На Байкальском экономическом форуме (БЭФ), который пройдет в период с 6 по 9 сентября 2010 года, будут рассмотрены вопросы реализации Стратегии развития Сибирского федерального округа, привлечения инвестиций, формирования современной туристической инфраструктуры, международного взаимодействия. В преддверии форума мы беседуем с первым заместителем председателя правительства Иркутской области Владимиром Игоревичем Пашковым.
- Владимир Игоревич, в июле правительство России утвердило стратегию развития Сибири до 2020 года. Могли бы вы рассказать о ключевых проектах этой стратегии, касающихся Иркутской области?
- При формировании Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года правительство Иркутской области предложило создание на территории региона четырех зон опережающего развития.
Во-первых, это инновационно-технологический кластер на базе промышленных городов юга Иркутской области и крупных научно-образовательных учреждений. В качестве крупных проектов здесь можно отметить создание национально-исследовательских университетов, формирование агротехнопарка, центра нанотехнологий, развитие Байкальской международной бизнес-школы, специализирующейся на подготовке менеджеров международного класса, создание индустриальных технопарков высокотехнологичных материалов, специализирующихся на производстве поликристаллического кремния и биотоплива. В этих целях планируется реализация ряда мероприятий, направленных на улучшение опорной транспортной инфраструктуры - реконструкция аэропорта Иркутска, строительство железнодорожного и автодорожного обходов Иркутска и другие.
Во-вторых, это Байкальская туристско-рекреационная зона, которая будет направлена на развитие лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, приключенческого, делового, этнографического, религиозного, экологического и других видов туризма, а также на реализацию природоохранных мероприятий.
В-третьих, это формирование Братско-Усть-Илимского комплекса, которое будет основываться на развитии металлургического и лесоперерабатывающего комплексов, добыче полезных ископаемых (железной руды, угля, никеля), газо- и нефтепереработки, газохимии. Это потребует модернизации инфраструктуры связи и коммуникации, обеспечения производственных мощностей электроэнергией и газом, а также развития транспортной инфраструктуры.
Еще одной промышленной зоной является Ленско-Ангарское Прибайкалье. В этой зоне выявлены и разведаны значительные запасы различных твердых полезных ископаемых (золото, слюда, калийные соли), а также нефтяные и газовые месторождения. На этой территории будут сконцентрированы инфраструктура и производительные силы, направленные на расширение пропускной способности БАМа и снижение нагрузки на Транссиб.
- Каковы возможности увеличения пропускной способности Транссиба и БАМа в границах Иркутской области? Действительно ли магистрали работают на пределе возможностей?
- Для решения проблемы увеличения пропускной способности Транссиба и БАМа в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включено строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, обход Тайшетского узла, глубокий обход Иркутского узла. К 2030 году, по прогнозным данным, грузооборот возрастет на 70%, пассажирооборот - на 30%. В настоящее время в рамках инвестиционной программы ОАО "РЖД" проводятся мероприятия по реконструкции станций и разъездов.
- Развитие транспортной инфраструктуры станет одним из основных вопросов, обсуждаемых на БЭФе. Каково место Иркутской области в современной транспортно-логистической системе России? К чему, с Вашей точки зрения, следует стремиться, и что мешает становлению Иркутска как крупного мультимодального узла?
- На сегодняшний день основные логистические центры сконцентрированы в центральной части страны. Этот факт значительно влияет на ценообразование товаров в Сибири. Цены на комплексные товары народного потребления существенно выше, чем в европейской части. Сейчас сложилась такая ситуация: товар из Китая доставляют в Москву, там проводят таможенную очистку, формируют средние и мелкие партии и только потом отправляют в регионы страны, в том числе в Иркутскую область. Конечно, цена на товары от дополнительных перевозок становится намного выше, что негативно влияет на развитие региона и на уровень качества жизни населения. С этим же связано желание многих жителей Иркутской области переехать в европейскую часть России.
В рамках Байкальского экономического форума планируется проведение международной конференции "Европа-Россия-АТР: развитие транспортной инфраструктуры". Ее основными темами станут реализация проектов по строительству и модернизации железнодорожной инфраструктуры евроазиатских транспортных коридоров, трубопроводный транспорт, строительство мультимодальных логистических комплексов. Предполагается рассмотрение проекта создания Байкальского международного транспортно-логистического центра для обеспечения реализации транзитного потенциала России в глобальной системе Евроазиатских международных транспортных коридоров.
