На вопросы агентства "Интерфакс-Сибирь" отвечает известный новосибирский путешественник-экстремал Анатолий Кулик.
Команда сибирских путешественников под руководство А.Кулика в 2006-2007 годах впервые в мире пересекла Индийский океан на надувном парусном катамаране от берегов ОАЭ до Таиланда. Длина маршрута составила 7 тыс. км, команда находилась в пути 60 суток.
- Анатолий, уже в течение двух лет вы проходите кругосветку на надувном судне. Каков очередной этап, насколько он сложный?
- Да, два года назад мы стартовали в Таиланде и прошли уже известным нам путем до Эмиратов. А на следующий год в Средиземное море через Аденский залив мы не пошли, хотя собирались, – там война. Вместо этого отправились в сторону Атлантики вокруг Африки. Прошлый этап путешествия мы закончили на Сейшелах.
Летом этого года планируем пройти на надувном судне вокруг Африки как минимум до Кейптауна. Если все пойдет по плану, то пойдем дальше – через Атлантику до Бразилии, протяженность маршрута порядка 12,5 тыс. км, но в реальности, думаю, он окажется длиннее - где-то тысяч 15. Главное - пройти живыми. Думаю, у нас это получится. Тем более на новом судне.
Вообще, огибание Африки у яхтсменов считается весьма сложным: там как раз встречаются два течения – холодное и теплое, там же зарождаются циклоны. Юг Африки на всех картах мира обозначен как "Мыс бурь" и только в российских картах – как "Мыс доброй надежды". Я уверен, что наша команда справится.
- Когда у вас запланировано новое путешествие и будет ли оно очередным рекордом?
- Такое экстремальное путешествие, которое собираемся предпринять мы, по итогам, думаю, смогло бы войти в Книгу рекордов Гиннеса. Только этим надо кому-то заниматься – ведь на рекорды заявляются и их кто-то фиксирует… А стартуем мы в августе. Идем своей первой командой – со мной будут Юрий Маслобоев из Новосибирска, Павел Гридин из Кемерово и Евгений Ковалевский из Томска, это все участники первой экспедиции 2006 года через Индийский океан. Все - мастера спорта по туризму. Потратим мы на экспедицию где-то месяца 3-4.
- Какое судно у вас будет?
- Я специально для этого путешествия спроектировал новое судно, которое будет сделано из космических материалов. В нем сразу заложено высокая остойчивость, высокие скоростные характеристики. Есть свои ноу-хау. Но все секреты пока рано раскрывать. Скажу только, что мы надеемся увеличить скорость продвижения по океану раза в полтора, а может, и в два. И будем проходить от 300 до 500 км в сутки.
- А почему вы используете в своих путешествиях именно надувные суда?
- Даже на Обском море на надувном судне я могу подойти к любому берегу, а яхта и даже мотолодка – нет. В океане вокруг всех островов рифы - это острые скалы и самая большая опасность для мореплавателей. Из-за рифов яхты не могут подойти близко к очень-очень многим берегам, а я на своем катамаране могу подойти практически к любому берегу, преодолеть риф, подойти вплотную к прибою. Надувное судно - это все же не транспорт для того, чтобы достигать какой-то цели, это и есть собственно цель. Путешествие на легком надувном катамаране само по себе прекрасно!
- Анатолий, последние несколько лет в России развивается такая тенденция, когда в экстремальные путешествия идут состоятельные люди. На ваш взгляд, с чем связана эта мода? Не хватает романтики или экстрима по жизни?
- Им, по-видимому, интересна острота ощущений – наверное, им все приелось уже в обыденной "тусовке", где все можно купить за деньги… Но здесь и другое – на хороший добротный экстрим нужны деньги. У кого они есть, те и ходят.
Я сам хожу в такие походы за иным состоянием и всегда возвращаюсь из каждого путешествия другим. Когда 60 суток в океане, вокруг одни волны, дельфины и летучие рыбки и по 20 суток ты не видишь ни кораблей, ни даже их огней, а только океан… И еще - нет сотового телефона! Это невозможно передать, но это полное единение с миром. Ты начинаешь понимать себя, зачем существуешь, свое место в этом мироздании. Важно это внутреннее переживание такого путешествия.
Сейчас некоторые фирмы отправляют своих сотрудников в подобные путешествия. Недавно проходили по маршруту Мурманск-Архангельск. Шли с людьми, которые вообще не знали, как и что. Прошли маршрут за две недели, хотя предшественники проходили только за 20 дней. Вы бы видели этих молодых бизнесменов – они выросли в своих глазах прямо до небес, вернулись оттуда другими!
- Кстати, если говорить о спонсорской помощи, то насколько она сегодня необходима для такого рода путешествий?
- Понимаете, такие запредельные путешествия – это сегодня очень дорого. Например, себестоимость такого этапа кругосветки, которое задумал я, составляет около 3 млн рублей. Я раньше вкладывал свои деньги, но сейчас не гнушаюсь спонсорской поддержкой. Нужно сказать, что на такое спонсорство сегодня идут охотно - когда есть рекорды, когда имя твое уже знают. И для нас, путешественников, это важно - ведь судно не из дешевых.