Сибирь / Эксклюзив 2 сентября 2010 г. 09:23

Ректор Алтайского государственного технического университета Л.Коршунов: "Инженерное образование должно быть первичным: это фундамент, на котором в дальнейшем можно построить л

На вопросы агентства "Интерфакс-Сибирь" отвечает ректор Алтайского государственного технического университета имени И.И.Ползунова Лев Коршунов.

Ректор Алтайского государственного технического университета Л.Коршунов: "Инженерное образование должно быть первичным: это фундамент, на котором в дальнейшем можно построить л

- Лев Александрович, начать хотелось бы с самого "горячего" на сегодняшний день вопроса. В связи с сокращением числа выпускников школ в текущем году снижен ли проходной балл? Если да, то нет ли риска, что в вуз набраны менее способные дети?

- Проходной бал в вузах зависит от количества поданных заявлений и результатов ЕГЭ, с которыми пришли к нам абитуриенты. Бесспорно, одним из факторов, влияющих на проходной бал в этом году, является уменьшение количества выпускников школ. Но хочу подчеркнуть – ОДНИМ из факторов. Говоря об особенностях нынешней приемной кампании, отмечу несколько моментов. Во-первых, сокращение численности выпускников серьезно повлияло на набор студентов на платной основе – он заметно сократился. Но в АлтГТУ проще стало поступить на бесплатное обучение. Так, конкурс в 2009 г. на бюджетное место составил 5 человек, в этом году - 4. Наш университет, с учетом наибольшего количества бюджетных мест и стоимости обучения, которая на технических специальностях ниже, чем на гуманитарных, становится одним из самых "дешевых" вузов Алтая. В данной демографической ситуации ЕГЭ по-прежнему оказывает большое влияние и на конкурс, и на проходной бал в вузы.

- Лев Александрович, все-таки система ЕГЭ – это хорошо или плохо для системы высшего образования?

- Я не являюсь противником ЕГЭ, но, одновременно с положительными моментами, не могу не видеть и негативные стороны этой системы. Более того, мне порой кажется, что ЕГЭ в судьбе школьника играет роль некого Троянского коня, который если и не ломает дальнейшую судьбу его, то по крайне мере серьезно усложняет. В прошлом году количество обязательных экзаменов ЕГЭ государство снизило до двух, исключив физику, химию, т.е. необходимые предметы для технических специальностей. Учащимся школ (и их родителям) необходимо самостоятельно принимать решение, по каким предметам, не входящим в обязательную программу, они будут сдавать ЕГЭ. Дело в том, что наш российский менталитет – "идти по пути наименьшего сопротивления" - приводит к тому, что школьники, будущие абитуриенты, стараются сдать как можно меньше предметов и только те, по которым, на их взгляд, экзамен легче. Понятно, что ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам сдать проще, чем ЕГЭ по физике. И сколько бы государство не говорило, что юристов, экономистов и гуманитариев в избытке, что рынок труда уже не способен "переварить" такую массу "лириков" и во избежание коллапса системно сокращает число бюджетных мест по данным специальностям и направлениям, все равно абитуриенты устремляются для поступления на специальности гуманитарного и экономического профилей.

Мы, как тот караван: сколько бы нам не говорили - идем своим путем и, как результат, из 15,7 тысячи выпускников алтайских школ 12 тысяч сдали ЕГЭ по гуманитарным и экономическим направлениям. Таким образом, ЕГЭ подталкивает наиболее талантливых, хорошо подготовленных абитуриентов поступать на не востребованные гуманитарные и экономические направления. Это "взвинчивает" конкурс, уменьшает шанс поступления, порождает разочарование и трагедии и у родителей, и у детей, закрывая путь в технические вузы.

Посмотрим, что произошло в техуниверситете в этом году. Проходной бал на бюджетные места по экономическим и гуманитарным специальностям достигал 250-260 баллов, на некоторые технические - 110-120 баллов. В результате даже абитуриенты, имеющие 240-250 баллов, не набрали необходимого проходного балла, а отсутствие ЕГЭ по физике закрыло возможность поступления на технические специальности. Опыт наших преподавателей показывает, что "школьник-лирик", имеющий 220-250 баллов, достойно знает физику, но даже тройка по ЕГЭ гарантировала бы ему поступление на ряд престижных технических специальностей.

А далее, походив по другим вузам, большинство из них вынуждены были пристраиваться на внебюджетные (платные) места, при этом родители, как правило, ищут более дешевые вузы. К сожалению, дешевле не есть лучше. В данной ситуации теряют все: и государство, и школьники с родителями, и система высшего образования.

Мне могут возразить: а как же призвание? Не хочу втягиваться в споры. Но опыт многих высокопрофессиональных управленцев говорит о том, что не важно, что ты заканчиваешь - экономический или технический вуз. Важно другое: если ты экономист, то, придя на реальное производство, не станешь профессионалом, способным управлять, без детального знания технологии производства, а это - инженерия.

