Алтайский край стал единственным регионом Сибири, представившим свой посвященный развитию туризма стенд на выставке Expo Real, проходившей в Мюнхене с 7 по 9 октября. В кулуарах выставки начальник управления края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Юрий Захаров рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" о том, какими видятся перспективы развития туризма руководству Алтайского края.
- Юрий Владимирович, 2013 год близится к завершению, и уже можно говорить о предварительных итогах туристического сезона. Скажите, каким он был в целом? Сколько туристов посетили наш регион, и оправдались ли Ваши ожидания относительного этих показателей?
- Предварительно можно сказать, что за 8 месяцев текущего года количество туристов, посетивших наш регион, составило около 1 млн человек. Эта тенденция - на уровне прошлого года. Погода нас в этом году не радовала, но у Алтайского края своя специфика. Жаркая погода важна в большей степени для тех, кто предпочитает пляжный отдых. В Алтайском крае отдых очень разноплановый, поэтому в нашем случае погода не является решающим фактором, который бы мог значительно снизить количество путешественников в нашем регионе. Более точную информацию о количестве туристов мы получим позже, но я думаю, что оно останется на уровне прошлого года либо несколько превысит этот показатель.
- На следующий год есть уже планы относительно количества туристов, которые могут посетить Алтайский край?
- Если смотреть динамику последних лет, то мы поступательно развиваемся. Это связано, прежде всего, с той работой по продвижению региона, которая проводится на выставках и в СМИ, на различных встречах, форумах. Наш край интересен для туристов, потому что мы предлагаем действительно разноплановый отдых. Каждый, кто приезжает в наш регион, может найти для себя что-то новое, необыкновенное, чего он не найдет в других территориях. К нам едут те, кто предпочитает экологический туризм. К нам приезжают те, кто хочет экстрима. У Алтайского края богатое культурно-историческое наследие. У нас достаточно интенсивно развивается сельский туризм, это тоже свой специфический сегмент, который уже нашел своего постоянного потребителя. У нас очень значительный ресурс, связанный с оздоровительным туризмом, имеются все перспективы для расширения этого направления, что, прежде всего, связано с развитием субкластера "Белокуриха-2". Другими словами, каждый может найти в Алтайском крае свою изюминку и отдохнуть на самом высоком уровне. В дальнейшем, естественно, турист будет активно рекомендовать этот отдых знакомым, друзьям. Это самая лучшая реклама.
- То есть можно говорить, что с каждым годом количество туристов будет постепенно прирастать?
- Да, это связано, как я уже говорил, с вопросами активного продвижения региона как туристического центра России, а также с тем, что у нас ежегодно появляются новые турбазы, гостиницы, санатории, проводятся новые интересные событийные мероприятия, которые привлекают большое количество людей не только из нашего региона, но и наших соседей по СФО, из европейской части России и из-за рубежа.
- В текущем году, наконец, начались подвижки по ситуации с аэропортом Бийска. Как Вы считаете, открытие аэропорта в наукограде скажется на увеличении турпотока и как именно?
- В настоящее время аэропорт передается в региональную собственность, ведется работа по формированию пула инвесторов из заинтересованных предприятий. Ряд санаториев также высказали свою заинтересованность в участии в данном проекте. Запуск аэропорта Бийска действительно будет серьезным шагом, который позволит увеличить количество туристов, приезжающих к нам в регион. Большинство людей, планируя свой отдых, очень внимательно изучают транспортную составляющую, насколько удобно, к примеру, добраться до Белокурихи или "Бирюзовой Катуни". Естественно, если точка отдыха приблизится географически, то это сыграет важную роль в выборе туристами Алтайского края. Ведь от Бийска до Белокурихи дорога занимает около 40 минут, а за час можно добраться до Бирюзовой Катуни и до озера Ая, которое также является центром активного развития туризма в Алтайском крае. С одной стороны, это увеличит поток туристов, с другой стороны сделает их отдых более комфортным.
- Когда власти региона рассчитывают запустить аэропорт?
- Как я уже говорил, в настоящее время ведется достаточно серьезная работа в этом направлении, и я думаю, что это вопрос обозримого будущего.
- Повлияет ли запуск аэропорта на стоимость авиабилетов до Алтайского края?
