- Елена Евгеньевна, хотелось бы начать наш разговор с общего вопроса: охарактеризуйте, пожалуйста, состояние сферы культуры в Алтайском крае. Какие современные тенденции Вы наблюдаете?
- На мой взгляд, за последние несколько лет серьезные изменения коснулись различных направлений сферы культуры. Я имею в виду, прежде всего, все то, что связано с реконструкцией, реставрацией объектов, с развитием музейного дела в целом. Такой тенденции, как создание филиалов государственных музеев в муниципальных районах, до последнего времени вообще не было. Началось все с реконструкции мемориального музея Германа Титова, а далее следует целая череда создания мемориальных музеев – Роберта Рождественского, Екатерины Савиновой, Михаила Евдокимова, Михаила Калашникова. В целом работа, которая связана с увековечиванием памяти земляков, стоит в Алтайском крае совершенно на особом месте, и далеко не все регионы могут показать аналогичные результаты.
Кроме этого, в последний год была начата реализация ряда проектов, которых не было никогда. Впервые у нас в крае появились такие конкурсы, как конкурс профессионального мастерства "Лучший работник культуры". И это очень важно, ведь для людей имеет огромное значение признание результатов их труда. Появился также конкурс на лучший муниципалитет по работе в сфере культуры. Этот конкурс позволяет нам морально и материально стимулировать муниципалитеты к тому, чтобы им было не безразлично, как они выглядят в сфере культуры на фоне остальных муниципалитетов.
Также в прошлом году в регионе впервые начала действовать программа по сохранению традиционной народной культуры.
- Но ведь работы по сохранению и развитию традиционной народной культуры проводились всегда…
- Конечно, это работа проводилась и ранее. Однако речь идет сейчас о государственной политике, а не инициативе определенного круга людей. Появилась ведомственная целевая программа на краевом уровне – этого дорогого стоит. Если программы в целом по развитию культуры есть во всех регионах, то подобная программа по сохранению традиционной народной культуры работает далеко не везде. Мы уже год реализуем эту программу и уже имеем определенные результаты. В их числе – создание четырех центров традиционной культуры, приобретение большого количества изделий народных мастеров в фонды музеев, чего никогда не было, создание сайта по традиционной культуре и многое другое.
Хочу отметить, что в любой работе постановка задач и государственный подход к реализации во многом зависит от того, есть ли в основе генеральный документ. За последние годы у нас по нескольким направлениям родились концепции. Это концепция "Барнаул - культурная столица Юга Сибири", концепция по сохранению объектов культурного наследия, концепция по развитию художественного образования, концепция развития театрального дела. Понятно, что эти четыре документа не исчерпывают все наши направления и отрасли, но они ставят задачи на долгосрочный период.
- В рамках программы "75 х 75", разработанной к 70-летию Алтайского края, отмечавшемуся в прошлом году, в крае появилось несколько новых культурных объектов. Что нового предполагается сделать в сфере культуры в рамках программы "80 х 80" – к 80-летию края?
- В программу "80 х 80" включено больше объектов культуры, чем значилось в программе "75 x 75". Программа "75 x 75" содержала в себе семь объектов, "80 x 80" содержит уже 13 объектов. В нее, в частности, включена реконструкция государственного художественного музея, Рубцовского драматического театра. Кроме того, мы построим культурно-досуговый центр в Белокурихе. Там расположится не только Дом культуры, но и концертный зал, библиотека, музейная комната. Это нам необходимо, так как уровень значения города, имеющего статус федерального курорта, обязывает иметь там хороший презентационный объект. Также в программу включены строительство и реконструкция домов культуры в других городах и районах края.
- Как Вы считаете, почему федерального бюджета в меньшей степени хватает на сферу культуры?
- Понимаете, есть отрасли, где эти средства более необходимы. Не бывает достатка на все направления, поэтому во всех вопросах определенным образом выстраиваются приоритеты. На первый взгляд, вопросы жизнеобеспечения более важны, нежели вопросы культуры. Я искренне надеюсь, что определенное насыщение этих сфер дает возможность перейти и к другим приоритетам. Я всегда внутренне протестую, когда говорят, что культура - это значит "отдыхать". Это совсем неправильно. "Отдыхать" - это сфера досуга, а сфера досуга - это всего лишь одно из многочисленных направлений сферы культуры. Культура – это, я считаю, формирование духовного здоровья нации. Внутреннее содержание человека, его мотивация к труду, его мотивация к семейным ценностям, здоровому образу жизни - это все формируется образованием и культурой.