Извините за нескромность, но мой личный опыт говорит, что инженерное образование должно быть первичным, ибо это фундамент, на котором в дальнейшем можно построить любую конструкцию своей судьбы.

- А как Вы относитесь к высказываниям многих специалистов, что сегодняшние абитуриенты изначально менее способны в плане обучения?

- Меня как ректора не могут не беспокоить определенные негативные тенденции. Отмечу две. Первая. Несмотря на то, что в школах края, в том числе и сельских, за последние два года произошло серьезнейшее техническое переоснащение, в том числе, и компьютерами, возможности предоставления образовательных и подготовительных услуг в городах все-таки выше. Дополнительные занятия с репетитором, доступ к информации, Интернет-ресурсам, дополнительные курсы подготовки в самих вузах: краткосрочные, долгосрочные, десятки библиотек - вот только небольшой перечень преимуществ, которые есть у городского абитуриента. Отсюда сближение стартовых условий сельского и городского школьника происходит медленней, чем нам бы хотелось. Сельского ребенка, чтобы учеба не была для него непосильной, необходимо подтянуть и уделять ему больше преподавательского внимания и времени. Но еще раз хочу подчеркнуть, это не оценка способностей сельского школьника, это оценка возможностей города и деревни оказать абитуриенту образовательные услуги. В городе они пока выше. И поэтому архиважно, чтобы качество подготовки и возможности сельского школьника стали вровень с возможностями городских школьников.

Вторая. Аналитика последних лет показывает, что ранее основной базой студенческой среды были школьники городских школ, в настоящее время - сельский школьник. Количество детей, поступающих к нам из районов, с каждым годом увеличивается. В условиях нынешней демографической ямы мы должны более активно работать с сельскими выпускниками. Отсюда и особая актуальность этой ситуации, не только для нашего вуза, но и для многих субъектов России.

- Каким Вы видите выход из данной ситуации?

- Выход в триединстве: школа (а это школьники, родители, учителя), вузы и администраторы (управленцы) системы образования - совместный диалог, совместная работа и совместные действия.

Изначально АлтГТУ оказывается в неравных условиях с вузами, где преобладают гуманитарные направления. Технический университет уже сегодня налаживает контакты с родителями, школьниками, учителями. Так, например, в этом учебном году вместе с управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи мы провели Интернет-конкурс, направленный, прежде всего, на умение городских и сельских школ пользоваться Интернетом во время проведения занятий. Наши специалисты регулярно проводят встречи со школьниками по всему краю, рассказывая абитуриентам обо всех возможностях, которые раскрывает перед ними ЕГЭ (сдача ЕГЭ по всем предметам). Мы надеемся, но самое главное и работаем над этим, что уже на следующий год удельный вес технических направлений увеличится, и у большего количества студентов появится возможности на бюджетной основе получить высшее техническое образование.

Мы не должны ограничивать наших детей в выборе профессий, не идти по пути наименьшего сопротивления, а наоборот, сдавать ЕГЭ по полному комплексу дисциплин. Только тогда родители смогут быть уверенными в том, что их ребенок сможет твердо стоять на ногах. А у ребенка будет больше возможностей для выбора профессии, которая будет им любима и обеспечит ему условия для его дальнейшего развития.

Бесспорно, в этом триединстве особая роль у управления Алтайского края по образованию и делам молодежи. Только совместными усилиями возможно улучшение сложившейся ситуации. Уверен, что с приходом нового руководителя, много лет проработавшего в системе высшего образования и знающего все тонкости нашего ремесла, решение как проблем, так и задач, стоящих перед образовательной средой Алтайского края, выйдет на новый уровень.

- Лев Александрович, все-таки в техническом университете самое большое количество бюджетных мест по сравнению с другими образовательными учреждениями региона.

- Да, технический университет традиционно лидирует по количеству студентов и бюджетных мест для них. Более того, последние два года число бюджетных мест на специальности инженерного профиля практически не сокращается. Поэтому еще раз хочу обратить внимание будущих абитуриентов и их родителей на то, что государство тем самым подает сигнал – в ближайшем будущем понадобятся "технари", следовательно, рабочие места для наших выпускников будут.

Но одновременно с этим техуниверситет, как и большинство вузов страны, всеяден. Прошедшие 10-15 лет заставили вузы задуматься над созданием условий для выживания большого коллектива, выплатой заработной платы, налогов и т.д. Естественно, это проблема не обошла и АлтГТУ, заставив искать и создавать новые рынки сбыта образовательных услуг. Результатом попытки университета выжить явилось то, что около 30% нашей образовательной деятельности - гуманитарные и экономические направления. Как будут развиваться события дальше, пока не хочу прогнозировать, хотя наш коллектив разработал и принял Комплексную программу развития вуза до 2013-2017 годов.

- Лев Александрович, скажите, пожалуйста, повысилась ли в текущем году стоимость обучения в АлтГТУ, и каково соотношение бюджетных и коммерческих мест?