Иркутская область обладает большим транспортным потенциалом. В регионе расположены два крупных аэропорта (в Иркутске и Братске), через нее проходят Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали, а в период навигации есть надежное речное сообщение. Кроме того, в Приангарье находится крупнейший речной порт страны – Осетровский, который является основным транспортным узлом в поставке продукции на север Иркутской области и в республику Саха.
Иркутск может стать центром транспортных потоков на Востоке нашей страны, если будут выполнены два основных условия. Во-первых, нужна единая таможенная политика, когда стоимость таможенной очистки груза будет одинаковой по всей стране. В этом случае начнет работать экономический механизм, и к нашему региону проявят внимание как инвесторы, так и перевозчики. Во-вторых, необходимо создать логистическую инфраструктуру нового поколения, ведь чтобы привезти груз, недостаточно провести его таможенное оформление, - необходимы современные склады с системами обработки и распределения товаров.
- В последнее время мало говорится о строительстве нового аэропорта в Иркутске. На каком этапе находится этот проект? Найден ли инвестор?
- В настоящее время ведутся переговоры с крупными инвесторами по строительству нового аэропорта.
- Известно, что на БЭФе Иркутская область предполагает выступить с инициативой формирования единого туристического центра "Байкал-Хубсугул". В чем необходимость формирования этого центра? Почему возникла необходимость сотрудничества с Монголией? Неужели самого по себе Байкала недостаточно?
- Речь идет не о "центре", а о международном трансграничном проекте "Байкал- Хубсугул". Данный проект создает единое туристское пространство между Байкалом и Хубсугулом и позволяет расширить взаимные связи сразу трем территориям - Иркутской области, республике Бурятия и Монголии.
Все условия для внедрения в жизнь этого проекта имеются: сложившиеся турпотоки по этому направлению, наличие необходимой туристской и базовой инфраструктуры на Байкале и Хубсугуле, имеется международный аэропорт в монгольском городе Мурэн.
Монголия принимает около 400 тысяч иностранных туристов, треть из них стремятся побывать на Байкале. То есть, до 130 тыс. человек могут быть потенциальными туристами на Байкале.
В последнее время наблюдается положительная динамика прибытия монгольских туристов в Иркутскую область. По данным управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, в 2009 году количество монгольских туристов составило 3,5 тыс. человек, это на 17% больше, чем прошлом году.
Но основным препятствием для реализации проекта "Байкал-Хубсугул" является то, что автомобильный пункт пропуска "Монды" на сегодняшний день имеет статус двустороннего, через который не имеют права проходить граждане других иностранных государств. Оснащение пункта пропуска технологическим оборудованием и техническими средствами не соответствует требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска через государственную границу РФ. Это препятствует реализации туристического проекта "Байкал-Хубсугул" как международного.
В рамках круглого стола в сентябре мы планируем обсудить вопросы сотрудничества в сфере туризма, а также предложения по решению проблем, препятствующих этому развитию.
- Как продвигается реализация проекта ОЭЗ "Ворота Байкала"? Какие преграды стоят на пути его развития?
- С целью учета всех преимуществ регионального потенциала и развития туристической отрасли правительством области была представлена заявка в Минэкономразвития на включение в границы ОЭЗ дополнительных участков в Слюдянском районе.
Минэкономразвития России приняло по заявку положительное решение, и федеральными министерствами согласован проект постановления правительства РФ, который предусматривает создание ОЭЗ на территории Слюдянского района. В настоящее время проект постановления находится на рассмотрении в правительстве РФ.
- Можете ли Вы назвать сроки, когда в ОЭЗ начнут работать первые резиденты? Когда можно будет сказать, что ОЭЗ полностью заработала?
- Реализация проекта создания ОЭЗ в Слюдянском районе предполагает создание туристических комплексов высокого класса, обеспечивающих комфортный, доступный и разнообразный отдых как для туристов из других стран и регионов РФ, так и для жителей области.