- Елена Евгеньевна, в Барнауле ведется реконструкция, а точнее сказать, строительство с нуля краевого художественного музея. Скажите, почему вместо реконструкции здание было полностью снесено? Что и в какие сроки появится на месте музея?
- К 2015 году на месте государственного художественного музеявы увидите такое же здание, к внешнему облику которого все давно привыкли. К тому же, неправильно говорить о сносе здания. На тот момент, когда планировалось реконструкция, мы исходили из того, что все несущие конструкции останутся на месте. Однако, после того, как с фасадов был снят слой штукатурки, выяснилось, что все стены полностью сделаны не из кирпича, а из шлакоблоков. Это здание строилось в спешке в советские времена. Поэтому большая удача, что мы решили реконструировать музей, и из этого здания выехала школа, которая занимала его большую часть. Страшно представить, к каким последствиям это могло бы привести, если бы здание в прежнем виде эксплуатировалось и дальше. Кроме того, новые запланированные нагрузки здание с прежними несущими конструкциями не выдержало бы.
- Реконструкция ожидает также Алтайский краеведческий музей, на территории которого во время раскопок в 2012 году обнаружено множество представляющих историческую ценность вещей. Будет ли сохранено это старинное здание? Что будет сделано в рамках реставрации, и какие новые объекты появятся на территории музея?
- Там будет полностью сохранен исторический корпус, главное здание музея. Будут проведены работы по его реставрации. Сейчас справа от главного здания есть территория, на которой был ветхий жилой дом. Этот дом расселен и снесен, а территория передана музею. Вот именно на этой территории и будет возведен новый корпус. Таким образом, новая структура музея будет включать отреставрированное здание и новое строение, которое позволит сделать нормальные экспозиционные площади, современные хранилища. Сейчас ведется проектирование. Проект должен сначала пройти экспертизу, в ходе которой, возможно, будут сделаны корректировки, а уже потом мы выйдем на определение подрядчика и производство работ.
- Елена Евгеньевна, в стратегии развития Барнаула как культурной столицы Юга Сибири, в частности, уделено внимание состоянию дел в библиотеках. Библиотекари жалуются на малое количество читателей. Несмотря на наличие разных информационных баз, огромный перечень книг и журналов в библиотеках горожане читают мало. Есть ли у Вас какие-то идеи, как вернуть читателей в библиотеки?
- Я понимаю, что мы находимся в неких глобальных тенденциях. Прикидываться, что их нет, и думать, что мы их изменим коренным образом, смысла нет. Посетителей сайта библиотеки имени В.Я.Шишкова, на котором выставляется большое количество оцифрованных материалов, много. Залы библиотеки же изначально были рассчитаны на другое количество посетителей, поэтому сейчас и пустуют. За последнее десятилетие очереди в библиотеку пропали, ситуация изменилась кардинально. Сами здания библиотек требованиям сегодняшнего дня не отвечают в той мере, в которой хотелось бы. Другой вопрос, что некоторые тенденции развиваются быстрее, чем материальная база, способная их догнать. Хочу отметить, что в концепции, кстати, обозначено строительство нового корпуса краевой библиотеки. Наша задача не просто расширить площади библиотеки, а вообще по-иному ее построить. Знаете, ряд западных библиотек сегодня вообще построены по-другому. Там все настолько автоматизировано, что читатель может получить книгу, не прибегая к помощи ни одного сотрудника. Однако, все, что связано с такими информационными технологиями, достаточно дорого. Приспособить действующие площади, реконструировать и оснастить их таким образом не представляется целесообразным, так как это, возможно, будет даже дороже, чем построить новые площади. Мы планируем сделать нечто подобное в новом здании, однако из-за большого объема требуемых средств это произойдет нескоро. Мы предварительно посчитали, что на эти цели нам необходимо порядка 1 млрд рублей.
- Каков, на Ваш взгляд, сегодня профессиональный уровень работников культуры?
- Давайте говорить честно. Возможности в профессиональной сфере, перспективы профессионального роста совершенно разные на Алтае и где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге. Понятно, что мы не можем предъявлять одинаковые требования к солистам московской филармонии и нашим артистам. Надо ценить человека, работающего в реальных обстоятельствах. Нужно учитывать и интерес публики, возможность гастролировать, приглашать артистов, учитывать уровень вузов. Поэтому я бы сказала, что в тех реальных условиях, в которых работают наши исполнители, они выглядят вполне достойно. Конечно, нам есть к чему стремиться. Неизбежно нужно создавать условия, чтобы творческие амбиции могли реализовываться.Наша задача - делать все возможное, чтобы у людей были нормальные условия работы, чтобы мы могли осуществлять проекты фестивального характера, чтобы сами артисты могли выезжать за пределы края. Я не скажу, что когда-либо нам было стыдно за наши творческие коллективы. К нам приезжали многие делегации, и нередко выступления наших творческих коллективов и исполнителей было на порядок выше.