- На сегодняшний день действует решение Президента РФ о замораживании стоимости за обучение. Естественно, оно выполняется. Но есть еще один сдерживающий фактор – это демографическая яма и, как следствие, сокращение количество выпускников школ. Могу сказать, что оплата внебюджетных мест осталась на уровне прошлого года. Однако на гуманитарных специальностях она была немного повышена, но при этом снижена стоимость обучения по техническим направлениям. С одной стороны, это дает вузу преференции в борьбе за абитуриентов, поступающих на платные места. Но с другой – замораживание цен за обучение нас крайне беспокоит, потому что стоимость платных образовательных услуг в пересчете на одного студента сегодня значительно ниже государственного финансирования бюджетного места той же специальности. По сути, мы теряем около 80 млн рублей, а это – составная часть заработной платы преподавателей и сотрудников вуза, модернизация материальной базы факультетов и многое другое. Хочу отметить, что в нашем вузе больше всего бюджетных мест и стоимость обучения на технических специальностях ниже, чем на гуманитарных. И рискну заявить: политех сегодня самый дешевый по стоимости и самый высокий по качеству подготовки специалистов.

- Какие новшества ждут вуз в текущем году?

- В соответствии с федеральным законодательством, система обучения во всех вузах становится двухуровневой. Постепенно исчезает такое понятие, как "специальность". На смену ему приходят бакалавриат и магистратура. В этой связи наша задача разъяснять в первую очередь родителям будущих абитуриентов, что бакалавр после окончания вуза (4 года) получает диплом о высшем образовании государственного образца такой же, какой получили и они. Пятый и шестой годы – магистратура – предполагает подготовку студентов, решивших заняться научной, преподавательской деятельностью или повысить свою профессиональную квалификацию.

Будущие абитуриенты и родители уже сегодня должны разобраться в новых, непривычных до сих пор терминах, а самое главное - найти в этих терминах, где же "замаскирована" специальность, которую хотел бы получить их ребенок. И приступить к подготовке ЕГЭ не только по профилю предполагаемой профессии, а по всему спектру образовательных дисциплин.

- Лев Александрович, Вы освобождаете целый корпус под инновационно-технический центр университета. Чем будут заниматься сотрудники этого центра?

- Пока это только планируется. Для того, чтобы окончательно освободить корпус университета, нужно окончить строительство лабораторного корпуса, которое и ведется сейчас. Освобождение учебного корпуса даст нам возможность перекомпоновать учебные процессы и максимально освободить площадку для технологий. Работать в этом корпусе будут две группы: профессорско-преподавательский состав и студенты – мозговая и рабочая сила. В техуниверситете уже действуют структуры, делающие опытные образцы научных разработок, созданы коммерческие предприятия. Подобное новшество удачно вписывается в рамки автономного учреждения, Поэтому в созданном центре, если вспомнить К.Маркса, будет сконцентрирована научно-практическая база, а именно: капитал, рабочая сила, интеллект наших ученых с интеллектуальной собственностью и производство. А вот насчет нового продукта пока говорить рано.

- В вашем вузе активно развиваются международные направления обучения студентов. Для чего это необходимо и имеют ли возможность студенты вашего университета стажироваться в зарубежных вузах?

- Есть вещи, которые характеризуют престижность вуза. В частности, наличие иностранных студентов и ребят из других регионов страны. Это объективный показатель места вуза в системе высшего образования. Нельзя не учитывать и то, что при сокращении численности российских студентов, иностранные студенты – источник финансирования вуза. За последние два года в системе подготовки иностранных студентов в рамках нашего вуза произошли серьезные изменения. Мы вышли на новый качественный уровень, дающий возможность получения двух дипломов: российского и китайского.

Это дает нам возможность не только войти в информационную систему с образовательной точки зрения, но и параллельно изыскать множество тем для научного партнерства между вузами.

- В текущем году ваш вуз провел набор на новое русско-китайское направление. Что представляет из себя подобное обучение и насколько оно доступно?

- Обучение по совместной российско-китайской программе будет поводиться по следующей схеме: 2 года студенты будут учиться у нас в АлтГТУ, затем 2,5 года в Китае в Даляньском университете информатики NEOSOFT и оставшиеся полгода опять в АлтГТУ. Во время обучения в Китае студенты в течение года будут изучать китайский язык и 1,5 года дисциплины специализации. Выпускную работу студенты выполняют на двух языках – русском и китайском и после ее успешной защиты получат два диплома – российский (по направлению "Прикладная информатика") и китайский (по направлению "Электронная коммерция").

- В таком случае возрастает риск утечки кадров…

- Да, но у этого процесса есть две стороны. С одной стороны, плохо, что происходит утечка кадров, а с другой стороны, это говорит о том, что наш университет готовит специалистов, востребованных не только в нашей стране, но и за рубежом. А это имидж вуза и признание на рынке образовательных услуг.