В ближайшем будущем думе Томска предстоит решить массу важных для города вопросов, касающихся общественного электротранспорта, безопасности в школах, налогообложения. О том, как город живет сейчас и что его ждет в будущем, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" спикер городской думы Сергей Панов.
- Сергей Юрьевич, первым хотелось бы задать вопрос о газификации. Как в городе обстоят дела сейчас, что планируется сделать в данном направлении в 2018 году?
- Вопрос газификации - крайне сложный для Томска. Как вы знаете, городские объекты включены в областную программу газификации. Имеется соглашение, по которому финансирование строительства осуществляется в пропорции: 25% из муниципального бюджета, 75% - из регионального бюджета. В прошлом году в губернаторском отчете прозвучало, что Томская область направила на газификацию 5 млрд рублей, из которых 3 млрд рублей выделил "Газпром", а 2 млрд рублей - бюджет региона. Это значительная сумма, но она выделялась на всю Томскую область. У нас в регионе большие расстояния между населенными пунктами, задачи по газификации отдаленных населенных пунктов стоят не менее остро, чем в областном центре, и приоритет отдавался им.
Последние два года мы предусматривали в муниципальном бюджете свою часть расходов, но, откровенно говоря, дело буксовало, потому что средств из областного бюджета не выделялось.
Тем не менее, в конце 2017 года вопрос вновь подняли на публичных слушаниях, после чего мы провели дополнительные консультации с областью, и губернатор нас поддержал, деньги на газификацию Томска были выделены. Речь идет о 40 млн рублей, они уже заложены в бюджете: 10 млн рублей в бюджете Томска и 30 млн рублей - в бюджете области. Их направят на газификацию поселка Сосновый Бор.
На февральском собрании гордумы мы приняли решение обратиться к областной власти и к губернатору по вопросу дальнейшей газификации Томска. В городском бюджете заложено еще 20 млн рублей на газификацию села Дзержинское, от области потребуется около 60 млн рублей. Считаю, что именно так муниципалитеты должны свою позицию отстаивать. Всего мы со своей стороны сделали проекты газификации на 400 млн рублей – дело за деньгами.
- Когда планируется газифицировать Сосновый Бор и Дзержинское?
- В Сосновом Бору до конца года все работы будут выполнены. По Дзержинскому мы у себя в бюджете уже предусмотрели средства, и пусть газификация там случится не в 2018 году, но если областные власти смогут изыскать свою часть софинансирования, то село может попасть в планы на следующий год.
Помимо названных поселков актуальна тема газификации района Спичфабрика, где около 500 домовладений топятся углем. Кто хоть раз топил печь углем в такие суровые зимы, как у нас, тот знает, какой это колоссальный труд. Особенно если в семье нет мужчины. Чтобы топить печь углем, надо, как минимум, два раза в сутки чистить ее от золы и заправлять заново, а сам уголь приходится таскать ведрами. Это сложнейшая социальная проблема, мы должны решить ее в кратчайшие сроки.
- В минувшем году, да и в начале нынешнего в гордуму поступило несколько инициатив от городской администрации, которые не нашли одобрения у депутатов. Речь идет о запретах публичных мероприятий на Новособорной площади и запрете кататься там же на велосипедах и гироскутерах. В чем причина?
- По поводу площади Новособорной и раньше было много скандальных вопросов, начиная от строительства православной часовни и заканчивая реконструкцией самой площади. Ситуация и так была непростая. И после бурной реакции на новую инициативу со стороны СМИ и горожан планы были отозваны.
- В 2017 году в Томске прошла масштабная кампания по дорожному ремонту, в 2018 году будет еще более грандиозная. Год от года качество ремонта повышается, но кое-какие "шероховатости" остаются. Планируется ли контроль дорожного ремонта со стороны городской думы?
- Я уверен, что на наших центральных улицах мы дорожную кампанию проведем с минимальными "шероховатостями". На этих участках в прошлые годы мы набили уже много "шишек", после чего показали подрядчикам и субподрядчикам, что если они будут плевать на качество, то мы найдем способ, как заставить их переделать всю работу.
Ремонт центральных дорог - это колоссальная ответственность для компании, которая желает заработать деньги, но в случае нарушений дохода она может и не получить. Пример Учебной улицы, где были нарушения по качеству и срокам ремонта, в этом плане очень показательный. Тогда впервые в истории города подрядчик был жестко поставлен на место и был вынужден полностью поменять слой асфальта. К тому же публично шла длинная претензионная работа, подрядчик понес и репутационный ущерб. Я надеюсь, что в этот раз на центральных улицах такого больше не произойдет.
