- Вячеслав Эдуардович, насколько сложным был 2009 год для вашей службы? Сколько чрезвычайных ситуаций на территории Иркутской области было зарегистрировано, и становится ли их меньше их за последние годы?
- Анализ чрезвычайных ситуаций, произошедших в Иркутской области за последние несколько лет, показывает, что их количество неуклонно снижается. Приведу пример: по сравнению с 2006 годом общее количество ЧС сократилось в 6,8 раза. Если четыре года назад на территории области произошло 89 ЧС, то в 2009 уже 13. Положительная динамика налицо. Причем довольно значительная.
Удалось значительно сократить количество погибших при ЧС. Так, по сравнению с 2006 г. эта цифра уменьшилась в 16,6 раз. Четыре года назад погибло 216 человек, в 2009 - 13.
Конечно, Иркутская область - непростой регион со сложными географическими характеристиками. Область насыщена крупными производственными объектами. Хотя, нужно сказать, нелегко работать и нашим коллегам в других регионах. Каждая территория специфична.
С изменением структуры государства меняется и система безопасности страны. Система МЧС с каждым годом расширяет рамки своих полномочий, охватывая вопросы гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности на воде (ГИМС). Сейчас одна из главных задач, стоящих перед нашим министерством, - это работа по проведению превентивных мероприятий, по предотвращению ЧС. Как показывает практика, реагировать мы научились, сейчас надо научиться предупреждать.
- Вячеслав Эдуардович, Вы не раз отмечали, что в Иркутской области в последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения числа пожаров и их жертв. Как обстояли дела в 2009 году? Насколько остро стоит вопрос с пожарами и гибелью людей в жилом секторе?
- Сразу отмечу, что хороших показателей в плане защиты населения мы достигаем во многом за счет людского ресурса. Личный состав – спасатели, пожарные, офицеры – работают на износ. Они не знают ни выходных, ни нормированного рабочего дня. Только благодаря их отношению к своим обязанностям ситуация в регионе выравнивается.
В сравнении с 2008 годом отмечается снижение числа пожаров на 4,3%, или минус 182 случая, число погибших снизилось на 4,6%, или 15 человек. Как видим, снижение хоть и не столь значительно, но все-таки есть.
Ситуация 2010 года следующая - с начала года на территории Приангарья произошло уже 517 пожаров, на которых погибли 48 человек, в том числе 8 детей, травмированы 48 человек. Материальный ущерб составил почти 100 млн рублей. На территории пяти муниципальных образований Иркутской области из-за резкого ухудшение пожароопасной обстановки был введен особый противопожарный режим - это Иркутский, Ангарский, Баяндаявский, Киренский, Тайшетский районы.
С 10 февраля в ГУ МЧС России перешло на режим усиленного несения службы. На данный момент он снят, и результаты таковы: за 10 дней инспекторы Государственного пожарного надзора проверили 4,2 тыс. жилых домов, выявили около 3 тыс. нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, привлекли к ответственности 439 домовладельцев, 47 должностных и 13 юридических лиц. Ежедневно при проведении профилактических мероприятий было задействовано около 270 человек. Ни один сотрудник раньше 22 часов домой не уходил, большинство же оставалось на работе до поздней ночи. В результате количество пожаров снизилось на 14%, погибших - на 27%, практически остановлен рост количества пострадавших – он снизился с 46% до 16%.
- Учитывая последствия пожара в ночном клубе в Перми, в нашем регионе сотрудники МЧС и прокуратуры провели проверки как сельских Домов культуры, так и престижных клубных заведений. Как вы оцениваете уровень обеспечения безопасности людей в местах массового пребывания в Приангарье?
- По пожару в Перми я хотел бы заметить следующее - здесь нет вины отдельно взятого инспектора. Чтобы развивать в стране бизнес, сократили количество проверок. Мы не имели права проверять объект чаще, чем раз в три года, приостанавливать его деятельность без решения суда. Собственники получили, можно сказать, полную свободу в этом плане. Получилось, как это часто бывает, – одно лечим, другое калечим. Но сейчас все возвращается на круги своя. Уже существует проект закона о внесении изменений в действующее законодательство. Инспекторам ГПН будут даваться полномочия по закрытию объектов на срок до 90 суток, будут увеличены штрафы и сокращена периодичность проверок с трех лет до одного года.
