О проектах локальной экономки, особом "инфраструктурном меню", создании местной "технологической долины" и обновлении аэропорта "Интерфаксу" рассказал председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин.
- Расскажите, пожалуйста, что подразумевает собой декларируемое краевым правительством "комплексное инвестиционное и инфраструктурное развитие территории края на основе проектов локальной экономики"? Речь идет про муниципальные проекты? Относится ли сюда проект по созданию метро в городе Красноярске? Газификация отдельных территорий? Развитие МСП? Другое?
- Прежде всего, комплексное развитие территорий - это теперь не просто декларация краевого правительства. Буквально через несколько дней стартует новый бюджетный цикл, в который наш регион входит с новой краевой государственной программой. Она так и называется "Комплексное развитие территорий". Таким образом, отраслевое бюджетное планирование дополняется территориальным, именно такую задачу ставил перед нами губернатор. Было много подходов к этому снаряду - и у нас, и в других субъектах, и на федеральном уровне - с разной степенью успешности и эффективности. Мы не претендуем на то, что наша программа стала самой лучшей. Но при её формировании мы постарались уйти от механистического перебрасывания "старых" мероприятий из других госпрограмм. Ядром нового планировочного документа стали МКПР (муниципальные комплексные проекты развития) - механизм, разработанный специально для инфраструктурного развития наших территорий. Коротко: суть в том, что мы готовы направлять дополнительные средства в те муниципалитеты, где будут реализовываться локальные инвестиционные проекты. Где бизнес заявляет готовность запускать производство, расширять мощности, модернизировать основные средства и через это развиваться сам, развивать территорию, создавать рабочие места, пополнять налогами местный бюджет. В этом случае краевой бюджет будет финансировать необходимую для проекта инфраструктуру, строить или обновлять дороги, сети, социальные объекты и так далее. Для начала мы отобрали более десятка таких проектов в разных районах края, речь идёт про проекты агропромышленного комплекса, лесопереработки, рыбного производства - это та самая локальная экономика, о необходимости возрождения которой говорит губернатор. В бюджете следующей трёхлетки на новую госпрограмму заложено 2,4 млрд рублей, и это только начало.
Метро и газификация, о которых вы упомянули, конечно, находятся за пределами конкретно этого документа комплексного территориального планирования. У них особый статус и особые подходы. И строительство красноярского метрополитена, и газификация Красноярского края остаются в повестке деятельности краевого правительства.
- Существуют проекты, в которых участие государственного капитала необходимо по определению. Прежде всего, это строительство и модернизация инфраструктуры. Какие в этом контексте проекты реализуются сегодня на территории края?
- Осознание того, что инфраструктура - это основа для развития, было всегда. Но пандемия сделала это осознание более ярким. Рискну даже назвать уходящий год годом инфраструктуры. Заметьте, в последнее время мы постоянно говорим и действуем в этом направлении. На местном уровне это инфраструктурные вложения в МКПР. На федеральном уровне с подачи президента появилось целое "инфраструктурное меню", состоящее из новых механизмов поддержки регионов. И на краевом уровне, конечно же, с нашими инвестиционными амбициями мы просто обязаны вступить в инфраструктурную гонку. Недопустимо, чтобы бизнес, готовый ежегодно вкладывать сотни миллиардов рублей, ушёл дальше нас по объёмам капитальных вложений. Да он и не сможет этого, если ему не будет обеспечиваться транспортная, энергетическая, коммунальная и социальная инфраструктура. Очень быстро возникнет опасный дисбаланс.
Мы беспрестанно анализируем возможные узкие места и стараемся опережающими темпами направлять усилия на снятие таких инфраструктурных ограничений. Самый яркий пример - строительство Высокогорского моста, самой северной переправы через Енисей. Он откроет полноценный транспортный доступ к территориям севернее Ангары, где у нас целая россыпь добычных и лесоперерабатывающих инвестпроектов. В том числе таких, рентабельность которых напрямую увязана с возможностью или невозможностью переправы.
Другой не менее наглядный пример - реконструкция аэропорта. Имея планы по созданию в Красноярске международного пассажирского и грузового авиахаба, имея уже обновлённое здание аэропорта, имея базу "Аэрофлота", мы в любой момент рисковали застрять в очевидном "узком месте", связанном с низкой пропускной способностью взлётно-посадочной полосы аэропорта. Эту проблему мы тоже начали решать загодя, убедили федерацию, нашли источники и построили магистральную рулёжную дорожку. Число возможных взлёт-посадок увеличилось в два раза. И это только начало, следующее ограничение, в которое мы наверняка упрёмся, - возможности перрона аэропорта. Он тоже требует срочной модернизации. В бюджете на предстоящую трёхлетку на эти цели заложено 2 млрд рублей. На эти средства планируем в два раза увеличить площадь бетонных покрытий, почти в два раза (с 6 до 11) - количество мест стоянок воздушных судов, плюс инженерное оснащение перрона по самым современным стандартам.
