Сибирь / Эксклюзив 7 мая 2009 г. 12:06

Председатель Заксобрания Иркутской области Л.Берлина: "Конструктивное взаимодействие парламента и правительства обеспечивает в рамках кризиса стабильность"

Председатель Заксобрания Иркутской области Л.Берлина: "Конструктивное взаимодействие парламента и правительства обеспечивает в рамках кризиса стабильность"

Законодательному Собранию Иркутской области в этом году исполнилось 15 лет. Знаковым событием иркутского парламентаризма по праву считается объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. О том, как Законодательное Собрание выдержало экзамен на политическую зрелость, на что депутаты делают акценты в условиях экономического кризиса, агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказала спикер областного парламента Людмила Берлина.

- Людмила Михайловна, Законодательное Собрание области в объединенном регионе работает больше полугода. Вы избираетесь депутатом областного парламента уже дважды, Можете оценить особенности работы депутатского корпуса объединенного региона?

- Первая сессия Законодательного Собрания объединенного региона - Иркутской области - состоялась 26 октября 2008 года. Сегодня мы можем говорить и о некоторых достижениях, и о тех отличительных чертах, которые областной парламент вносит в историческую летопись региона.

Самым важным итогом в первые полгода работы настоящего созыва является результативная законодательная деятельность. Мы сумели без раскачек включиться в работу, выполняя главную функцию - разработку и принятие областных законов. За шесть месяцев работы областной парламент провел 9 сессий, на которых было принято 84 закона. За истекший период депутатами Законодательного Собрания внесено 20 законодательных инициатив.

Для эффективной организации работы было важно, чтобы депутаты постигли саму систему и поняли, что Законодательное Собрание - не просто набор личностей, это коллегиальный орган, который дополняет, развивает успех каждого, по большому счету обеспечивает путь к совершенству. До него, наверное, никогда дойти невозможно, но важно стремиться к этому, и такой старт был взят изначально. Можно сказать, что Законодательное Собрание состоялось и как коллектив, который знает складывающуюся ситуацию в регионе. Депутаты получают много информации, еженедельно мониторят ситуацию в муниципальных образованиях, в избирательных округах. На основе этого областной парламент формирует свои предложения и решения. Если возникает вопрос о нарушении трудовых прав, отправляем документы в прокуратуру. Если проблема касается финансирования социальных мандатов, то сообщаем губернатору, что есть такие сигналы.

Областной парламент - это в определенной мере переговорная площадка, где проходит выработка оптимальных решений, способствующих социально-экономическому развитию и общественно-политической стабильности в регионе. Мы общаемся с избирателями и вместе обсуждаем проблемы. Депутаты взяли курс на проведение парламентских слушаний, "круглых столов". Чем больше представителей разных слоев общества принимает участие в дискуссиях, тем гармоничнее будут наши решения. Ресурсы ограничены - творчество безгранично.

Говоря об отличиях в работе прошлого и нового созыва областного парламента, следует, прежде всего, отметить условия, в которых мы работаем. Когда экономика развивалась в растущем режиме, депутаты наращивали социальные мандаты, могли выстраивать долгосрочные планы. Сейчас условия совершенно другие. Мы больше ориентированы на элементы оперативного реагирования, хотя в законодательной деятельности определенный консерватизм присутствует.

- В чем заключается преемственность законотворческой деятельности, что Вы вкладываете в понятие консервативности законов?

- Это, в частности, касается того, что каждый законопроект проходит несколько чтений. Считаю, что законы должны быть в определенной мере консервативными и не давать возможность запускать какие-то регулятивные механизмы без их востребованности практикой. Плохо, когда регулятора вообще нет. Законодатель в том и эффективен, что осуществляет контроль за исполнением законов и умеет оперативно корректировать действующие законы под практику, если они становятся тормозом и не дают возможность развиваться доброй инициативе.