Что касается объектов с массовым пребыванием людей на территории Иркутской области, то на территории региона расположено 4523 таких объекта. Из них 294 культурно-развлекательных, работающих в ночное время - это кафе, рестораны и клубы.
В период с 8 по 18 декабря 2009 г. совместно с прокуратурой все эти заведения были проверены. По результатам проверок установлено, что 144 объекта, а это 74,6%, эксплуатируются с нарушениями требований пожарной безопасности. По результатам совместных с органами прокуратуры проверок в суды направлено 55 материалов на административное приостановление деятельности. По состоянию на 5 февраля 2010 года судебными органами рассмотрено и принято 53 решения, из них 29 об административном приостановлении деятельности заведения на срок до 90 суток. Из 55 объектов, по которым направлены материалы в суд, в настоящее время по 14 учреждениям нарушения требований пожарной безопасности устранены в полном объеме, по 22 учреждениям ведутся работы по устранению выявленных нарушений.
- Долгое время только половина территории области была "прикрыта" пожарными формированиями. Речь шла о том, чтобы часть населенных пунктов "прикрывала" муниципальная, частная или ведомственная пожарная охрана. Как сейчас решается эта проблема? Штат пожарной охраны увеличился?
- На сегодняшний день всеми видами пожарной охраны с учетом нормативного времени прибытия "прикрыто" 1038 населенных пунктов, или 71%, с населением более 2,3 млн человек. Не "прикрытыми" остаются 422 сельских населенных пункта с населением 118,1 тыс. человек. Силы и средства пожарной охраны на территории Иркутской области представлены 61 подразделением федеральной противопожарной службы, 50 подразделениями областной противопожарной службы, 516 формированиями добровольной пожарной охраны, 103 подразделениями ведомственной пожарной охраны и 19 подразделениями муниципальной пожарной охраны.
В 2010 году создано четыре подразделения добровольной пожарной охраны: в Жигаловском, Тулунском, Нукутском районах. Это обеспечило "прикрытие" 4 сельских населенных пунктов с населением 602 человека.
Согласно плану "прикрытия" территории Иркутской области подразделениями пожарной охраны, до 2012 года этот пробел мы должны устранить.
В целом, обеспечение пожарной безопасности на территории области – больная тема. Могу сказать, что у нас предусматриваются деньги на все, но только не на безопасность. Взять, к примеру, программу пожарной безопасности, которая была разработана еще в 2006-2007 годах. Изначально объем финансирования составлял 680 млн рублей, потом он был сокращен до 280 млн рублей. Но даже и эта сумма была профинансирована только на 20%.
Но ведь в эту программу входит и оборудование пожарно-охранной сигнализацией наших образовательных учреждений. Поэтому и показатели здесь соответствующие: по СФО хуже всего дела обстоят именно в Иркутской области. Из 350 школ Сибири, не оборудованных такой сигнализацией, 212 находятся на нашей территории. Остаточный принцип финансирования мероприятий в вопросе обеспечения пожарной безопасности приносит вот такие плачевные плоды.
Заработная плата наших спасателей, пожарных, которые содержатся за счет областного бюджета, на 25% ниже денежного довольствия их федеральных коллег. Надеюсь, в дальнейшем эту проблему удастся решить. В настоящее время губернатор Иркутской области вопросам безопасности уделяет много внимания, лично возглавляет комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Думаю, порядок постепенно будет наведен.
- На каком уровне находится обеспечение пожарных подразделений области техникой и спасательным оборудованием?
- В этом плане подвижки есть. Сейчас и на федеральном, и на региональном уровне уделяется большое внимание техническому оснащению подразделений МЧС. У нас регулярно появляется новая современная техника для пожаротушения, для работы инспекторов ГИМС, спасателей. За счет федерального бюджета ежегодно мы получаем не менее десятка машин, в том числе плавсредств.
Значимое достижение прошлого года – официальное открытие на базе ГУ МЧС России Центра управления в кризисных ситуациях. Он призван координировать деятельность всех структур в случае возникновения ЧС или при ее угрозе.
Большое внимание уделяется и современным системам уличного оповещения населения - ПУОН. Как наглядный пример этой системы в Иркутске – плазменный монитор напротив Торгового комплекса в центре города. По нему транслируются пропагандистские ролики, оперативная информация. Недавний пример: когда в Шелехово на заводе "СУАЛ – ПМ" произошел пожар, посредством этого монитора мы доводили до населения информацию о развитии ситуации, в том числе сообщали о том, что экологической угрозы нет.
