- Иван Григорьевич, насколько успешно, на Ваш взгляд, начало работать Законодательное собрание, выборы в которое, как известно, прошли 10 октября?
- За короткий срок прошло три сессии. Первая, организационная сессия обычно проходит достаточно сложно, потому что формируется вся законодательная власть в регионе. Понятно, что есть у кого-то амбиции, есть альтернативные предложения, но, на мой взгляд, первая сессия в новом созыве прошла организованно, без какой-либо конфронтации.
Вторая сессия уже прошла нормально, а третья, последняя в уходящем году, была очень насыщенной – к 52 вопросам повестки было добавлено еще 12, внесенных непосредственно на сессии.
Такие важные для региона законы, как закон о бюджете области на 2011 год и плановый период 2012-2013 гг., план социально-экономического развития и другие – были тщательно проработаны на комитетах и во всех фракциях и были приняты без особых замечаний. Все прошло организованно, без каких-либо сбоев.
- Как бы Вы охарактеризовали бюджет Новосибирской области на 2011 год и плановый период на 2012-2013 гг.? Удалось ли сохранить его социальную направленность?
- Бюджет 2011 года является уже не кризисным, это бюджет выхода из кризиса. Все социальные обязательства, которые были взяты ранее, остаются в силе, и есть средства и на развитие области.
Кроме того, принят новый закон о социальной поддержке тех жителей, родители которых погибли во время Великой Отечественной войны. Пусть это и небольшие суммы, но это дополнительные обязательства, взятые на себя исполнительной властью региона и Законодательным собранием.
- Какие законопроекты (кроме бюджета региона), внесенные в план законопроектных работ на 2011 год, на Ваш взгляд, являются особо значимыми для региона?
- Вопросов очень много, но я бы выделил, например, законопроект "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Новосибирской области", "О ежемесячном пособии на ребенка" – планируется его увеличить, "О размере и порядке выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством", и ряд других, требующих финансовых затрат.
Планируется также принять закон о господдержке благотворительной деятельности и добровольчества, несколько законов, касающихся выдачи универсальных электронных карт жителям области.
Хотел бы отметить законопроект о господдержке потребительской кооперации – он предусматривает обеспечение занятости населения в сельской местности через систему потребкооперации.
- На Ваш взгляд, заметны ли отголоски политической борьбы, развернувшейся в ходе кампании по выборам в Законодательное собрание?
- Я не заметил. В областном Законодательном собрании присутствует четыре фракции, и, безусловно, есть такие принципиальные вопросы, по которым они могут заявить свою позицию в самом начале сессии. Например, на второй сессии коммунисты сразу сказали, что за бюджет области они голосовать не будут, поскольку им дано такое указание вышестоящих партийных органов.
Тем не менее, при рассмотрении законопроекта о бюджете области большинство коммунистов проголосовали за него, тем более, что законопроект во многом – результат работы их однопартийцев: заместителя председателя бюджетного комитета Сергея Канунникова и заместителя председателя Законодательного собрания Владимира Карпова, отвечающего за подготовку сессии.
Мы стараемся подходить конструктивно к решению всех вопросов, тем более, что за 8 дней до сессии на президиуме Законодательного собрания встречаются все руководители фракций, и есть возможность обсудить какие-то спорные вопросы. Более того, мы договорились с руководителями фракций, что если и после президиума возникают вопросы – собираемся у меня и обсуждаем возникшую проблему.
- В отличие от предыдущего созыва областного Совета, у "партии власти" нет так называемого квалифицированного большинства, при этом возможности перехода депутатов из одной фракции в другую сильно ограничены. Каким Вы видите взаимодействие между фракциями? Может ли случиться так, что, объединившись, несколько фракций могут заблокировать какой-то принципиальный для региона вопрос?
- Я думаю, что у нас такая ситуация маловероятна. Большинство депутатов во фракциях и ЛДПР, и КПРФ, и "Справедливой России" хорошо понимают ситуацию в экономике региона, и они, конечно, не пойдут на то, чтобы заблокировать какой-то важный вопрос.
- Как Законодательное собрание будет строить отношения с исполнительной властью региона? Возможны ли принципиальные расхождения по каким-либо вопросам?
- Я считаю, что в регионах, где законодательная власть вступает в конфронтацию с исполнительной, происходит не созидание, а прозябание. Лично я не собираюсь конфликтовать с исполнительной властью – губернатором, руководителями других органов исполнительной власти региона. Мы всегда должны находить общий язык, чтобы в итоге наши решения шли на пользу Новосибирской области и ее жителям.
- Будет ли Законодательное собрание проводить парламентские расследования?
- Если депутаты считают, что произошло нарушение закона, может быть создана специальная комиссия, которая проведет собственное расследование. Решение о создании такой комиссии должно приниматься на сессии, результаты расследования могут также быть оглашены на сессии – даже внеочередной, если ситуация не терпит отлагательств. При этом речь не идет о том, что в составе Законодательного собрания будет создан какой-то специальный орган для проведения парламентских расследований.
- Возможен ли, на Ваш взгляд, переход Законодательного собрания Новосибирской области на формирование по пропорциональной системе?
- Это будет зависеть от того, как будет развиваться политическая система в стране – возможно, такой вопрос и возникнет.
- Значительное число переизбравшихся депутатов дает основание полагать, что в работе Законодательного собрания будет сохраняться преемственность по отношению к областному Совету 4-го созыва. Тем не менее, планируется ли вводить какие-то новшества в работу областного парламента?
- В двух последних созывах Новосибирского областного Совета депутатов сложилась очень хорошая, конструктивная практика, когда все основные вопросы прорабатываются до сессии – в комитетах, на депутатских слушаниях, чтобы любой вопрос, который касается населения области, обсуждался как можно шире, чтобы на сессию его выносить тщательно подготовленным. Думаю, что эта практика сохранится и в Законодательном собрании.
Что касается новшеств – я буду предлагать комитетам Законодательного собрания по определенным проблемам делать выездные заседания, причем на той территории, где уже накоплен материал для решения конкретной проблемы. Кроме того, выездные заседания приблизят депутатов к избирателям.
В предыдущем созыве мы делали такие заседания, например, транспортный комитет выезжал в Северный и Барабинский районы области, чтобы обсудить состояние дорог. В Северном районе, где у нас добывают нефть, нефтяники активно используют дороги, которые в результате приходят в плачевное состояние.
Хочу подчеркнуть, что все заседания комитетов, депутатские слушания у нас открыты – приглашаются СМИ, представители общественности. Кроме того, депутаты, встречаясь избирателями, доводят до них информацию о разработке тех или иных законопроектов. Другое дело, все ли их слышат, но это уже другой вопрос.
По регламенту у нас есть такая форма – закрытое заседание сессии Законодательного собрания, но она применяется крайне редко. За четыре созыва такое было всего один раз, еще в 90-е годы, когда обсуждался вопрос об отчуждении из областной собственности акций ОАО "Новосибирскэнерго".
Важно, чтобы реальные проблемы, с которыми жители области обращаются в органы власти всех уровней, как исполнительной, так и законодательной, находили свое решение, в том числе в тех случаях, когда требуются финансовые вложения. На мой взгляд, это значительно усилит авторитет власти.
Это не новшество, это норма, но надо добиваться, чтобы она выполнялась более качественно.