Правительством Иркутской области ведется работа по привлечению как российских, так и зарубежных инвесторов - резидентов ОЭЗ. После согласования проекта постановления правительства России работа по привлечению инвесторов перейдет в активную фазу. Одним из основных потенциальный резидентов ОЭЗ ТРТ является ООО "Байкальский горнолыжный курорт "Гора Соболиная", ОАО "Группа "Илим", Иркутское казачье войско.
- Как коррелируется развитие туристической инфраструктуры Прибайкалья с работой Байкальского ЦБК?
- Город Байкальск имеет значительный туристический потенциал и является привлекательным местом для отдыха российских и иностранных туристов. Он расположен в живописном месте на берегу Байкала, имеет удобное географическое расположение, мягкие природно-климатические условия, что не характерно для суровой сибирской зимы. Температура зимой не опускается ниже минус 20 градусов. Хорошая инфраструктурная доступность, наличие магистральных железной и автомобильной дорог, близость к городу Иркутску и международному аэропорту определяют благоприятные перспективы развития города как туристско-рекреационного центра.
Одним из крупных и популярных инфраструктурных объектов является горнолыжный курорт "Гора Соболиная". Пропускная способность горнолыжной базы в настоящее время - 3-5 тыс. человек в день, туристический поток в 2009 году составил около 100 тыс. человек, в основном, это жители города Иркутска и гости из ближайших регионов. В настоящее время курорт развивается, расширяется и модернизируется. Также имеется интересный для реализации в Байкальске инвестиционный проект музейно-туристического комплекса "Казачий острог".
За счет развития такого перспективного направления, как туризм, формирования необходимой туристской инфраструктуры, реализации инвестиционных проектов и привлечения инвестиций - возможна стабилизация социально-экономического развития Байкальска.
- Сохраняет ли, по Вашей информации, БЦБК планы в сентябре-октябре запустить второй поток варки целлюлозы?
- В соответствии с корректировками, внесенными в производственную программу комбината, в 2010 году предприятие планирует выпуск целлюлозы одним потоком, объем производства составит 41,3 тыс. тонн товарной целлюлозы. По состоянию на 1 августа 2010 года выпущено 11,6 тыс. тонн целлюлозы. Второй поток варки целлюлозы предусмотрен с 2011 года.
- Когда предполагается полностью перевести комбинат на замкнутый водооборот?
- По информации председателя совета директоров ООО "Инвестиционная компания КонтинентальИнвест" Николая Макарова, переход на замкнутый цикл производства возможен поэтапно, и для этого требуется техническое перевооружение предприятия. Полностью перевести комбинат на замкнутый водооборот возможно к концу 2013 года.
- Дайте, пожалуйста, оценку решению отдельных кредиторов БЦБК инициировать на комбинате процедуру конкурсного производства.
- В случае введения на комбинате конкурсного производства, вероятнее всего, деятельность комбината будет остановлена. Активы предприятия будут реализованы с целью погашения кредиторской задолженности. Одномоментно 1,5 тыс. жителей Байкальска останутся без работы и без средств к существованию.
Конкурсное производство не позволит реализовать менеджменту ОАО "БЦБК" программу модернизации производства, в том числе природоохранные мероприятия. Вопрос ликвидации отходов, образовавшихся в результате деятельности комбината, государству придется решать самостоятельно, а утилизация отходов оценивается в порядка $300 млн.
Кроме того, БЦБК - это опасный производственный объект. В соответствии с действующим законодательством, в случае принятия решения о ликвидации предприятия необходимо положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на ликвидацию. При его отсутствии говорить о законном закрытии комбината невозможно.
Правительство Иркутской области будет поддерживать то решение, которое позволит поддержать стабильную социально-экономическую ситуации в Байкальске при соблюдении экологической безопасности, а в настоящее время этим решением является введение на комбинате процедуры внешнего управления.
- Как правительство Иркутской области видит дальнейшее развитие проекта разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения? Считаете ли Вы обоснованными упреки менеджмента ОАО "РУСИА Петролиум" в том, что у властей отсутствует единая позиция относительно будущего Ковыкты?
- Согласно федеральному закону "О недрах", Ковыктинское месторождение является участком недр федерального значения. Следовательно, полномочия по определению и реализации политики недропользования, определению стратегии использования минерально-сырьевой базы относятся к компетенции федеральных органов власти.
