– Петр Александрович, пару лет назад в Иркутской области в отрасли ЖКХ появился термин "опорные территории" и "опорные предприятия". Чего удалось добиться в развитии коммунального комплекса за это время?
– К кардинальному решению проблемы ЖКХ мы пытались подойти уже неоднократно. Суть предложенной идеологии заключается в том, что мы выделяем в ряде городов и районов области эти самые "опорные предприятия", которые демонстрируют наибольшую эффективность работы. Проявили свой потенциал в каком-то одном городе – идите на соседние территории. Тем самым мы способствуем решению проблем ЖКХ, а заодно помогаем успешному бизнесу развиваться. Налицо взаимная выгода и высокие результаты.
В понимании задач опорных территорий важно учитывать вот что. Муниципалитеты играют существенную роль во всей системе взаимоотношений между населением, государственными властями и предприятиями ЖКХ. Именно муниципалитеты должны выстраивать правильные взаимоотношения с этими предприятиями, прежде всего, по проблематике установления тарифов, нормативов потребления и так далее. Поэтому если на этой территории не существует адекватной местной власти, то фактически опорное предприятие здесь создать невозможно.
Что такое опорное предприятие? Это та организация коммунального комплекса, которая на протяжении как минимум двух лет показывает стабильные финансово-экономические результаты. Это возможно только при наличии эффективной организационной структуры и правильной технической политики.
Мы пришли к выводу, что нельзя искусственно создать опорное предприятие в какой-то территории, так же как нельзя превращать какую-то организацию коммунального комплекса в опорное предприятие. Очень многое зависит от того, кто является руководителем этой организации, и как я уже говорил, кто является мэром этой территории.
В качестве наиболее ярких примеров опорных предприятий и территорий можно выделить Тулун (ОАО "Облжилкомхоз"), Усть-Кут (ООО "Усть-Кутские тепловые сети и котельные"), Тайшет (ООО "ТайшетЭнергоСервис") и еще ряд территорий, всего их одиннадцать.
Пример, о котором я уже упомянул – это ОАО "Облжилкомхоз", 100% акций которого принадлежит правительству Иркутской области. Предприятие начало работу как опорное с июля 2009 года. Первой территорией был город Тулун, затем – Иркутский район, позже оно вошло в Вихоревку и Усольский район.
Вспомните, раньше Тулун отличали постоянные проблемы с теплоснабжением. Тепла, мягко говоря, не во всех домах было достаточно, а стоимость 1 Гкал составляла 1,37 тыс. рублей. Что же произошло, когда в Тулун пришел эффективный собственник? Буквально за полгода себестоимость 1 Гкал снизилась до 1,077 тыс. рублей. И это произошло не по волшебству, а в результате огромной напряженной работы. Была проведена реконструкция на бойлерной, гидравлическое регулирование сетей, дополнительная теплоизоляция, модернизация котельных. И это привело к резкому уменьшению потерь.
Потом "Облжилкомхоз" вошел в Усольский район, в поселок Тайтурка. Там возникла тяжелая ситуация в связи с развалом лесозаготовительного предприятия "Бельсклес", и котельную пришлось перевести с древесного топлива на мазут. А цены на мазут взлетели очень сильно, и экономически обоснованный тариф достиг 2,57 тыс. рублей. Для населения тариф тоже оказался очень высоким – 1,55 тыс. рублей. Мы отказались от мазутной котельной, поставили новую блочно-модульную котельную мощностью 6 Гкал на угле, а топливо стали завозить с Головинского месторождения в Аларском районе (разрабатывает "Иркутскэнерго" – ИФ). Сегодня себестоимость 1 Гкал составляет 1,217 тыс. рублей, тариф для населения тоже удалось снизить до этого уровня.
В Тулуне есть небольшое месторождение угля – Нюринское. "Облжилкомхоз" взял его себе и сегодня этот уголь обходится ему на треть дешевле, чем с Азейского месторождения "Востсибугля", а предприятие имеет запас топлива на 30 суток.