Более того, городская власть стала более четко писать техническое задание: что должно быть сделано на той или иной дороге, что у нас с бордюрным камнем, что у нас с коммуникациями; как синхронизировать работу с коммунальными службами, чтобы не перекапывать, как это у нас случалось на улице Белинского.
У меня большее опасение вызывают внутриквартальные проезды. В прошлом году мелкие подрядные организации в конкурентной борьбе набрали объектов, а необходимой техники у них не оказалось, как, собственно, и оборотных средств. Поэтому по некоторым улицам были вынуждены класть асфальт уже поздней осенью. Хорошо хоть не на снег. Успели все сделать, так как включили административный ресурс. А если бы не успели сделать, то часть федеральных средств ушла бы назад, и на 2018 год дали бы меньше. Поэтому работы по дорожному ремонту надо планировать очень четко, отдельно обсуждать работы с подрядчиками, просить их рассчитывать свои силы перед участием в конкурсных процедурах, чтобы потом не заносить их в список недобросовестных.
- В Томске внедрили интересный механизм, который позволяет сохранить и восстановить объекты деревянного зодчества - сдача в аренду предпринимателям за 1 рубль. Но процесс идет медленно. Как вы считаете, есть ли еще какой-то способ спасения исторических деревянных зданий?
- В Томске много красивых домов, которые хорошо сохранились, но им нужно соответствующее обслуживание. Сейчас людям, живущим в исторических деревянных домах, не хватает средств, чтобы сохранить ценную резьбу, покрасить ее, обработать надлежащим образом. Не говоря уже об инженерном обслуживании. В результате дома потихоньку стареют.
Объезжая погибающие дома, мы понимаем, что в муниципалитете должен быть создан специальный орган, который объединит всех участников процесса сохранения и восстановления исторических деревянных построек - и подрядчиков, и специалистов-реставраторов. В свое время и мэр говорил о необходимости такого органа, но, к сожалению, пока мы не дошли до этого.
У нас очень много памятников, но они разбросаны по разным частям города. Поэтому считаю, что можно восстановить отдельные улицы, как, например, Татарскую, Бакунина, Кузнецова, чтобы там было красиво и не пахло канализацией.
Также нужно найти правовой механизм передачи восстановленных домов в собственность. Не в аренду на 49 лет, как сейчас, а именно в собственность. Чтобы человек вложился в каждый квадратный метр своего дома. Безусловно, необходимо в договоре записать, что дом должен остаться деревянным зодчеством. Но передачей в собственность мы точно сможем привлечь инвестора, он сможет даже сделать в таком доме фамильное гнездо. В нынешней ситуации многие боятся, что придет новый мэр и порвет все арендные договоры, поэтому только передача в собственность сможет дать инвестору гарантии.
- В последнее время много говорится о необходимости строительства в Томске ледовой арены. Обсуждались ли какие-то определенные площадки, где такое спортивное сооружение могло бы появиться?
- Считаю, что надо мыслить чуть дальше ледовой арены. Было бы правильно, если бы у нас появилась целая спортивная деревня - комплекс зданий, которые по функционалу друг друга дополняют. Такие комплексы сегодня делаются универсальными - в бассейнах есть спортзалы, ледовые арены могут использоваться не только для зимних видов спорта. С планированием такой спортивной деревни мы сможем претендовать на проведение, например, Универсиады. В 2019 году Универсиаду будет принимать Красноярск. А чем Томск хуже с точки зрения современных объектов? Думаю, надо поставить себе такую амбициозную цель и к ней идти. Это реализуемо.
Томск часто становится центром проведения крупных мероприятий, в спорте мы должны быть тоже в первых рядах.
На генплане площадки под спортобъекты уже зарезервированы, надо их развивать, и мы действительно сможем принимать серьезные соревнования. В Томске построили один из самых современных в стране бассейнов. Недалеко от него есть спорткомплекс "Кедр" и легкоатлетический манеж "Гармония". В этом же районе строится большой жилой микрорайон, где также есть большая площадка под возведение спортобъектов. Все эти сооружения могут стать частью большой спортивной деревни.
Еще очень важный момент - надо определиться, какой комплекс спортивных объектов сможет быть максимально востребованным в будущем. Есть объекты, построенные для проведения Олимпийских игр, которые стоят потом невостребованными. Обратный пример - Сочи, где построили многофункциональную деревню, которая продолжает привлекать людей. Посмотрим, как Красноярск в 2019 году себя покажет. Наверняка они смогут сделать все хорошо, но я верю, что Томск сможет сделать лучше.
