него не совсем привычное пока направление. Думаю, что по некоторым специальностям – математик, физик, химик – вполне могут присоединиться и НГУ, и НГТУ.

Кроме того, мы развиваем дистанционную форму обучения для педагогов. Довольно затратно приезжать сюда на две недели слушать какие-то курсы, иногда это можно сделать и на расстоянии – получить задание, выполнить его, отчитаться. Более того, раньше было положено, чтобы раз в пять лет педагог занимался повышением квалификации. Сейчас раз в пять лет у него должна происходить аттестация, на подтверждение своей квалификации либо же на категорию. Поэтому мы сейчас говорим о модульно-накопительной системе – что повышение квалификации в течение пяти лет требует изучения тех или иных модулей, создается набор программ, который где-то дистанционно, где-то очно, короткими курсами – педагог должен набрать в течение пяти лет.

- Есть ощущение, что способных детей нужно "вычислять" раньше, чем в старших классах. Я не имею в виду раннюю специализацию, конечно, но, тем не менее есть ли какие-то подходы к решению этой задачи?

- Вообще говоря, ранняя специализация для образования – это не самый лучший вариант, и здесь мы не должны так действовать. Наоборот, мы должны стремиться к тому, чтобы и в школах, и во внешкольных формах создавать как можно более широкий спектр возможностей, дать ребенку попробовать понять, что у него лучше получается, что ему интересно. Отмечу, что в Новосибирской области мы вводим систему учета индивидуальных достижений ребенка, которая, в то же время, является и базой данных по одаренным детям. Принята соответствующая долгосрочная целевая программа. Реализация этой программы будет опираться на ресурсные центры в каждом районе области, которые будут отслеживать ситуацию в целом по району, организовывать какие-то мероприятия.

Хотя, по большому счету, все строится на работе педагогов – в школе или в системе дополнительного образования. Принципиально важно, чтобы при переходе от одной образовательной ступени к другой ребенок не "выпадал" из той развивающей среды, которая раскрывает его способности.

- Рассматривается ли возможность создания экспериментальных школ, работающих по передовым педагогическим методикам?

- Такая возможность сохраняется для педагогических коллективов практически всех школ. На мой взгляд, сейчас стоит проблема в распространении лучших практик авторских школ – важно не только придумать что-то новое, но и уметь воспроизвести это в конкретных условиях.

С прошлого года мы активизировали такую форму, как участие школ в проектах. К примеру, простая вещь – без эффективного управления школа может работать эффективно? На мой взгляд, нет. Именно на этом уровне закладывается главный, так сказать, фундамент результата – это и качество кадров, и организация образовательного процесса, внутренняя постановка методической работы и т.д.

В этом году, готовясь к очередному повышению зарплаты педагогов, я думаю, что мы как минимум удвоим число школ-участников проекта по эффективному управлению школой. Сейчас их 53. Мы попробуем увидеть школы, где есть нереализованный потенциал роста. Пусть школа сегодня и не выглядит очень убедительно, но, может, как раз им и надо дать дополнительный ресурс и дальше они начнут подтягиваться и расти.

Другой пример. Можно ли превратить школу в центр физической культуры и здорового образа жизни? На самом деле каждая школа должна быть таким центром, и мы предложили школам, педагогическому сообществу, никого особо не ограничивая, построить такую практику, которую дальше можно было бы распространить. Этот проект нам придется перезапускать, мы его не считаем удачным. Возобладало традиционное представление о том, что физическая культура и спорт – это одно и то же, более того, что физической культурой и спортом занимаются только преподаватели физкультуры. Речь же шла не столько даже о физической культуре, сколько о понятии здорового образа жизни в целом. Вообще говоря, школа должна начать менять ментальность в отношении человека к своему организму, к поведению и т.д. Вот чего нам хотелось, а не просто взять и добавить кружков и секций, которые, конечно, тоже нужны.

Поэтому на самом деле я, когда с педагогами разговариваю, говорю, что это проект не столько для школьников, сколько для учителей. Вы-то сами как относитесь к своему здоровью? В отношении физической культуры являетесь образцом? В вашей жизни все это как присутствует?

Сегодня детям не хватает двигательной активности. На самом деле, многие учителя когда-то занимались спортом и что-то могут организовать, чтобы не получалось так, что дети двигаются только на физкультуре.

- Не так давно Вы говорили о создании на базе технопарка новосибирского Академгородка специального центра, в котором школьники могут учиться собирать приборы, работать на современном оборудовании и т.д. Планируется ли открытие таких центров где-либо еще в городе?

- Конечно, один центр в технопарке полностью задачу модернизации системы обучения труду и технологиям не решит, поэтому необходимо создавать сеть таких центров, где школьники могли бы знакомиться с современными технологиями и учиться их применять. Существующие формы уроков труда достаточно архаичны, хотя, безусловно, какие-то задачи они решают. Умение владеть, скажем, отверткой, молотком и т.д. когда-нибудь все равно понадобится, для девочек не будет лишним умение что-то сшить, приготовить. Да и мальчикам умение готовить тоже не помешает.

То, что называется обслуживающим трудом, самые необходимые навыки – это все должно быть сохранено на уроках труда, но этим нельзя ограничиваться. Мне кажется, что уроки труда должны давать представление школьнику о современных технологиях, о том, как мир делает вещи, и поэтому здесь нужно современное оборудование, современные задачки. Например, мы говорим о робототехнике – там ребята возятся и с отвертками и другими инструментами, но при этом они понимают, что это уже интеллектуальная продукция, требующая разнообразных знаний.

Понятно, что повторять "взрослые" технологии нет возможности, да и нет смысла в школе, но есть подход, разработанный в свое время в Массачусетском технологическом институте – Fab Lab. Это в буквальном смысле "цифровая фабрика", которая позволяет делать почти все, что нужно, с помощью современных технологий. Понятно, что это дополнительный ресурс, его не так просто мобилизовать. Тем более что это оборудование, в отличие от древнего сверлильного станка, который может "подшаманить" и сам учитель труда, требует специальной поддержки, обслуживания, расходных материалов и т.д. Не исключено, что потребуется разработать специальную программу на несколько лет, в рамках которой создать ряд базовых межшкольных центров современных технологий. Такой проект потребует, конечно, значительных материальных ресурсов, поэтому программа будет растянута по времени.