- Виктор Александрович, чего Вы ждете от предстоящего Красноярского экономического форума?
- Думаю, на форуме-2012 мы будем акцентировать внимание участников на проблемах и механизмах ускорения развития сибирских регионов. Мы не столько будем говорить об инфраструктурных и инвестиционных проектах, сколько об инструментах, которые позволят сделать для инвесторов, экономики, предпринимательства регионы Сибири более привлекательными, перспективными, более подготовленными площадками, где нужно развивать экономику.
Мы убеждены, что уповать только на ресурсный потенциал Сибири малопродуктивно. Опираясь на этот ресурсный, в частности энергетический потенциал, на крупные города и городские агломерации, которых у нас немало, на выгодное географическое положение по отношению к быстрорастущим рынкам стран Юго-восточной Азии и Китая, Центральной Азии, мы должны серьезно обновить механизмы, которые делают Сибирь привлекательной для инвесторов.
При этом необходимо качественно улучшить инвестиционный процесс в макрорегионе, в субъектах федерации Сибири. Мы должны повысить социальную привлекательность, потому что при любых капиталовложениях именно социальный, человеческий фактор играет важную роль. Поэтому нужно развивать транспортную инфраструктуру, строить много жилья.
То есть мы должны научиться сочетать социальные интересы граждан, интересы инвестиционные, геополитические, и в этом сочетании найти более точные механизмы дополнительного стимулирования живущих здесь людей и инвесторов, предпринимателей на активизацию всей жизнедеятельности в регионах Сибири.
- Задача сделать Сибирь более привлекательной ставится не первый год и, наверное, даже не первый десяток лет. Есть ли какие-то новые подходы к ее решению?
- Задачи ставились и в советский период, и в 90-е годы прошлого века, и сейчас решаются в разных государственных институтах, не только институтом полпредства.
Мы многие годы делали достаточно серьезный акцент на формирование программ развития с тем, чтобы ответить на вопросы, как развивать Сибирь и что здесь строить.
В 2000-е годы реализовывались проекты по совершенствованию транспортной инфраструктуры, были возведены новые энергетические объекты, строились линии электропередачи, в 2012 году будем сдавать первые энергоблоки Богучанской ГЭС.
В это время была сдана дорога Чита - Хабаровск, развивались железнодорожные узлы и аэропорты.
Именно в 2000-е годы начинается бурное освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири - это и Красноярский край, и Иркутская область, и соседняя Якутия, создаются новые трубопроводные системы. Сейчас это крупные налогоплательщики, и, например, бюджет Красноярского края уже трудно представить без Ванкора, без нефтяников.
Были приняты специальные решения и по развитию отдельных регионов Сибири, в частности в рамках программы по Дальнему Востоку и Прибайкалью, было много прямых капиталовложений федерального бюджета. Были созданы экономические институты, сибирский филиал Внешэкономбанка, который помогает разрабатывать и запускать проекты.
С началом строительства железной дороги Кызыл - Курагино запущен процесс освоения природных богатств и формирования нового экономического уклада Тувы, определены и частные, и государственные инвесторы, которые эту инфраструктуру будут создавать.
Однако в 2000-е годы мы еще не могли в полной мере ставить задачу создания в Сибири особых зон развития, стимулирующих режимов работы для экономики, для инвесторов. Необходимо было преодолеть последствия предшествующего десятилетия, когда разные внутренние оффшоры, разные льготы и режимы разбалансировали экономику и скорее порождали теневые процессы, чем ускоряли стратегическое развитие. Тем не менее, были приняты некоторые решения, которые открыли возможность думать и работать в этом направлении.
Именно в Сибири стартовал проект создания технопарка. И технопарки в сибирских регионах уже появились, причем они у нас развиваются быстрее, чем во многих других субъектах Федерации. Технико-внедренческая ОЭЗ в Томске является одной из лучших в стране.
В Сибири мы ставим задачу, и соответствующее предложение направлено в правительство РФ, чтобы каждый регион округа мог предложить создание своей зоны развития с особыми налоговыми режимами. Это позволит заблаговременно дать сигнал инвестору, что в этих территориях можно будет эффективней налаживать новое производство, создавать новую индустриальную экономику, новые рабочие места.
Мы добились того, что практически во всех регионах применяются региональные налоговые стимулы: льготы по налогам на имущество, на землю, выделяют специальные субсидии, компенсирующие капитальные вложения. Стали распространенными региональные государственные фонды развития и гарантийные фонды.
Эту практику мы активно обобщаем и предлагаем, чтобы именно для регионов Сибири, где такие зоны будут создаваться, были введены некоторые повышающие коэффициенты, поскольку федеральные целевые программы рассчитываются, исходя из численности населения, а оно в Сибири не так велико.
Мы говорим - давайте введем некоторый повышающий коэффициент в зависимости от значимости экономических зон в наших регионах, чтобы быстрее, опережающими темпами в Сибири строилось новое и ремонтировалось старое жилье, реализовывались проекты в здравоохранении, в образовании, чтобы качество жизни повышалось.
Мы понимаем, что базовым принципом остается единство налоговой системы, единство всех налоговых режимов, законодательной базы, однако нам чрезвычайно важно ускорение инвестиционного процесса, и в Сибири есть все объективные условия для этого.