То есть мы видим, что снижение издержек в сфере ЖКХ, когда в ней работают профессионалы, – вполне реально.
– Ранее говорилось, что образование опорных предприятий сопряжено с реализацией государственно-частного партнерства. Скажите, в чем в данном случае заинтересованы инвесторы при вхождении в проекты ЖКХ?
– Как вы знаете, есть понятие экономически обоснованного тарифа и тарифа для населения. Область должна на себя взять обязательства по возмещению разницы между этими тарифами и при вхождении инвестора платить эту разницу в обязательном порядке на протяжении определенного, заранее оговоренного, периода. Тогда мы создадим условия, когда этот вид бизнеса будет привлекательным для инвестора.
Скажем, был тариф 2,9 тыс. рублей за 1 Гкал. Инвестор заменяет электрокотельную на угольный источник, и себестоимость 1 Гкал снижается до 1,2-1,4 тыс. рублей. При этом экономически обоснованный тариф мы оставляем на уровне 2,9 тыс. рублей на протяжении 2,5-4 лет. Разницу мы гасим за этот период из областного бюджета, а по прошествии этого срока тариф остается без инвестиционной надбавки и падает.
– Власти области заявляли, что планируют в следующем году расширить географию "опорных территорий". Какие новые проекты можно назвать уже сейчас?
– Суммарно мы на сегодня имеем 11 опорных территорий. Вхождение опорного предприятия должно осуществляться не на стабильную территорию, а исключительно туда, где есть проблемы. Мы ожидаем, что в 2011 году в число опорных территорий войдут еще четыре муниципальных образования – города Нижнеудинск и Черемхово, Качугский и Мамско-Чуйский районы.
Кроме того, мы будем делать все, чтобы расширять географию инвестиционных средств, которые будут приходить не только через наши опорные предприятия, но и извне. В этом году мы рассматриваем проект Санкт-Петербургской фирмы "Энергосфера". Эта компания предлагает в Усть-Куте на условиях концессионного соглашения произвести реконструкцию трех теплоисточников и построить еще два новых источника. Объем собственных инвестиций, которые они предлагают – 280 млн рублей в течение двух лет. Они будут входить по принципу "сами строим, сами эксплуатируем". Вложили инвестиции, через ту же самую инвестиционную надбавку, о которой я говорил, получили возврат собственных средств, ну и в пределах, скажем, года получают по старому тарифу прибыль. На такие вещи нам нужно идти, не задумываясь.
Второй инвестор – это ОАО "Алексеевская РЭБ флота". В городе Алексеевск Киренского района у нас есть "жидкий" теплоисточник, а компания рассчитывает вложить 50 млн рублей в следующем году, чтобы перевести источник с жидкого топлива на древесные отходы.
С точно такими же намерениями вышло Верхнее-Ленское речное пароходство. Оно развивает деревопереработку за счет собственного леса в Киренске и в поселке Мельничном. Точно так же рассматривается возможность за счет их средств построить теплоисточник. Посмотрим, может быть, и свои деньги будем направлять на строительство нового теплоисточника на древесных отходах. Сумма инвестиций в этот проект на 2011 год составляет 80 млн рублей.
– Какой объем средств запланирован на модернизацию теплоисточников в 2011 году? Сколько было потрачено в этом году?
– В этом году вся программа составляла примерно 420 млн рублей. Такую же сумму мы планируем на следующий год. Но в этом году на модернизацию теплоисточников мы израсходовали только 286 млн, остальные средства были направлены на строительство и ремонт водозаборов, водопроводов. В следующем году, думаю, мы увидим больший экономический эффект от модернизации.
Что касается суммы частных инвестиций на модернизацию в 2011 году, она сейчас только формируется. В 2010-м эта цифра составила 126 млн рублей.
– Петр Александрович, давайте перейдем к другим темам. Будет ли Иркутская область подавать заявку в Фонд содействия развитию ЖКХ в следующем году?