- По инициативе городских депутатов в 2017 году открыли первую в городе площадку для выгула собак. Оказалась ли она востребованной, и есть ли смысл строить еще такие же объекты?
- Сейчас мест для выгула не так много, как многим хотелось бы. Мы, насколько смогли, этот вопрос отрегулировали в правилах благоустройства. У нас есть рекреационные зоны, где можно гулять с собаками. Можно открыть атлас города на сайте горадминистрации, найти рекреационные зоны Р-1 и Р-2, например, Михайловскую рощу. Есть исключения, где гулять нельзя: Буфф-сад, Новособорная площадь, Лагерный сад. Поэтому надо донести информацию до людей о местах, где можно гулять с питомцем, вешать на входах в парки и скверы знаки, разрешающие или запрещающие выгул собак.
Вместе с тем, в Правилах благоустройства записано, что собака в таких местах должна быть в наморднике, у хозяина с собой должен быть мешочек и совочек. Если у человека этого нет, то его можно привлечь к ответственности, этим занимается санитарная милиция. Мы сейчас в начале пути - санитарная милиция следит в первую очередь за фасадами, расклейкой объявлений. Но если туда обратятся граждане и пожалуются на нарушение при выгуле собаки, хозяина оштрафуют. После этого надо пару раз об этом рассказать в СМИ, и в следующий раз человек не захочет нарушать. Проведу параллель: раньше люди мусор выкидывали куда попало, создавая стихийные свалки. Теперь такие свалки - большая редкость.
Еще одна острая тема, касающаяся животных - бродячие собаки. К счастью в городе успешно и гуманно решается вопрос с бродячими собаками, заработала организация "Верный друг". Жалоб на бродячих животных стало гораздо меньше - если в прошлые годы регистрировали больше 1 тыс. сообщений от населения, то в 2017 году - только 53.
- Много шума наделала инициатива мэрии отказаться от троллейбусов. Недавно Трамвайно-троллейбусное управление (ТТУ) представило программу развития, но она не дала четкого ответа на вопрос, сохранится ли этот вид транспорта.
- Этот вопрос недавно обсуждался в думе, и все ожидали, что горадминистрация будет жестко настаивать на отказе от этого вида транспорта. Но здравый смысл возобладал, всем пришло понимание, что нельзя просто взять и по щелчку пальцев "убить" троллейбусы. Да, этот вид транспорта является нерентабельным, на ТТУ выделяется 250 млн рублей субсидий в год. Но разве можно взять и выключить троллейбусы из маршрутной сети и поставить вместо них автобусы на газомоторе? А за чей счет мы будем приобретать эти автобусы? Сколько их должно быть? А не выдавят ли они маршруты, которые уже разыграны на аукционах? Если какие-то изменения и делать, то они должны быть синхронизированы с существующей маршрутной сетью.
Кроме того, необходимо решать проблему транспортной доступности новостроек - у нас есть новые многоэтажки, от которых до ближайшей остановки нужно идти пешком 20 минут. У нас разрастаются поселки, и, например, жители поселка Родионово долгое время бьются за транспортную доступность. То есть на сегодня маршрутная сеть не охватывает весь город.
Еще один момент: "транспортный вопрос" в Томске нужно решать комплексно. К примеру, ввести единый электронный билет. Современные города идут по пути, когда весь пассажирский транспорт увязывается друг с другом, и человек, покупая единый билет, едет с ним до места назначения. Не важно, троллейбус это или автобус, человек сам себе выберет экономный вариант передвижения. Наша задача - сделать так, чтобы транспортные потоки дублировали себя в меньшей степени, так как есть троллейбусы и трамваи, которые одномоментно могут вывезти много людей. Баланс должны определять специалисты.
- Сергей Юрьевич, вы были инициатором идеи обеспечения охраны учебных заведений за счет бюджета города. Есть ли подвижки по этому вопросу?
- Мы рассмотрели случаи, которые произошли не так давно по стране, ведь лучше учиться на чужих ошибках. Сейчас в Томске есть системы безопасности: видеонаблюдение и турникеты. Они реально работают. Официально информацию нам не передают, но мы знаем, что увеличилась раскрываемость правонарушений не только внутри школ, но и возле учебных заведений. К примеру, речь идет об автомобильных кражах.
