- Виктор Михайлович, Хакасия по итогам I полугодия этого года привлекла в свою экономику 601,3 млн долларов иностранных инвестиций, опередив по данному показателю все остальные регионы Сибирского федерального округа. За счет чего удалось достичь таких показателей?
- Эти инвестиции привлек, прежде всего, бизнес, который работает на нашей территории, а не региональная власть. Заслуга региональной власти только в том, что мы стараемся создавать комфортные условия для развития бизнеса, условия для привлечения инвестиций.
Что касается самих инвестиций, то это те вложения, которые "СУЭК", "Русский уголь", "РУСАЛ", "РусГидро" привлекают в свои проекты, реализуемые в Хакасии. Они либо брали займы в иностранных банках, либо привлекали иностранных партнеров. Так исторически сложилась в нашем регионе структура крупного бизнеса.
Но я бы хотел говорить не об этом. Мне бы хотелось через некоторое время иметь возможность рассказать о том, что удалось сделать исполнительной власти региона, работая по совершенно новым инвестпроектам. Год назад руководство Хакасии инициировало обсуждение четырех крупных проектов, и эти переговоры уже перетекли в конкретные договоренности. Их общий объем может составить около 20 млрд рублей.
Первые два проекта - из области животноводства и мясопереработки. Речь идет о двух свинокомплексах, которые планируют запустить в республике агропромышленная компания "МаВР" и группа компаний "Русский агропромышленный трест". Еще два проекта – это строительство сталелитейного завода и завода по производству нанопорошков.
Сегодня мы вместе с инвесторами работаем по получению поддержки этих проектов на федеральном уровне, просим российское правительство предоставить федеральные гарантии по кредитам. Работаем с банками. Надеюсь, до конца года появятся договоренности о конкретном финансировании этих объектов.
- Кто выступает инвестором по проектам строительства двух заводов?
- Строить сталелитейный завод планирует компания ООО "ТЕСО Инжиниринг". Предполагается, что его производственная мощность составит 150 тыс. тонн сталелитейной строительной арматуры в год. Объем инвестиций в проект – примерно 1,5 млрд рублей. Инвестор уже все просчитал и не боится конкуренции на этом рынке, так как логистика проекта выстроена таким образом, что позволит существенно снизить себестоимость арматуры. По предварительным оценкам, их продукция может стоить на 40% меньше среднерыночной цены. Этот запас эффективности позволит, даже с учетом транспортных затрат, выгодно поставлять ее потребителю как в Сибири, так и в России.
Второй завод – по производству нанопорошков, точнее технологический комплекс по производству наноструктурированных порошков и твердых сплавов. Строить его планирует компания "РусХайТех", объем инвестиций оценивается в несколько миллиардов рублей.
На мой взгляд, это очень перспективный проект. В настоящее время в России нет собственного производства по выпуску высококачественных нанокристаллических и ультрадисперсных порошков карбида вольфрама. Эти порошки Россия в основном импортирует из США, Германии, Японии и Китая. А они нужны, в частности, для отрасли, связанной с производством оборудования для космоса, спутников, инструментов.
Сырье для завода планируется поставлять из Забайкалья, с Ново-Орловского ГОКа (Спокойненское месторождение вольфрама – ИФ). Цена таких нанопорошков, которые будут производить в Хакасии, по оценкам инвестора, в пять - семь раз ниже той, что есть сейчас на рынке. При выходе предприятия на проектную мощность оно может производить продукции на 7 млрд рублей в год. Для региона это, прежде всего, дополнительные налоги и более 350 новых рабочих мест.
- Где планируется расположить заводы?
- На промплощадке рядом с поселком Пригорск, это территория Усть-Абаканского района. Еще в советские времена на этом месте планировали построить крупный комбинат "Сибирь". Там хорошее место с уже практически готовой инфраструктурой: есть водозабор – рядом реки Енисей, Абакан, электроэнергия – с Саяно-Шушенской ГЭС, есть все подъездные пути – и автомобильные, и железнодорожные, рядом поселок с благоустроенным жильем, объекты социальной сферы.
- Эта та самая площадка, где регион планировал создать особую экономическую зону промышленно-производственного типа?
- Да. Хакасия подавала в 2005 году в правительство РФ технико-экономическое обоснование для организации свободной экономической зоны на территории Хакасии. Тогда не получилось. Сейчас мы снова возвращаемся к этому вопросу, потому что чувствуем его значимость и перспективность.