Но даже этого становится недостаточно. Буквально на днях мы провели встречу с руководством крупнейшего российского грузового авиаперевозчика - группой компаний "Волга-Днепр". У них весьма глобальные планы стать одним из мировых логистических интеграторов. И они остро заинтересованы в преображении красноярского аэропорта из транзитного центра в реальный грузовой хаб. Для этого им требуются более мощная аэродромная инфраструктура, терминалы, стоянки судов, ангары, склады, таможенные посты и так далее. Для нас это ещё больший объём работы, но мы точно будем в это ввязываться.
Что касается социальной инфраструктуры, здесь у нас совершенно общие намерения и общее движение на всех уровнях власти. Имею в виду систему национальных проектов, которая, кроме прочего, предусматривает масштабные бюджетные вливания в строительство школ, больниц, объектов спорта и культуры, автомобильных дорог, коммунальных сетей, жилья, в благоустройство и так далее. Новым краевым бюджетом предусмотрено проектирование и строительство 240 объектов социальной инфраструктуры в течение трёх лет.
- Вложениям в инфраструктуру значительное внимание сейчас уделяется и на федеральном уровне. В межбюджетных отношениях с регионами даже появился специальный термин "инфраструктурное меню". Что из этого "меню" интересно Красноярскому краю? Какие объёмы средств и по каким направлениям планируется привлечь в регион?
- Термин "инфраструктурное меню", если не ошибаюсь, появился с лёгкой руки вице-премьера Марата Хуснуллина в середине лета, как раз в тот момент в правительстве провели инвентаризацию инструментов инфраструктурной поддержки и поняли, что всё это укладывается в определённую линейку продуктов, которыми могут воспользоваться регионы. В такое меню вошли утверждённые постановлением правительства инфраструктурные бюджетные кредиты, НИПы - новые инвестиционные проекты, инфраструктурные облигации, ВЭБовские кредиты и средства от перераспределения акцизов. У всех у них разные условия и разные порядки применения. Примерно с лета федеральное правительство стало активно продвигать инструменты инфраструктурного меню регионам.
Мы подробно изучили предлагаемые механизмы и даже приняли непосредственное участие в разработке конкретно механизма инфраструктурных бюджетных кредитов как регион, имеющий подобную практику. Нами также был подготовлен своеобразный лонг-лист инфраструктурных проектов на территории края. Это проекты строительства и модернизации сетей, железнодорожных линий, аэропортов, объектов энергетики, коммунальных магистралей, автодорог, новых жилых комплексов - всего более ста проектов. Регион большой, амбиции и потребности у нас соответствующие.
Далее по мере кристаллизации механизмов инфраструктурного меню, уточнения порядков и критериев их применения, утверждения лимитов, мы отобрали проекты: а) удовлетворяющие уточнённым условиям, б) наиболее приоритетные для развития края. В результате мы подали заявки по двум механизмам.
Первый - это так называемые НИПы, новые инвестиционные проекты. В двух словах: это реструктуризация уже имеющихся у нас бюджетных кредитов, выданных ранее. То есть возможность не возвращать сейчас средства в федеральный бюджет, а направить их на реализацию инвестпроектов. Конечно, с сохранением обязательства погашения долга перед федерацией, но уже в долгосрочном периоде.
В нашем случае такая потенциальная экономия может составить около 10 млрд рублей. В пределах этой суммы мы направили заявку на финансирование уже упомянутого мной проекта реконструкции перрона красноярского аэропорта. Вторая заявка предполагает строительство транспортной инфраструктуры для нового жилого кластера в Красноярске в районе Плодово-Ягодной станции. И третья заявка по НИПам предполагает строительство дорожной инфраструктуры в том районе, где сейчас строится Высокогорский мост, проще говоря, это подводящие к нему автодороги.
Что касается механизма инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК), то здесь мы подали заявку на строительство первой линии метрополитена в Красноярске. Вы знаете, что вопрос возобновления стройки красноярского метрополитена не решался много лет. Глава государства по результатам двусторонней встречи с губернатором края вернул этот вопрос в актуальную повестку. Долгое время всё упиралось в источники финансирования, и новый механизм стал подходящим решением. ИБК, напомню, - это бюджетный кредит на срок не менее 15 лет, по ставке 3%, с отсрочкой платежей на первые три года. Это длинные недорогие деньги, которые позволят нам построить и ввести первую очередь метрополитена из 6 станций уже к 2026 году.
Все эти заявки направлены в адрес федерального правительства, на них получены предварительные одобрения от всех профильных министерств. Вероятность принятия положительного решения по ним очень высока. Думаю, в ближайшие дни, под занавес уходящего года, мы получим хорошие новости. Федеральные средства, полученные в рамках механизмов ИБК и НИП, станут мощным вливанием в инфраструктурное развитие региона.