- Вячеслав Эдуардович, по прогнозам метеорологов, паводки в этом году ожидаются сильнее, чем в предыдущем. Какие противопаводковые мероприятия намечаете этой весной?
- Сразу скажу, что обильные осадки и низкие температурный режим этой зимы аукнутся предстоящей весной. Особо сложная ситуация может возникнуть в Тайшетском, Жигаловском, Катангском, Качугском, Киренском, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском районах. В зоне подтопления рискуют оказаться 74 населенных пункта, в которых проживает около 19 тыс. человек. Для того, чтобы не допустить развитие ситуации по наихудшему варианту, специалисты разработали комплексный план проведения противопаводковых мероприятий. Положения этого плана предусматривают конкретные меры в каждом потенциально опасном районе.
- Каково финансовое обеспечение этого плана?
- На проведение противопаводковых мероприятий необходимо 6 млн 850 тыс. рублей. На сегодняшний день выделено 3 млн 274 тыс. рублей. Но этих средств явно недостаточно, поэтому мы обратились в региональное правительство, к губернатору Иркутской области, и нашли понимание. Уже сейчас выставляем заявки на конкурс, на проведение авиа- и взрывных работ. В ближайшее время вопрос увеличения ассигнований на противопаводковые мероприятия будет решен положительно.
Однако я убежден, что в борьбе с паводками стоит больше рассчитывать на силы муниципалитета, а не на бюджеты субъектов. Я прошу с умом задействовать все возможные ресурсы, больше работать с населением. Финансирование должно быть не только на уровне субъекта, но и на уровне муниципалитета прежде всего. Если муниципалитет плохо сработает на превентивных мероприятиях, мы будем вынуждены тратить деньги на ликвидацию последствий. А это значит, что позже эти муниципалитеты недополучат их на какие-то социальные нужды.
- Как в прошлом году удалось справляться с лесными пожарами, и какие средства и силы будут брошены в этом году на борьбу с ними? В частности, будут ли запрещены сельхозпалы, которые часто становятся причинами лесных пожаров?
- Лесопожарный сезон 2009 года начался на три дня позже, чем в 2008. Метеорологические и аналитические прогнозы подтвердили сложную обстановку с лесными пожарами, прежде всего, в южных, центральных и западных районах. Обстановка усугубилась дефицитом снежного покрова в районе озера Байкал, пятилетним восстановительным циклом гарей прошлых лет, а также последствиями урагана 2004 года.
Всего на территории Иркутской области в 2009 году было зарегистрировано 692 лесных пожара, общая площадь которых составила 9313 га. Наибольшее количество лесных пожаров произошло на территории Иркутского района– 125, Братского – 63 и Тулунского района – 58. В ходе лесопожарного периода на территории Иркутской области было зарегистрировано 6 чрезвычайных ситуаций местного уровня, обусловленных лесными пожарами. Пострадавших не было.
По фактам лесных пожаров возбуждено 53 уголовных дела, из них в суд направлены четыре дела – это Нукутский, Ольхонский, Казачинско-Ленский, Балаганский районы. Вынесено три обвинительных приговора. Дознаватели ОГПН в адрес руководителей организаций и должностным лицам направили 31 представление об устранение причин и условий, способствовавших возникновению пожара.
Для выполнения задач по ликвидации лесных пожаров в 2009 году было задействовано более 13 тыс. человек личного состава и 3,5 тыс. единиц техники, в том числе пожарная техника, транспорт, инженерная техника, более тысячи тракторов, несколько сотен бульдозеров, мотопомпы, 11 пожарных поездов. Кроме того, Иркутская база авиационной охраны лесов подготовила к авиапатрулированию 11 самолетов АН-2, самолет Л200 (Морава), семь вертолетов МИ-8.
В этом году также предстоит серьезная работа - лето ожидается очень жарким. Однако должен отметить, что у нас налажена хорошая совместная работа с министерством лесного хозяйства региона. Его руководители грамотны, компетентны, беспокоятся за вопросы сохранения лесов.
Если резюмировать, то прогноз на год неутешительный. Но не так все печально. В целом, отношение глав муниципальных образований к безопасности постепенно меняется. Особенно если сравнивать с той ситуацией, что была четыре года назад, когда я только возглавил региональное управление МЧС. За это время мы довольно далеко шагнули вперед и много сделали по обеспечению безопасности населения. Теперь важно закрепить результат.