Так, например, депутаты прошлого созыва, используя полномочия Законодательного Собрания устанавливать границы нотариальных округов и количество нотариусов, прошлись по нотариальным конторам в Иркутске, сделали запросы своим коллегам в муниципальных образованиях области. Проверки показали, что в нотариальных конторах большие очереди, доступность услуг не обеспечивается. В итоге депутаты дважды корректировали областной закон и добавили по области еще 10 нотариусов. Хотя сообщество нотариусов не очень оптимистично восприняло это решение. Но в приоритете должен быть человек, который приходит за услугой. И эта услуга должна быть доступной.

- В Законодательном собрании созданы четыре политические фракции. Как они выстраивают свою работу?

- Чтобы Законодательное Собрание выглядело не набором личностей, а коллегиальным органом, важно взаимодействие в том числе и политических фракций.

Фракция "Единая России" в областном парламенте самая многочисленная и самая активная. На площадке "Единой России" в декабре этого года создан экспертный совет, куда вошли депутаты, представители бизнеса, общественных организаций. На совете мы генерируем множество идей, обсуждаем, спорим, выстраиваем приоритеты. Свои предложения транслируем в рабочую антикризисную группу, которую возглавляет губернатор. Чем оперативнее мы отработаем консолидированную позицию, тем быстрее будет найдено решение того или иного вопроса. По этому же принципу начали работать коммунисты, "Справедливая Россия" и ЛДПР. Все выходят со своими идеями, и важно, что мы вместе находим точку отсчета. Так, предложения в проект антикризисной программы правительства РФ депутаты сначала обсудили по фракциям, а затем вынесли единую позицию на площадку СФО в Новосибирске. В итоге предложения депутатов региона вошли в предложения округа, которые были направлены в правительство страны.

Фракция "КПРФ", например, вынесла на обсуждение тему поддержки и защиты прав граждан, последнее место работы которых было у индивидуальных предпринимателей. Понимая целесообразность внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство, и другие фракции поддержали предложение внести поправки в федеральный закон, благодаря которым размер пособия по безработице безработным гражданам, последнее место работы которых было у индивидуальных предпринимателей, будет равным пособию, которое получает потерявший работу работник организации.

Следует рассказать еще об инициативе фракции ЛДПР. Речь идет о законе, согласно которому малый бизнес имеет право выкупить арендованное имущество в собственность (350 квадратных метров с рассрочкой платежа на 3 года). Представители ЛДПР и "Единой России" сошлись во мнении, что надо менять этот закон с позиций увеличения сроков рассрочки и площадей.

И таких точек соприкосновения между фракциями областного парламента много.

- В этом году принят Устав объединенной Иркутской области. Что, по Вашему мнению, самое важное из того, что прописано в этом документе?

- Устав Иркутской области - это образец плодотворного сотрудничества. Кропотливая работа над этим документом велась несколько месяцев. Каждая норма Устава, каждый его раздел имеют глубокий смысл и значение. Все они были проработаны депутатами, членами правительства, правоведами и специалистами в области конституционного права и регионального законодательства. Устав вобрал в себя лучшие практики, которые на сегодняшний день существуют в этой сфере права. Новый Устав учел опыт Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, накопленный за 15 лет. Согласно Уставу, в Законодательное Собрание региона будет избираться 22 депутата по одномандатным округам, 23 депутата - по партийным спискам. Усть-Ордынский Бурятский округ является административно-территориальной единицей с особым статусом. Основы особого статуса закреплены в Уставе. Развивается институт местного самоуправления.

- Реформа местного самоуправления на территории области стартовала в 2006 году. Как Вы считаете, муниципалитеты региона уже оценили возможности самоуправления?

- Я убеждена, что это наше конкурентное преимущество. Во всей России муниципальная реформа в полном объеме стартовала с 2009 года - в условиях кризиса. Когда появляются новые муниципальные образования, проходят выборы, люди еще не знают, каким образом работать в муниципалитетах. Им сложно. Никто ведь не подготовил ни депутатов, ни глав поселений, как профессионалов. А в Иркутской области этот опыт наработан. Мы провели уже вторые выборы, население почувствовало вкус.