- Год назад Михаил Мишустин подписал постановление о создании ОЭЗ "Красноярская технологическая долина". Сколько резидентов включает в себя ОЭЗ сейчас и какие соглашения с ними уже заключены? Насколько проектная деятельность в рамках ОЭЗ диверсифицирована, или планы ее развития связаны преимущественно с алюминиевой отраслью?
- Цели создания ОЭЗ не просто в достижении высоких переделов алюминия, хотя для этого на площадке имеются идеальные условия. Мы смотрим на задачу шире - это производство в целом продукции с высокой добавленной стоимостью. К настоящему моменту статус резидента ОЭЗ "Красноярская технологическая долина" получили две компании: АО "Хенкон Сибирь" и ООО "Сибирские алюминиевые диски". Первая - это известный производитель машин и оборудования для горнодобывающей промышленности. На территории технологической долины они строят крупный машиностроительный комплекс площадью 6,5 тыс. кв. метров, объём вложений составит почти 1 млрд рублей.
Проект "Сибирских алюминиевых дисков" предполагает создание производства колёсных дисков с максимальной автоматизацией технологических процессов, инвестиции оцениваются в 2,5 млрд рублей. Здесь у нас, у государства, та же самая задача - обеспечить реализацию заявленного инвестиционного потенциала с помощью создания инфраструктурных условий. Была определена управляющая компания ОЭЗ, сейчас заканчивается проектирование необходимых объектов ресурсоснабжения: электросетей, теплосетей, водопроводов и ливневой канализации. После получения ПСД на сети в следующем году начнётся их строительство с одновременным подключением объектов резидентов. Следом начнётся обустройство следующего уровня инфраструктуры - освещение, ограждение, организация парковок и тому подобное. В бюджете ближайших двух лет предусмотрено 160 млн рублей на проектирование и строительство инфраструктуры ОЭЗ. Это пока "стартовая" сумма, точная потребность прояснится, когда завершим этап проектирования. По нашей оценке, это около миллиарда рублей в текущих ценах.
Здесь нужно понимать, что участок, на котором создаётся технологическая долина, относится к категории "браунфилд". Там есть свои особенности, связанные с выносом старых сетей, уточнением имущественных прав, планировкой территории и даже с выравниванием рельефа. Эти вопросы решаются в рабочем порядке и синхронизированы с появлением новых резидентов. В ближайшее время статус резидента получит третья компания - АО "Спецтехномаш", в работе ещё две компании, причём тоже машиностроительного профиля.
- Расскажите, пожалуйста, про план приватизации на будущий год. В него включено сразу несколько значимых для региона предприятий. Почему они попали в план приватизации? Какой цели власти хотят достичь, передав их в частные руки?
- Прогнозный план приватизации - это документ, ежегодно принимаемый вместе с проектом бюджета в рабочем порядке. Но в этот раз он действительно вызвал интерес своим содержанием. Прежде всего, благодаря включению в перечень госпредприятий, акции которых планируются к продаже, такой крупной компании, как "Красноярскнефтепродукт". Это значимый игрок регионального рынка нефтепродуктов: почти 180 автозаправок, расположенных по всему краю, где есть автодороги, плюс собственная сеть нефтебаз. На розничном рынке КНП занимает около 25% рынка. В краевой собственности находится 58% акций этого предприятия, к продаже запланирован весь наш пакет.
Второй большой актив, птицефабрика "Бархатовская", занимается производством мяса птицы и куриного яйца. Позиции на рынке примерно такие же, в частности 25% яиц в крае - это "Бархатовка". И общая ситуация примерно такая же - фабрике остро требуются вложения в модернизацию. В необходимом объёме сегодня их может обеспечить только частный капитал. Мы попросту не имеем достаточных оснований для бюджетных инвестиций. Можно, конечно, как-то исхитриться, но это будет означать снятие средств с других направлений. У нас есть очевидные бюджетные приоритеты, и торговля топливом или яйцом точно не входят в их число.
Мы тщательно проанализировали возможные риски от приватизации этих предприятий и убедились, что такие риски минимальны. Когда-то действительно КНП выполнял ряд социальных или скорее "околосоциальных" функций. Но в последние годы значительные изменения претерпели и рынок нефтепродуктов, и нормативная база. У нас, как у госсобственника, практически не осталось места для манёвра, скажем, в ценообразовании или определении поставщика. Дальнейшее сохранение этих активов в казне - это тупик и для нас, и для самих предприятий.
Поэтому включение в план приватизации в последнюю очередь направлено на получение финансовых средств от продажи, но в первую очередь - на развитие компаний, их отраслей и в целом краевой экономики. Яркие тому примеры - приватизация красноярского аэропорта и "Шуваевского племзавода". С появлением частных профильных инвесторов и аэропорт, и племзавод преобразились до неузнаваемости, из объектов постоянного укора стали предметами гордости Красноярского края. На такие же эффекты мы рассчитываем и в этот раз.