В последние годы в Новосибирской области началось несколько крупных дорожных строек, которые помогут оптимизировать транспортную сеть не только региона, но и Сибири в целом. Новый министр транспорта Сергей Титов рассказал "Интерфаксу", будет ли областное правительство менять подходы к дорожному строительству и накажет ли виновных в срыве срока проектирования строительства новых станций метро.
- Сергей Михайлович, Вы на посту министра совсем недавно, но знакомы с Новосибирской областью не понаслышке. Что, по Вашему мнению, является основной проблемой в развитии дорожной отрасли региона? Каковы сильные стороны?
- Основная проблема в развитии дорожной отрасли - это сложившийся недоремонт дорог регионального и межмуниципального значения. Это касается всех дорог во всех регионах, не только Новосибирской области.
Когда в начале 2000-х годов были ликвидированы территориальные дорожные фонды, отрасль фактически осталась на скудном финансировании. В некоторых регионах органы исполнительной власти все же уделяли усиленное внимание содержанию дорог, однако, таких субъектов в Российской Федерации - единицы. Теперь мы стараемся нагнать упущенное за 10 лет.
Но любому понятно, что если не следить за любой вещью, она приходит в негодность. То же самое случилось с дорогами.
Однако Новосибирская область относится к тем регионам, где в последние 4 года сделан существенный рывок в дорожном строительстве. В городе и области строятся значимые дорожные объекты, которые призваны решить ряд проблем транспортной отрасли. В этом году в качестве субсидий муниципальным образованиям из областного бюджета на дорожно-строительные и ремонтные работы выделено порядка 2,4 млрд рублей, из них 1,25 млрд рублей - Новосибирску.
- Как Вы видите решение названной проблемы? Изменятся ли подходы министерства к развитию дорожной и транспортной сфер в Новосибирской области?
- Здесь главный вопрос - финансирование. Прежде всего надо заниматься приведением в нормативное состояние опорной сети автомобильных дорог, эффективно использовать деньги, которые аккумулируются в дорожном фонде. Большое внимание сейчас уделяется качеству автомобильных дорог: мы работаем с применением новых технологий, которые помогают минимизировать расходы дорожного фонда.
Следующий шаг - это переход на нормативное содержание федеральных автодорог. Переход должен был произойти в начале 2009 года, но из-за недофинансирования его перенесли на более поздний срок. В настоящее время финансирование на содержание федеральных дорог составляет около 70% от норматива, но и этого пока недостаточно, чтобы привести дороги в надлежащее состояние. Учитывайте, что прежде чем перейти на содержание дорог по нормативу, нужно все либо реконструировать, либо капитально отремонтировать.
Мы планируем плотнее работать с федеральным центром по привлечению средств на крупные проекты.
Например, один из крупнейших проектов следующих лет - это строительство Восточного обхода - автодороги в обход Новосибирска, которая соединит трассы М-52 ("Чуйский тракт") и М-53 ("Байкал") общей протяженностью около 60 км. Сейчас ФУАД "Сибирь" находится на этапе выбора генподрядчика строительства первого этапа, идет проектирование II и III пусковых комплексов. Задача Минтранса и Федерального управления автомобильных дорог "Сибирь" (Сибуправтодор) - построить Восточный обход и максимально сократить срок его строительства.
В настоящее время мы понимаем, что возможность минимизировать сроки строительства этого объекта есть.
В Новосибирской области ежегодно существенно увеличивается финансирование дорожной отрасли. Совокупный объем финансирования из областного бюджета дорожных работ в 2011 году составил 7,8 млрд рублей, 2012 году на эти цели было направлено 10,6 млрд рублей, в этом же году - порядка 11,9 млрд рублей.
- Вы имели возможность работать в центральной части России, принимали участие в строительстве федеральной трассы "Дон". Какой опыт Вы готовы перенести в Сибирь?
- М4 "Дон" - это дорога протяженностью 1,520 тыс. км с самой высокой интенсивностью движения. В нее были за последние годы вложены очень большие инвестиции. Она реконструирована, практически, на 70%; основное, что планировалось, - выполнено. Главное отличие М4 "Дон" в том, что после реконструкции на нее сразу были выделены необходимые средства на нормативное содержание. Объем работы был очень большой, на объекте были задействованы крупнейшие дорожно-строительные компании, которых в России можно по пальцам пересчитать.
Хотелось бы все это хорошее перенести сюда. Задумок очень много. У нас тоже есть солидные крепкие дорожные предприятия, хоть и не такие крупные, которым по плечу любые задачи.
Есть такая поговорка: "Любой заказчик силен подрядчиком". В Новосибирской области сложился серьезный пул подрядных предприятий. В их числе - "Сибмост", "Новосибирскавтодор", "Новосибирскагропромдорстрой"; есть еще ряд развивающихся предприятий, которые готовы трудиться и вкладывать свои силы в развитие дорожной отрасли региона. И мы на них рассчитываем.
- В регионе ведутся несколько больших дорожных строек: третий мост через Обь, развязка на Южной площади, дорога на Камень-на-Оби. Как Вы оцениваете ход реализации этих проектов?