- Насколько актуален сейчас кадровый вопрос в сфере культуры региона?
- Кадровый вопрос актуален всегда во всех сферах, в том числе и в сфере культуры. Есть обычные проблемы, которые не так просто решить. Конечно, это и старение кадров, проблема жилья, зарплат. Несмотря на это, показатель качественного состава отрасли на фоне СФО считается довольно приличным.
- Елена Евгеньевна, ваше управление комментаторы в Интернете связывают с введением цензуры, когда ваши сотрудники дают советы режиссерам, как им ставить спектакли. Имеется в виду ситуация, когда управлением была внесена корректура в новогодний детский спектакль, а также в спектакль Молодежного театра Алтая "Страх, или Сокровище заколдованного замка". Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Все этоменя это очень смешит. Фантазия некоторых комментаторов просто поражает. Я поясню именно эти две ситуации. Практика и законодательство устанавливают правила игры, по которым в творческий процесс учредитель не вмешивается. Мы не говорим, какого режиссера театру выбрать, мы не указываем, что поставить и какой репертуар сформировать. Это противоречит всякому здравому смыслу. Конкретные ситуации, вокруг которых развернулась полемика в СМИ, касаются особых случаев. В первом случае речь идет о государственном специальном заказе, связанном с проведением губернаторской елки. Там всегда ставится конкретная задача перед режиссером, который приглашается для выполнения заказа. Из года в год в данном случае оговаривается все, начиная от продолжительности спектакля, для какой аудитории он предназначен и так далее. Обязательным является условие, что на приемке спектакля присутствует специальная комиссия, в которую входят педагоги и психологи. После спектакля члены комиссии наблюдают и изучают реакцию зрителей. После этого режиссер и члены комиссии встречаются и обсуждают спектакль и при необходимости вносят в него корректировки. В данном случае корректировки были рекомендованы, и режиссер их тактично внес, к его работе претензий нет. Непонятно, почему режиссер решил поделиться этим документом со всем миром, выложив его в Интернет. Мне это непонятно и, на мой взгляд, это не совсем этично.
Если же говорить о спектакле, который был поставлен в Молодежном театре, то первые показы спектакля я даже не видела. Все началось с жалобы родителей, которая была обоснованна в связи с тем, что содержала в себе требования закона о защите несовершеннолетних от информации. Не отреагировать на справедливые претензии людей мы просто не имели права. Все, что от нас требовало законодательство для урегулирования конфликта, мы сделали. Этот спектакль-притча ориентирован на другой возраст зрителей, и ошибка театра в том, что, следовало более мудро отнестись к построению репертуара в новогодние праздники. Надо учитывать то, зачем люди идут в театр в эти дни: все они идут в театр с детьми, чтобы увидеть что-то позитивное и уйти с праздничным настроением. В данном случае был не совсем корректно сформирован репертуар на новогодний период, но театр быстро сориентировался, скорректировал его. Все желающие посмотреть этот спектакль смогут сделать это в любые другие дни после праздников. Не могу не сказать при этом, что некоторые творческие люди зачастую сами создают ажиотаж в СМИ на пустом месте в целях саморекламы.
- В конце прошлого года в Барнауле была закрыта выставка картин новосибирского художника "Сублимация и мимикрия", что тоже вызвало определенную полемику. Скажите, как Вы вообще относитесь к цензуре в искусстве?
- Не знакома с данной экспозицией, но хочу сказать, чтоесли не знаешь, как действовать – действуй по закону.Есть требования, которые прописаны в законодательстве, а все остальное - это вопрос мнений, точек зрения. Если творческий проект противоречит закону, то, как только информация нам поступает, мы реагируем. Если это требования закона не нарушает, то такого понятия как цензура сейчас не существует. Предполагается, что свой выбор осуществляет зритель - тем, что он либо принимает работу, либо нет. Но ведь не секрет, что зритель может с большей охотой пойти на скандальный и низкопробный спектакль хотя бы из любопытства. Считаю, что нельзя идти на поводу только у зрителя. Вкус тоже нужно формировать. Поэтому там, где мы говорим о государственных площадках (музеи, театры), ненавязчивая и тактичная государственная политика присутствовать должна.