Однако вне зависимости от решения федерального центра мы все равно будем разрабатывать систему региональной поддержки для привлечения инвесторов на эту площадку. Речь идет о льготах по налогам на имущество, землю, о субсидиях и гарантиях по кредитам. Инвестор с нами стал взаимодействовать именно потому, что увидел, чем мы сможем его заинтересовать. Ведь очень важно, как ведет себя власть, что мы готовы предоставить по этой площадке региональные налоговые и финансовые льготы, причем независимо от того, сможем мы или нет защитить на федеральном уровне проект создания свободной экономической зоны. Хотя, я думаю, мы все-таки можем рассчитывать на поддержку федерального центра, пусть даже под какой-то отдельный проект, так как сегодня это направление развития промышленности является стратегически значимым для страны. Но для начала нужно сделать первые, конкретные шаги со своей стороны – показать, что мы работаем, стремимся к развитию, разрабатываем и внедряем проекты.
- Виктор Михайлович, Вы сказали, что в регионе появится как минимум два крупных свинокомплекса. Почему Хакасия решила сделать упор на развитие именно этого направления сельского хозяйства?
- Для нас ориентир 1989 год, пик советской экономики. Тогда сельхозпроизводство в республике было на очень неплохом уровне. Не только животноводство, но и выращивание зерновых культур. Сейчас этот сектор сельского хозяйства у нас, мягко говоря, скромный, но потенциал-то есть.
Последние два года мы ежегодно отдаем селу 6-7% бюджета республики. Это не так много, да и одних только государственных вложений все равно недостаточно для того, чтобы вернуть регион на тот уровень развития сельского хозяйства, который хотелось бы видеть.
Мы не можем дальше на качественно новом уровне развивать сельское хозяйство без таких крупных потребителей. Да, регион "стрельнул", показал хорошую динамику в агропромышленном секторе, причем даже в кризисный, 2009 год. В нынешнем году по всем позициям также идет прирост. Скажем, надои в молочной отрасли у нас сегодня выше, чем в советские времена, но необходимо комплексное развитие.
Для серьезного рывка – массового возрождения полеводства – нам необходимы рынки сбыта для зерновых культур. В подтаежных районах можно выращивать прекрасный урожай серых хлебов. Однако с той логистикой, что у нас есть, выращиваемое зерно эффективнее потреблять здесь же на месте, как фураж. Поэтому я настаиваю на развитии в регионе свиноводства, овцеводства и других видов животноводства. Поднимем свиноводство – следом сможем задействовать еще и до 500 тыс. гектар земли для выращивания кормов. Только один из планируемых свинокомплексов будет потреблять 60% всего того зерна, что мы сегодня выращиваем.
Мы хотим построить цепочку, в которую будут последовательно втягиваться разные территории республики и слои населения. Начиная с производства фуража, наращивать поголовье, улучшать его качество, производить мясо, молоко, организовать переработку, расширить ассортимент, выстраивать систему сбыта. Поэтому нам нужны крупные свинокомплексы. Они будут жизнеспособны: и один, и два, и третий, и даже четвертый. Не хватит наших мощностей по кормам – нам соседи помогут своим зерном и фуражом...
- На каком этапе реализация этих проектов?
- У "МаВРа" полным ходом идет проектная подготовка. Компания заказала в Италии завод по изготовлению строительных конструкций, из которых и будет возводиться будущий свинокомплекс. Его стоимость 100 млн рублей. Итальянский завод оправдает себя уже при строительстве свинокомплекса, а дальше будет работать на другие проекты. Это уникальное в экологическом плане решение, которому пока нет аналогов в России. Кроме того, предполагается, что проект будет ориентирован на самостоятельное энергообеспечение – запустят итальянский реактор, вырабатывающий энергию из отходов. Получится полный замкнутый экологически чистый производственный цикл. Все отходы жизнедеятельности свиней будут перерабатываться.
Второй свинокомплекс намерен построить "Русский агропромышленный трест". Это уже готовое решение, апробированное в Ростовской области. Сейчас специалисты адаптируют проект под наши условия, обещают закончить его реализацию к концу 2011 года.
Кстати, и при первом, и при втором свинокомплексе будет комбикормовое производство, а для него нужен фураж. Этот фураж обеспечат крестьяне Хакасии. Мы подпишем соответствующее соглашение с зернопроизводителями и согласуем цены на продукцию.