Каковы же возможности местной власти, когда доходов катастрофически мало? Ее главная возможность - по максимуму консолидировать население вокруг себя.

Ответственность, самозанятость, самоорганизация - три кита, которые лежат в основе местного самоуправления. Сегодня институт местного самоуправления - это институт сохранения. Это та государственная "инфраструктура", которая позволит нам ответить на вопрос, какими мы выйдем из кризиса.

- В Иркутской области, как и в стране в целом, непростая экономическая ситуация. Как, на Ваш взгляд, можно минимизировать последствия кризиса?

- Депутатскому корпусу необходимо учитывать кризисные явления. Как правильно выстроить приоритеты, когда нет денег? Областной бюджет 2009 года шел очень сложно. Депутаты, которые работали в предыдущем созыве, тяжело воспринимали необходимость секвестирования бюджета на 5 млрд рублей. Выбор был такой - либо сохранить параметры бюджета и лгать людям, либо услышать, каковы реальные прогнозы исполнительной власти - что нас ожидает, какие доходные источники будут обеспечены на 100%, а какие деградируют. Так, например, в этом году мы получаем катастрофическое снижение налога на прибыль. Лгать людям мы не имеем права. Популизм в этом случае неуместен.

Отмечу важность инструмента, который создан губернатором Иркутской области - это 24 рабочие группы, в которые включены депутаты. В январе-феврале, когда шло обсуждение антикризисной программы региона, никто не боялся, что выскажет бестолковое предложение, идеи генерировались разные. Затем совместно был сформирован окончательный перечень предложений, который мы выложили в многостраничном объеме, и сегодня по повесткам заседаний областного правительства мы видим, что наши предложения востребованы.

Сегодня все говорят об оптимизации. Это хорошее слово стало с горьким оттенком. Оптимизация касается сокращения рабочих мест, сокращения бюджетной сети. Бюджет - это сегодня один из основных работодателей.

Считаю, что поиск новых доходов - это не только работа у себя внутри через оптимизацию, но и через развитие самозанятости. Сегодня в этом направление федеральные деньги работают. Более того, в регионах есть перспектива получать дополнительные ресурсы на эти цели.

Иркутская область, экономика которой во многом определена экспортной ориентированностью, по праву имеет возможность быть поддержанной федеральными ресурсами.

В 2011 году Иркутск отметит свое 350-летие. Губернатор Игорь Есиповский и мэр Иркутска Владимир Якубовский многое сделали в продвижении строительства объездной дороги вокруг Иркутска и реконструкции набережной Ангары. Надеемся, что с помощью федерального бюджета эти проекты, общей стоимостью более 12 млрд рублей, будут реализованы. Такое масштабное строительство позволит трудоустроить сотни рабочих, потребует большой объем строительных материалов. Все это, в свою очередь, отразится на доходах в бюджет, на социальном обслуживании населения.

Подчеркну, что в работе областного парламента складывается практика обсуждения актуальных законодательных инициатив в так называемом "нулевом" чтении и во взаимодействии с правительством и с общественностью. Совместная доработка законов не означает, что Законодательное Собрание - это департамент правительства Иркутской области, как высказывались некоторые критики. Сегодня ценность как раз в конструктивном взаимодействии, что обеспечивает в рамках кризиса такой фактор, как стабильность. В областном парламенте только 15 депутатов работают на освобожденной основе. Этими силами требуемый объем работы обстоятельно выполнить сложно. Поэтому мы обязаны взаимодействовать с правительством, чтобы все просчитать, проанализировать. Причем у депутатов и членов правительства при обсуждении некоторых вопросов могут быть диаметрально противоположные позиции. Важно уметь договориться и увидеть тот вектор, по которому надо развиваться.