На федеральном уровне реализован подход субсидирования авиаперевозок из дальних регионов в столицу и центр России. Мы работаем над программой развития авиационного сообщения внутри нашего макрорегиона, потому что без транспортной мобильности, транспортных коммуникаций, транспортных коридоров нельзя говорить о привлечении ни инвесторов, ни населения.
Есть крупные программы и проекты, природные ресурсы, которые привлекательны для инвесторов и ведут за собой высокотехнологичное производство. Если добывается нефть и газ, то появляется потребность в нефтегазохимии, если добываем рудные материалы, то появляются металлургические переделы, основанные на современных технологиях с применением высокоточного оборудования и продукции машиностроения.
Коль скоро развивается производство, должна развиваться и транспортная инфраструктура, подготовка кадров, здесь все взаимосвязано.
Поэтому, на наш взгляд, сейчас не очень продуктивно обновлять программы, определять, что именно строить. Инвестиционные программы появляются одна за другой, это процесс непрерывный, но крайне важно найти универсальный механизм, который налоговыми и социальными режимами поможет привлекать в Сибирь больше инвестиций, ускорять обновление экономики и формирование новой экономики.
- Ваш предстоящий визит на Красноярский экономический форум не первый. Какие из предыдущих форумов вам запомнились и чем?
- Красноярский экономический форум, на мой взгляд, весьма результативный. И показателем этого служат договоренности, которых достигают инвесторы во время дискуссий, "круглых столов", и те соглашения, которые подписываются как во время работы форума, так и после его завершения.
В работе каждого Красноярского форума появляется что-то новое. И предыдущие, и прошлогодний форум мне запомнились некоторыми новыми элементами программы, новыми задачами, которые участники старались решить.
Была интересная экспозиция инфраструктурных, производственных, экономических и научных проектов по развитию городов и городских поселений. Эта выставка стала местом взаимодействия и общения органов власти между собой, органов власти с инвестиционными и промышленными компаниями.
Мне запомнилась дискуссия, специальный "круглый стол", который мы проводили с молодежными лидерами. В той встрече участвовали представители юга России и регионов Сибири. Они были не просто пассивными потребителями информации - они обсуждали свои предложения и проекты, которые влияют не только на жизнь молодежи, но и на решение главных стратегических задач развития.
Очень важно, чтобы обсуждение экономических, инвестиционных проблем способствовало максимальной активизации социума, привлечению новых лидеров, привносило образовательные моменты. Экономические проблемы и инвестиционные проекты обсуждаются на многих площадках, этим занимаются многие профессиональные участники рынка, но важно привлечь к обсуждению этих проблем молодежь.
Запомнилась и дискуссия разных участников форума: руководителей регионов, ученых, экспертов, представителей крупных компаний и различных видов бизнеса. Не было повестки, просто была задача - предложить или высказать, что ты считаешь самым главным, что наболело. И ведущий "круглого стола", главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев разговорил самых разных людей.
Конечно, были и достаточно экстравагантные предложения, но было интересно, потому что все происходило без "заорганизованности" - никаких штампов, никаких внутренних ограничений, которые часто присутствуют на таких обсуждениях и дискуссиях. Было интересно послушать неравнодушных и опытных, образованных профессиональных людей по самым разным проблемам развития общества, государства, экономики Сибири.
Тоже интересной, полезной в памяти осталась активная, энергичная дискуссия, которую вели ученые, эксперты, ректоры многих университетов страны, говоря о проблемах образования, об инновационном предпринимательстве, о взаимодействии и связях науки, образования и экономики. Этот разговор мы потом трансформировали в предложения в адрес федеральных ведомств и регионов.
Важно и то, что форум инициировал очень большую работу. Помню, в продолжение дискуссий на форуме я еще в течение нескольких месяцев проводил много совещаний и "круглых столов", вовлекая в орбиту этих обсуждений как можно больше специалистов и экспертов. В общем, резонанс, последствия форума тоже были интересными, и я с нетерпением жду форума этого года.
- Какое место, на Ваш взгляд, занимает Красноярский экономический форум среди других российских форумов?
- Форумов, действительно, много, и Красноярский экономический форум имеет общероссийский масштаб и значение, он сопоставим с Санкт-Петербургским и Сочинским форумами.
Форум в Красноярске, в центре Сибири, решает очень интересные задачи, привлекает много инвесторов, потому что для отечественных и зарубежных инвесторов важны крупные проекты, важна быстрая окупаемость. И, как правило, в производственных сферах, связанных с энергетикой, транспортом, добывающей промышленностью требуются большие разовые капиталовложения, но получается достаточно масштабная, быстрая и емкая отдача.
Часто слышу от инвесторов - ну да, проектов много, но они небольшие, нам бы… И тут мы показываем проекты сибирские: железная дорога Кызыл - Курагино, крупный аэропорт, нефтегазоперерабатывающий завод, хранилище гелия, мощный лесоперерабатывающий комплекс. У нас в регионах расчетные лесосеки исчисляются десятками миллионов кубометров.
Богатства Сибири, прямые выходы из Сибири на огромный рынок Китая - это привлекательные конкурентные преимущества, и по-особому о развитии Сибири логично говорить в самой Сибири, на Красноярском экономическом форуме. Это универсальная площадка, где мы рассматриваем крупные масштабные проблемы мирового и российского масштаба. И то, что это органично трансформируется в проблемы развития макрорегиона Сибири, очень интересного для отечественных и зарубежных инвесторов, политиков, политологов, ученых, экспертов, я думаю, придает дополнительное значение этому форуму.