Это и привлекает инвесторов. Мы гарантируем, что инвестор получит преференции: льготы по налогу на имущество, по налогу на землю, гарантированное зерно. Мы дадим инвестору пару лет, чтобы нарастить "мышечную массу" – не будем полностью облагать налогами, дадим льготы, но зато в перспективе выиграем: придут инвестиции, строительная отрасль заработает, налоги пойдут от строителей, появятся новые рабочие места, сбор подоходного налога вырастет. Если бы мы не давали преференций, то какой инвестор к нам бы пошел?
- Виктор Михайлович, расскажите, что происходит сейчас с аэропортом "Абакан". Скажите, есть уже решение о его передаче из федеральной собственности в региональную? Что изменится, если это произойдет?
- Я надеюсь, что определенность появится уже в ближайшие дни. Есть согласование от Минобороны, положительное решение по данному вопросу главы правительства Владимира Путина, и мы ждем постановление правительства РФ. Ожидается, что Хакасии передадут 75% пакета акций аэропорта. При этом взлетно-посадочная полоса и оборудование останутся в федеральной собственности. На реконструкцию нашей полосы необходимо 1,5 млрд рублей, а таких денег у Хакасии нет. Это отдельный большой проект, с которым нам еще много предстоит работать.
- Что республика будет дальше делать с этим активом? Вкладывать бюджетные средства в реконструкцию и в развитие аэропорта? Привлекать частных инвесторов?
- Я бы очень хотел иметь честного партнера, которому можно было бы передать часть акций аэропорта "Абакан" в доверительное управление. При этом, естественно, контроль над аэропортом мы оставим за собой.
Для нас развитие аэропорта – это стратегически важное направление, так как на паровозе к нам уж точно никто не поедет – далеко и неудобно. Мы планирует расширить географию полетов из нашего аэропорта до Иркутска, Новокузнецка и даже Монголии.
Кроме того, мы заинтересованы в развитии малой авиации. У нас уже есть договоренность с генеральным директором авиакомпании "АэроГео" Александром Мамаевым, у которого в Красноярске находится парк судов малой авиации, о том, что самолеты его компании будут летать, в том числе, и из нашего аэропорта. Уже в ноябре-декабре планируем первые рейсы.
- Вы говорите, что решение о передаче акций аэропорта "Абакан" в собственность Хакасии практически принято, значит, у вас уже есть проект реконструкции?
- Да. Более того, у нас есть комплексное видение развития всей данной территории. Мы, например, помимо реконструкции здания аэровокзала планируем создать здесь целый транспортный комплекс. Если точнее, то перенести к аэропорту автовокзал из центра республиканской столицы. Здесь он будет более уместен. В республиканском бюджете уже предусмотрены средства на эту программу. Также планируется приобретение обсуживающей самолеты техники, современных машин, борющихся с обледенением. Сейчас, когда "Falcon" прилетает, и выходит, извините, утрирую, мужик с граблями с крыла снег сгребать – не очень-то комфортно себя чувствуешь.
На следующий год мы планируем заняться реконструкцией самого помещения аэропорта, утеплить его. Плюс, как я говорил, перенесем сюда автовокзал. Зачем? Здесь должна родиться жизнь. Пока пусть только с тремя самолетами, затем пойдет развитие. Надо, чтобы комплекс "ожил", чтобы сюда бизнес пришел. И мы этому бизнесу будем помогать. Здесь должен появиться ресторан, кафе, магазины – жизнь должна стать круглосуточной… Думаю, в следующем году мы сможем предусмотреть конкретные меры государственной поддержки на реконструкцию аэропорта. Без этого шага нам бессмысленно искать какого-либо партнера в этом бизнесе.
- Расскажите, какие проекты сейчас реализуются в Хакасии в секторе туризма.
- Мы сейчас готовим крупный проект по развитию горнолыжного курорта на горе Гладенькая. Существует совместное предприятие ОАО "Гладенькая", в котором 49% акций у правительства Хакасии и 51% у компании, аффилированной с группой компаний "Базэл". Мы планируем разработать республиканскую целевую программу по комплексному развитию горнолыжного комплекса "Гладенькая" и вообще территории долины Бабик на принципах государственно-частного партнерства. Это будет перспективная программа, состоящая из нескольких этапов и рассчитанная на 5 лет. Мы планируем выделить на развитие этого проекта только вначале 125 млн рублей из регионального бюджета. Плюс планируем привлечь по программе софинансирования 250 млн рублей из федерального центра.
- Что конкретно планируется сделать?