- Сейчас сложно прогнозировать стоимость перелета до Бийска, для начала нужно ввести аэропорт в эксплуатацию, провести соответствующую работу с заинтересованными авиакомпаниями, и только после этого можно будет озвучивать какие-то предварительные цифры. Говоря о московском направлении, хочу отметить, что администрация края сейчас активно работает с федеральным центром по поводу решения вопроса снижения стоимости авиаперелета.
- У нас есть несколько интересных туристических маршрутов, таких как "Большое золотое кольцо Алтая" и "Малое золотое кольцо Алтая". Расскажите, популярны ли они среди туристов?
- Наши туристические компании активно предлагают туристам эти маршруты, которые уже пользуются популярностью у туристов, причем не только у российских, но и у иностранных. В текущем году эти маршруты с удовольствием осваивали тысячи наших соотечественников. Кроме того, у нас в крае побывала первая группа китайских туристов в рамках безвизового соглашения. Они тоже путешествовали по "Малому золотому кольцу Алтая" и уехали очень довольные. У нас растет количество турфирм, которые работают по безвизовым групповым поездкам. На настоящий момент это уже три компании и с китайской стороны есть ощутимый интерес это направление развивать. В рамках выставки в Урумчи в сентябре текущего года еще ряд китайских компаний проявили интерес к организации поездок китайских туристов в Алтайский край. Сейчас мы эти вопросы прорабатываем.
Многие задают вопросы о том, что "Малое золотое кольцо Алтая" и "Большое золотое кольцо Алтая" используется не полностью, а фрагментарно. Однако изначально и не подразумевалось, что турист должен обязательно проехать все точки маршрута. Путешественнику нельзя навязывать то, что он не хочет. Мы даем возможность выбора, ведь у туриста не всегда есть в запасе пять-десять дней, которые позволяют пройти эти маршруты полностью. Нашим гостям, к примеру, могут быть интересны не все объекты, но это не говорит о том, что маршрут не работает. Мы предложили туристам определенную вариативность, и они могут самостоятельно формировать путешествие с учетом своих предпочтений. Также необходимо сказать, что и "Большое золотое кольцо Алтая" и "Малое золотое кольцо Алтая" определены географически, что касается наполненности туристскими объектами, они еще не имеют законченной формы: постоянно появляются новые музеи, гостиницы, рестораны, развлекательные объекты, совершенствуется придорожный сервис. Маршруты развиваются, и с каждым годом мы будем увеличивать то предложение, которое интересно для самых разноплановых пожеланий наших гостей.
- Разработчики постоянно предлагают идеи новых маршрутов ("По следам Царицы ваз", "Алтайский край заповедный"). Насколько они перспективны, с Вашей точки зрения? Ведь для того, чтобы маршруты стали цивилизованными, там нужно очень многое сделать, хотя бы в плане инфраструктуры.
- Мы должны туристу предлагать как можно больше идей. Та же "Царица ваз" – маршрут интересен и для детей как познавательный маршрут, и для широкого круга туристов, которые интересуются историей нашей страны, нашего края. Мы стараемся в рамках разработки маршрутов совместно с муниципалитетами найти интересные точки для посещения и объединить их в маршрут. Дальше предстоит работа по совершенствованию инфраструктуры, в том числе и транспортной, что в свою очередь способствует появлению новых туристских объектов. Маршруты развиваются, в них появляются новые элементы, и это шаг за шагом способствует увеличению количества туристов, которые хотят путешествовать по Алтайскому краю.
- Юрий Владимирович, у нас активно развивается сельский туризм в том смысле, что постоянно возникают новые гостевые дома и усадьбы. А как обстоит дело с качеством услуг, предоставляемых жителями края? Контролируются ли как-то условия, которые владельцы предоставляют туристам?
- За качеством услуг следит, прежде всего, потребитель. Если говорить о сельском туризме, то его выбирают те, кто предпочитает эксклюзивный не массовый туризм. В сельские усадьбы одни и те же люди приезжают годами. Здесь, наверное, самый главный показатель качества то, что если туристу не понравится, то он больше не приедет. Естественно мы стараемся со своей стороны плотно работать с владельцами сельских усадеб. До 2012 года в крае по линии Главного управления сельского хозяйства действовала программа развития сельского туризма, в рамках которой проведена большая работа. Это и организация различных обучающих семинаров для сельских предпринимателей, и субсидирование затрат на строительство объектов, и многое другое. Программа действовала до 2012 года, после чего было принято решение о необходимости развития этого направления в рамках уже существующей долгосрочной целевой программы развития туризма. Сейчас мы вносим необходимые изменения в программу и постараемся максимально учесть предыдущий позитивный опыт поддержки сельских усадеб.