Другой вопрос - обезопасили ли мы школы от прихода постороннего человека? Пусть даже это бывший выпускник, но он - человек с улицы. У нас сейчас такую функцию выполняют турникеты и вахтеры, сторожа, дежурный персонал. Во многих школах нет профессионального охранника, который мог бы пресечь проникновение в учебное заведение постороннего. Вопросы: "а нужен ли такой охранник?", "сможет ли он задержать правонарушителя?", "сможет ли он отличить выпускника от учащегося?", "как он должен реагировать на проникновение постороннего?". Охранник даже психологически может препятствовать проходу посторонних. Тому в пример другие города - в Москве родителей даже на территорию школы не пускают.
Школа и детский сад - режимные учреждения, где находятся одновременно сотни детей. И мы не должны позволить зайти туда постороннему человеку.
Недавно депутаты гордумы выяснили, что у нас с конца 2017 года есть обязанность иметь в школах охрану - либо ЧОП, либо Росгвардию. Но пока нет инструкций, сколько охранников должно быть на определенное количество учащихся. Но то, что эта обязанность есть, говорит о необходимости этой нормы. Сейчас у нас профессиональная охрана есть в 30 школах из 60. Там родительские комитеты приняли решение выделять средства на охрану.
Для меня лично это очень острая тема. Мы договорились с депутатами обязательно съездить и посмотреть, как организована эта работа в крупных школах. В учебных заведениях на 700-800 человек вопрос порой решается на уровне педагогов с тревожными кнопками, которые знают в лицо всех учеников и их родителей. Но в школах, где больше двух тысяч человек, такое невозможно сделать. Вопрос мы не сняли с контроля и весной вернемся к его обсуждению.
- Как у нас реализуется "жилищная амнистия" - узаконивание частных жилых домов? Есть ли проблемы?
- Закон принят, и у него высокие шансы на развитие. На конец февраля 29 человек обратились с заявлениями на оформление прав в МФЦ. Там знают необходимый перечень документов. За 10-15 минут заявитель может воспользоваться этой услугой. Процедура оформления занимает не более двух месяцев. Так что как реально работает закон, мы скоро узнаем – хотя бы по реакции даже вот этих 29 человек. А дальше начнется "сарафанное радио", и я уверен, что "жилищная амнистия" будет востребована.
- Еще один острый вопрос - об изменении ставок налога на имущество физических лиц. Многие стали платить в разы больше, налог стал для многих неподъемным. Эту тему затронул президент РФ в своем послании Федеральному Собранию 1 марта. Что планируете делать в данной ситуации?
- В 2014 году было принято решение об изменении ставок налога на имущество физлиц с целью сделать их более справедливыми: для небогатых людей сохранить ставки на минимальном уровне, а для состоятельных людей повысить. Это решение вступило в силу с 2016 года. Люди начали получать квитанции и направлять в адрес думы жалобы, что налог подрос не на 15-20%, как говорилось, а кратно - в некоторых случаях до 5 раз, по нежилым помещениям - даже до 10 раз.
Мы создали рабочую группу, в нее вошли представители администрации, счетной палаты и налоговой инспекции, и стали анализировать, что пошло не так. Выяснилось, что за эти два года на уровне федерации был введен дефлятор, который должен был учесть давно не меняющуюся инвентаризационную стоимость жилья. Кроме того, у пенсионеров льгота стала предоставляться только на один вид имущества - если две квартиры, то с менее дорогой налог нужно было платить. Также появилась норма, которая регламентировала, что если у вас много имущества, то инвентаризационная стоимость суммируется. В результате человек из категории "середнячков" переходит в категорию богатых.
Мы в рабочей группе выработали механизм, как добиться, чтобы шкала категорий стала справедливой. В итоге вместо семи категорий получилось 16, увеличилось количество градаций. К сожалению, мы не сможем повлиять на федеральный коэффициент-дефлятор, но в большей части мы все-таки снизим ставку налога и по жилому, и по нежилому имуществу. И на конкретных примерах, по которым люди к нам обращались, мы увидели, что налог уменьшится.
Эти меры мы обсудили в феврале на заседании комитета по бюджету, экономике и собственности. Решение думы будет принято либо в марте, либо в апреле. И оно будет действовать таким образом, что по новым ставкам будет рассчитываться налог за 2017 год. Это очень важное и своевременное решение, как раз об этом и говорил глава государства. Новый подход станет более справедливым для всех категорий граждан.