- Новые трассы. Мы уже проектируем сейчас детскую трассу, заменим оборудование. В частности, поставим закрытые кабины на подъемники, потому что при минус 20 подниматься на гору в открытых кабинках холодно. Будем менять ратраки, будем дорогу делать, подводить тепло и электроэнергию. Мы трезво понимаем, что Гладенькая, как горнолыжный курорт, пять лет назад была одной из лучших. А сегодня это уже вчерашний день. Надо менять все, что потеряло актуальность.
Кроме того, у нас есть хороший проект по развитию в поселке Вершина Тёи центра олимпийской подготовки по лыжным гонкам. Этот объект уникальный – у нас единственная в России лыжная трасса, расположенная в среднегорье. Поэтому мы ее обязаны развивать. На этот проект нам федеральный центр дает 400 млн рублей. В этом году 30 млн уже освоили. Сделаем образцовый комплекс, почти мини-Сочи. Создадим площадки, стартовый стадион, трассы нескольких видов, в том числе лыжно-роллерную трассу, чтобы можно было летом тренироваться. Плюс освещение и благоустройство в поселке Вершина Тёи сделаем, проложим нормальные дороги, закроем проблему ветхого жилья. Кстати, три первых новых дома по 24 квартиры в каждом на месте ветхих мы уже заканчиваем.
- У вас также был туристический проект по развитию природного парка "Ивановские озера"…
- Это проект развивается. Мы провели в этом году в этом месте, в поселке Приисковый, первое официальное соревнование по горным лыжам на кубок председателя правительства Хакасии. Зафиксировали это событие в календаре Минспорта России. Заметьте, это уникальная вещь – соревнования по зимнему виду спорта проходили в конце июня! Оказалось, что у нас такие соревнования – летние состязания по горным лыжам – единственные в России. Больше их нигде не проводят. На склоне близ Ивановских озер снег сохраняется до середины июля. Уникальное место. Четыре красивейших каскадных озера, водопады, фантастическая природа, плюс еще и на склонах можно заниматься горнолыжным спортом до середины лета.
- Но ведь в Приисковом всегда все было стихийно и в гору приходилось пешком подниматься – нет подъемников…
- Ну, не все сразу. Мы в этом году проложили туда дорогу, поставили биотуалеты. Ранее эта территория развивалась хаотично, сейчас же мы отвели там землю под парк, провели зонирование, сделали генеральный план строительства, а теперь приглашаем инвесторов. Часть земель будет выставлена на аукцион для инвестирования в проект частного капитала. В правительстве республики работает рабочая группа, помощь в проектировании национального парка нам оказывает Всемирный фонд дикой природы (WWF).
Но к инвесторам мы будем подходить осторожно: каждый хотел бы землю захватить, построить что-нибудь свое. Но необходимо строить конкретные объекты: если по генплану положено быть трассе с двумя подъемниками, то будь любезен – построй. Только на этих условиях мы будем давать землю. В целом инвестиции в этот проект могут составить сотни миллионов рублей.
Также хочется сказать, что в Хакасии есть интересные туристические маршруты. Например, в районе озер Шира, Беле, Тус. Мы хотим, чтобы в этом районе родилась зона отдыха. Здесь часть земли мы вывели из гослесфонда и теперь вправе выделять ее под организованные проекты. В районе озера Шира также появятся нормальные отели. За два года мы уже вложили в инфраструктуру района практически 500 млн рублей из бюджета республики, запустили первую очередь и в 2011 году полностью закончим строительство очистных сооружений. Они были жизненно необходимы, так как там есть два детских санатория, федеральный и республиканский, есть объекты бизнеса, и с вводом очистных сооружений мы полностью обеспечим экологическую безопасность нашего красивейшего озера.
- В связи с туристическими проектами нужно вспомнить и о строящейся автодороге, которая свяжет Хакасию с Кемеровской областью и Республикой Алтай. Как продвигается строительство?
- Пока идет только усилиями республики. В этом году мы инвестировали 87 млн рублей в это строительство. В целом только на дорогу только по территории Хакасии необходим объем вложений, равный 2 млрд рублей. 500 млн рублей мы уже освоили и планируем завершить все работы в 2013 году.
- Не получится ли так, что вы до границы республики достроите, а соседи к вам навстречу не пойдут?
- Этот проект важен не только для Хакасии. Мы договорились с председателем правительства Республики Алтай Александром Бердниковым, что подпишем соглашение по этому проекту. И первое, о чем будем просить нашего нового полпреда в Сибирском федеральном округе, чтобы он помог получить поддержку данного проекта на федеральном уровне. Нам эта дорога очень нужна, она интересна всем территориям: и Новосибирску выгодна, и Алтаю, и Кемеровской области.