- Раз уж мы заговорили о качестве, то хотелось бы узнать, насколько, с Вашей точки зрения, цены на туристические услуги региона адекватны? Многие наши гости недовольны высокими ценами и зачастую не соответствующим им качеством, к примеру, условий проживания. Можно ли как-то повлиять на ценообразование или логичнее "дотягивать" качество до цены?
- У нас экономика рыночная, мы не можем диктовать предпринимателю потолок цен. Стоимость отдыха формируется из того перечня затрат, которые бизнес несет в рамках функционирования своего объекта. Цена определяется рынком и если не будет спроса, то соответственно предприниматель будет вынужден как-то регулировать цену. Вы знаете, что в цену отдыха входит и транспортная составляющая. Мы со своей стороны работаем для того, чтобы уменьшить общую стоимость отдыха на Алтае: работаем с федеральным центром по поводу стоимости авиабилетов, совершенствуем транспортную инфраструктуру, улучшаем качество дорог. Я думаю, если сравнить то, как выглядел отдых у нас в регионе несколько лет назад, то Вы сами можете отметить, что уровень значительно возрос. Сейчас у нас турист с самыми высокими запросами может получить весь комплекс услуг, которые он получает и за рубежом. Однако у нас гости получают еще и, наверное, одну из основных составляющих хорошего отдыха – безопасность, тогда как практически каждую неделю СМИ сообщают о различных несчастных случаях с нашими соотечественниками, отдыхавшими за рубежом - это и транспортные катастрофы, и отравления, и другое.
Если говорить об оздоровительном туризме, то я бы не согласился, что у нас высокие цены. Чтобы получить аналогичный комплекс санаторно-курортных услуг за рубежом, человек заплатит другие деньги, а у нас за 2,5 тыс. рублей в сутки в Белокурихе турист получит проживание в нормальном номере, санаторно-курортное лечение и трехразовое питание по системе шведского стола. При этом питание очень качественное: Вы не найдете на столе иностранного мяса и привозных овощей, только наши экологические чистые продукты. Я думаю, что здесь мы более привлекательны, чем иностранные курорты.
- Губернатор региона неоднократно отмечал, что у нас в крае есть проблема с обеспеченностью сферы туризма профессиональными кадрами. Скажите, о каких специальностях идет речь, и как власти будут решать эту проблему?
- У нас достаточно хорошо развития система подготовки кадров в области туризма: девять вузов готовят специалистов, обучение контактного персонала ведется на уровне среднеспециальных заведений. Система действует, но необходима некоторая корректировка. Мы планируем провести исследование отраслевого рынка труда и путем опросов, анализа всех субъектов туристической деятельности определить, какие специалисты требуются отрасли, и в каком количестве. По итогам этого исследования можно будет выстраивать диалог с нашими учебными заведениями на предмет того, чтобы каждый выпускник мог рассчитывать на получение работы по специальности, а наши туристские организации – на высококвалифицированный персонал в необходимом количестве. Исследование мы планируем провести в текущем году, и со следующего года можно будет предметно работать с вузами в этом направлении.
- Несколько районов края (Романовский, Завьяловский, Тюменцевский, Егорьевский, Благовещенский районы) включены в долгосрочную программу развития туризма в качестве перспективных кластеров с бальнеогрязевыми курортами. Как развивается работа в этом направлении?
- Такая работа ведется нами совместно с муниципалитетами. Здесь нужно отталкиваться от того, что такое кластер. Это не единичный туристский объект, это совокупность взаимосвязанных объектов на определенной территории. Мы осуществляем поиск, подбор таких объектов и стараемся объединить их в единый комплекс. Кроме того, ряд муниципальных образований высказали намерение организовать на своей территории курортные местности. Сейчас мы активно занимаемся кластером "Сибирь изначальная" в Смоленском районе. Планируем также предложить Ростуризму этот кластер для включения в федеральную целевую программу. Я думаю, что это перспектива следующего года.