- Строительство Оловозаводского моста находится уже в стадии завершения. Хотя говорили о нем 20 лет. Сегодня уже можно по нему пройти с одного берега на другой. Сейчас специалисты заняты возведением временных опор для сбора уникальной вантовой арки. В августе начнется ее сборка. Новосибирск такой большой, что уже должен иметь 4 моста.
Надо отдать должное, что когда не решался вопрос федерального финансирования, область выполняла работы за счет собственных средств. У властей было понимание, что этот мост должен внести серьезные коррективы в транспортную составляющую Новосибирска, разгрузить два существующих моста, которые на протяжении 10 лет работают в перегруженном режиме. Сегодня есть все предпосылки, мост будет введен раньше срока - осенью 2014 года.
Развязка на Южной площади начнет работу также раньше срока. В декабре 2013 года по эстакаде развязки будет открыто сквозное рабочее движение автотранспорта в направлении Красный проспект - ул. Большевистская. К этому сроку будет организовано освещение эстакады и другие элементы обустройства участка автодороги.
Мы понимаем, что строительство этого объекта серьезно затрудняет движение в районе автовокзала и выезда на Октябрьский мост, поэтому решили в этом году пустить движение, а покраску металлоконструкций, обустройство низовых развязок и пусковые работы оставить на следующий год.
В августе 2013 года завершится еще один "длительный" проект: введем в эксплуатацию третий - завершающий этап дороги "118 км а/д "К-17р" - Камень-на-Оби". Эта дорога общей протяженностью свыше 26 км является ответвлением от дороги Новосибирск - Кочки - Павлодар и обеспечивает кратчайшее расстояние для движения транспорта от Новосибирска по левобережью реки Обь до Алтайского края и выход на Казахстан. Ее строительство идет с 2010 года.
- Строительство Восточного обхода Новосибирска - еще один крупный дорожный объект, важность которого сложно переоценить. Сибуправтодор объявил конкурс на выбор генподрядчика строительства первого этапа обхода стоимостью 10,4 млрд рублей. Как вы считаете, способна ли Новосибирская область построить этот объект за планируемые 5 лет или все же стройка может затянуться?
- Этот этап можно построить за 5 лет, можно и уменьшить сроки строительства. Все будет зависеть от федерального финансирования объекта.
Если про весь обход говорить, то, может быть, пять лет - это оптимистический прогноз. Весь обход длиной 60 км может быть построен за 8-10 лет. Повторюсь, что возможность минимизировать сроки строительства этого объекта есть. Для этого надо привлечь достаточные средства и опытных подрядчиков. Тем более что регион имеет положительный опыт в этом деле: Северный обход Новосибирска строился на протяжении 12 лет. Стройка была растянута как раз из-за сложностей с финансированием. Однако и в этой ситуации объект был введен в эксплуатацию на год раньше установленного срока.
Компания "Сибмост" закончила проектирование I пускового комплекса протяженностью 14 км, проект проходит госэкспертизу. Это участок присоединения дороги к Северному обходу. Объект может строиться параллельно с первым этапом и работать обособленно, облегчая выход на Ленинск-Кузнецкую трассу.
- Как Вы оцениваете перспективы развития электрического транспорта в Новосибирске - линии скоростного трамвая и метро?
- Считаю, что скоростной трамвай - это перспектива, которая должна быть реализована. Электрический транспорт для крупных городов необходим, в том числе, с точки зрения экономии и экологии. Пока с проектно-сметной документацией по этому проекту я не знаком, она еще не готова окончательно.
Если говорить о метро, (то) проектно-сметная документация по двум станциям и метродепо получила положительное заключение госэкспертизы. И опять же здесь главное - это обеспечить непрерывное достаточное финансирование. Наша основная задача - привлекать бюджетные деньги и средства частных инвесторов. Возможность привлечь инвесторов имеется.
- Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко в конце мая раскритиковал работу МУП "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" (МУП "УЗСПТС") и сказал, что оно (МУП) сорвало сроки проведения государственной экспертизы проекта по строительству линии метро. Будут ли применены какие-либо санкции к этому предприятию? Когда появится ясность по инвестиционному конкурсу и генподрядчику строительства метро?
- Сейчас закончена экспертиза. Как только ПСД будет готова, появится возможность проведения инвестиционного конкурса. Что касается срыва выполнения работ по выпуску ПСД, (то) они затянули подготовку документации на два месяца. Руководитель этого предприятия мне сказал, что предприятие направило претензии подрядчику. И, согласно заключенному договору, будут взысканы штрафные санкции.
- Планируете ли Вы изменение кадровой политики в областном Минтрансе?
- Планирую провести реорганизацию в аппарате министерства, чтобы министерство более эффективно занималось проведением политики в области транспорта и дорожного хозяйства. Мы сегодня не должны подменять наши подведомственные учреждения. Надо выстроить новые отношения. Минтранс должен быть органом исполнительной власти, который занимается именно перспективным развитием - строительством метро, развитием дорожного хозяйства и пассажирских перевозок, развитием альтернативных видов транспорта, контролировать выполнение задач, поставленных губернатором.
К началу этого года я должен буду представить губернатору новую структуру министерства.