Вы представляете, сколько новых возможностей появится, если у нас появится прямая дорога на Алтай? Пожалуйста, завози зерно для свинокомплексов, которые будут построены в Хакасии. И не только зерно. Эту дорогу сильно ждет наш бизнес, которому нужны магистрали для сбыта своей продукции. Мы не должны быть географическим тупиком, куда можно попасть только по воздуху.
Не следует забывать и о туристах. Люди любят ездить по кольцу, а не "туда – обратно", путешествие сразу интересней становится. Если ты как автотурист выехал из Новосибирска, приехал в Хакасию, Туву, поехал через Горный Алтай, Алтайский край, выехал через Кемеровскую область – то действительно можешь и разнообразную природу посмотреть, и исторические памятники, и отдохнуть. Но когда ты едешь в одну сторону и знаешь, что возвращаться предстоит той же самой дорогой – это уже не путешествие, а просто поездка.
Мы прекрасно понимаем, что если ничего не будем делать, не будем двигаться, то нам никто не поможет, и мы не будем никому интересны.
– На днях было подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве Хакасии с Красноярским краем. Что это за документ? Нужен ли он республике? И насколько равные условия в нем для двух регионов – большого Красноярского края и маленькой Хакасии?
– Я могу искренне сказать, не обижая своих партнеров, что никогда не пойду ни на какое соглашение, если буду чувствовать себя в чем-то ущемленным. Не как человек, а как глава региона, представляющий его интересы. Конечно, Красноярский край богаче, больше Хакасии, мощнее. Но надо сравнивать не то, что есть и дано Богом, а потенциал. Потенциал, который имеет Хакасия, заложен еще предшествующими поколениями, жившими и работавшими в республике. У нас есть современная промышленность, причем разная. Есть авиасообщение, автомобильный транспорт, мелкое и крупное производство - как уже работающее, так и готовое работать в перспективе. Есть сельское хозяйство - отрасль, которая может и должна развиваться очень хорошими темпами. Есть замечательная природа, а вместе с ней туристический потенциал. Дорожная сеть у нас более развита, чем в соседних регионах…
Когда-то Хакасия и Красноярский край были единой территорией, и глупо говорить, что мы не зависим друг от друга. Еще как зависим. Это соглашение, прежде всего, должно помочь бизнесу работать в более комфортных условиях, не боясь заходить на другую территорию. Мы неизбежно связаны – лечимся друг у друга, учимся друг у друга. Бизнес же был переплетен исторически, и не надо разрывать эти связи. Ведь дело доходило до чего? Два брата руководили соседними территориями, и один не пускал зерно в регион другого!
Бизнес, если видит, что власти двух регионов договорились, начинает смелее инвестировать деньги в другую территорию. У нас в Хакасии работает много красноярцев. Недавно в Ширинском районе красноярцы поставили мельницу за 76 млн рублей. Тот же "МаВР" имеет торговую сеть в Красноярском крае. Таких примеров много. И через это соглашение я могу помогать на своей территории красноярцам. А красноярцы могут помогать нашему бизнесу. Так должно быть. Нужно совместно договориться – сколько людей мы лечим, сколько детей учим, что делаем еще. Например, красноярцы выступили с предложением о строительстве нового аэропорта в Шушенском. А я возражаю: не надо тратить деньги, давайте лучше мы усовершенствуем аэропорт в Абакане. Это более эффективное вложение денег. А свои инвестиции направьте лучше в другое место. Красноярцы вот строят природный парк "Ергаки". Я очень рад, потому что у нас таксисты заработают, сельчанам придется кормить всех, кто будет отдыхать и тренироваться там, и пошло-поехало. Аэропорт заработает активнее, потому что здесь будет трансферт проходить. А это фронт работ для транспортников, гостиничного бизнеса, кафе, ресторанов. Ведь все взаимосвязано!
Мы также подписали договор о сотрудничестве в области культуры. Гастроли театров, музеев, совместные акции, обмен опытом – это все обогащает наших людей. Мы никого не удивим русским народным танцем, а вот национальным колоритом, это да! Так что, соглашение – это демонстрация дружбы двух губернаторов. Это важно всем, не только нам самим, как личностям. А если говорить более масштабно – могущество Сибири будет прирастать могуществом каждого сибирского региона. В том числе Хакасией.