– Наш регион в этом году выбрал все лимиты, в том числе дополнительные 77 млн сверх лимита, и еще мы 26 млн получили на моногород Байкальск. Поэтому говорить, на какую сумму мы можем претендовать в следующем году, пока вряд ли возможно.
Предположительно, в 2011 году на всю страну будет заложено 23-25 млрд рублей. Когда в Иркутск приезжал председатель правления Фонда Константин Цицин, он озвучивал цифру в 500-600 млн рублей, на которую может рассчитывать наш регион.
– А сколько всего Иркутская область получила денег за весь период работы Фонда содействия реформированию ЖКХ? И как проходит освоение средств, выделенных на 2010 год?
– Общая стоимость работ, проведенных за счет денежных средств Фонда, составляет 2 млрд 851 млн рублей. За счет муниципалитетов, бюджета области и собственников было вложено еще 608 млн рублей. Благодаря этим суммам свои жилищные условия улучшили 205,5 тыс. человек.
Но надо заметить, что на эти средства мы восстановим всего 12-14% многоквартирных домов, требующих капитального ремонта. Освоение средств, выделенных в 2010 году, еще продолжается. У нас нет никаких сомнений, что мы в этом году все сдадим, и к нам не будет никаких претензий или санкций.
– В рамках стратегического соглашения между Иркутской областью и Фондом содействия реформированию ЖКХ в будущем предусмотрено формирование системы финансирования капремонта домов, которая бы опиралась на средства собственников и кредитные ресурсы. Как это будет происходить?
– Как это будет происходить, к сожалению, до сих пор не определилась Федерация. В 2012 году фонд содействия реформированию ЖКХ прекратит свое существование. Предложения исходят разные. В фонде предполагают, что будут созданы региональные и федеральный фонды капитального ремонта, и все собственники должны платить за капремонт всего жилого фонда. Накопил фонд определенную сумму и должен ее распределить. Я лично считаю такой подход неправильным, мы это уже проходили. Например, дому 10-15 лет, жильцы исправно платят за капитальный ремонт, а когда до него дойдет очередь? А если через 25 лет? Или что будет, если я продам эту квартиру, перееду куда-нибудь? И потом, разные ведь ремонты требуются – на какой-то дом больше, на какой-то – меньше средств. Кто это будет определять?
Собственники сами должны понимать, что необходимо провести такой-то ремонт за такие-то деньги. Я считаю, что в обязательном порядке этот капитальный ремонт должен проводиться раньше, чем собственники начнут платить за этот ремонт. Провели капитальный ремонт – потом платим. Деньги на ремонт должны быть кредитными, а государство должно взять на себя обязательство по погашению части процента по кредиту. Когда управляющие компании в состоянии брать кредиты по решению собственников, вот тогда региональный фонд – это нечто иное. Он выступает поручителем по кредиту для какой-то управляющей компании, из этого регионального фонда, в данном случае, гасятся проценты по кредитным ставкам.
Однако законодательно такой механизм пока нигде не установлен. Нам остается только ждать принятия решения на федеральном уровне.
– С вашей точки зрения, из каких источников должен формироваться региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов?
– Вот это исключительно должны быть бюджетные источники. Это областной бюджет и это муниципальные бюджеты.
– Сообщалось, что в рамках соглашения планируется создать механизмы поддержки граждан с низким уровнем дохода при оплате их обязательств по ремонту. В чем суть данных механизмов?
– Это опять мировая практика. Везде такая практика существует. Помимо того, что должна возмещаться часть или процент по кредиту, обязательно малоимущие граждане должны получить субсидию, точно так же, как они получают сегодня субсидии на коммунальные услуги. Пусть на первых порах в региональном фонде эти деньги будут небольшими. Так и собственники не побегут в банки прямо сейчас. Все это должно развиваться по мере становления самой системы, и не нужно этого бояться.