- Согласны ли Вы на уменьшение доли участия правительства области в уставном капитале "РУСИА Петролеум" в случае, если будет предложен вариант допэмиссии в целях выхода из процедуры банкротства?
- Главная задача органов государственной власти заключается в том, чтобы предприятия, хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Иркутской области, независимо от форм собственности, осуществляли хозяйственную деятельность, обеспечивая наполняемость областного бюджета соответствующими налоговыми поступлениями, обеспечивали создание рабочих мест, и, тем самым, вносили положительный вклад в социально-экономическое развитие региона. Решение этой задачи связано с реальным функционированием предприятия и не зависит от размера пакета акций, принадлежащих субъекту федерации.
- На какие объемы потребления газа Иркутская область рассчитывает в 2010, 2013, 2020 годах - каков реалистичный план? Какова роль Ковыкты в удовлетворении этих потребностей? Какова роль Чиканского месторождения?
- Корректировкой генеральной схемы, выполненной ОАО "Газпром" и одобренной правительством Иркутской области в 2009 году, предусматривается формирование четырех центров газодобычи: Южного, Братского, Усть-Кутско-Киренского и Северного. Наибольшее значение для экономики Иркутской области имеет развитие Южного центра, формируемого на базе Ковыктинской группы месторождений (Ковыктинского и Чиканского ГКМ), Бохонского, Южно-Иркутского, Оекского, Бельского, Нукутского и Заларинского лицензионных участков.
Южный центр газодобычи ориентирован, в первую очередь, на развитие промышленного потенциала региона. Газ Южного центра должен стать сырьем для газоперерабатывающих и газохимических производств, которые планируется создать на базе ОАО "Саянскхимпласт" и Ангарского промышленного узла.
Кроме того, развитие Южного центра газодобычи дает ресурсный потенциал для формирования газовой энергетики как больших, так и малых мощностей, на наиболее густозаселенной территории Иркутской области. Из наиболее значимых проектов, обоснованных к реализации, следует выделить строительство ряда газотурбинных установок в Иркутске суммарной установленной мощностью 300-400 МВт.
В соответствии с корректировкой Генеральной схемы газоснабжения и газификации Иркутской области, развитие Южного центра газодобычи начинается с вовлечения в разработку Чиканского месторождения. По мере выработки запасов газа на Чиканском месторождении, рост спроса на газ, при условии решения проблемы утилизации гелия, с 2020 года планируется удовлетворять за счет ввода в промышленную эксплуатацию Ковыктинского месторождения.
Правительством Иркутской области сформирован баланс потребления газа с разбивкой по годам (до 2015 года) и по группам потребителей. Объемы потребления газа по Южному центру газодобычи составят в 2013 году - 968 млн куб. м, а в 2015 году - 2 млрд 831 млн куб. м.
- Каков ожидаемый объем инвестиций в Иркутскую область по итогам 2010 года? Какова динамика относительно 2009 года? Каков прогноз на 2011 год?
- Ожидаемый объем инвестиций в основной капитал по итогам 2010 года составляет порядка 110 млрд рублей. За первое полугодие 2010 года объем инвестиций в основной капитал составил 33,6 млрд рублей, снижение по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составило 30%.
Ожидаемый рост объема инвестиций в 2010 году обусловлен планами организаций по увеличению финансирования инвестиционных проектов, а также с продолжением реализации инвестиционных проектов, находящихся в активной стадии реализации.
В этом году группа "Илим" приступила к реализации проекта по строительству нового целлюлозного завода в Братске. Вместе с тем, успешно реализуется проект группы "Нитол" по строительству производственного комплекса поликристаллического кремния мощностью 5 тыс. тонн в год и моносилана мощностью 200 тонн в год на базе ООО "Усолье-Сибирский силикон" и ООО "Усольехимпром".
Продолжается реализация крупномасштабного инвестиционного проекта ОАО "Верхнечонскнефтегаз" по разработке Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения.
Иркутская нефтяная компания продолжает проект по обустройству Ярактинского месторождения, в среднесрочной перспективе планируется реализация инвестиционных проектов по разработке Даниловского и Марковского месторождений.
Прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал в 2011 году составляет 125 млрд рублей, или 100,3% к соответствующему периоду 2010 года.