В интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков рассказал, как выжить вузу в кризисные времена, почему нужно наращивать число иностранных студентов и зачем осенью в Барнауле соберутся всемирно известные специалисты в области биотехнологий.
- Сергей Валентинович, так сложилось, что в последний раз мы беседовали с Вами ровно год назад. Какие основные события и достижения вуза Вы бы могли отметить за этот период, что судьбоносного произошло в АГУ за прошедший год?
- Прошедший год был наполнен событиями: были и достижения, и проблемы. Результаты у нас есть по всем направлениям деятельности, но оценить их значимость очень сложно. Главное для университета - образовательная деятельность. В 2014 году университет победил в конкурсе Минобрнауки РФ на присвоение статуса инновационной образовательной площадки. Наш вуз получил сразу два статуса - федеральной инновационной образовательной площадки в сфере высшего образования и в сфере дополнительного образования. При этом в сфере высшего образования мы этот статус получили благодаря тому, что выиграли конкурс по разработке трех новых образовательных программ в сфере биомедицины, биотехнологии, физико-химической биологии для федеральных вузов. Это очень серьезное достижение. На эти цели нам выделено 9 млн рублей, и сейчас две программы разрабатываются на химическом факультете и еще одна – на биологическом. Они будут предлагаться другим вузам как новые перспективные образовательные программы для подготовки тех поколений специалистов, которых еще нет. Для нас это особенное достижение с учетом того, что в крае работает биофармкластер.
Если говорить о научных разработках, то в этом году мы создали Центр коллективного пользования. Особенно важно и то, что в прошлом году мы завершили формирование наших баз практик. До 2012 года у вуза была только одна база – на озере Красилово. В прошлом году мы создали еще две – на Чарыше и в Чемале. В результате в Красилово теперь будут проводиться летние профильные школы, выездные научно-образовательные мероприятия, а также там будут отдыхать студенты и преподаватели.
Мы сделали важный шаг по сотрудничеству с предприятиями и организациями: заключили соглашение с администрацией Алтайского края о развитии университета как ведущего научно-образовательного центра. Это опорное базовое соглашение, после заключения которого мы начали активно сотрудничать с администрациями городов и районов, вышли на конкретные договоры с 25-30 компаниями. На этих предприятиях открываются базовые кафедры, где студенты проходят практику. Также мы вышли на базовые школы с проектом предуниверситария, направленным на подготовку школьников, чтобы они стали нашими будущими студентами. Таким образом, мы создаем для себя кадровый задел с точки зрения абитуриентов.
- А есть ли в вузе проблемы?
- Проблемы, конечно, есть. Главная проблема связана с тем, что меняются требования к высшему образованию с позиции Минобрнауки РФ: внедряются федеральные образовательные стандарты, практикоориентированность образовательных программ, увеличивается поток отчетностей. Преподаватели не всегда этим довольны. Это понятно: наряду с тем, чтобы готовить образовательную программу, преподавателям приходится писать отчеты, переписывать учебные комплексы, разрабатывать новые подходы. Это когда-то надоедает, потому что человеку хочется заниматься своей непосредственной работой – читать лекции. Но, с другой стороны, и лекции надо менять, и читать их надо по-другому - вводить интерактивные формы проведения занятий. Конечно, это не всем нравится, здесь и возникает проблема. Другой аспект проблемы в том, чтобы максимальное число наших преподавателей стремились к реализации современных требований: нужно заниматься образованием, наукой и множеством других направлений одновременно. Это вызывает недовольства, но мы их постепенно преодолеваем.
- Как вам это удается?
- У нас введена система "Кейс", где учитываются результаты деятельности всех преподавателей. По этим результатам мы ежегодно подводим итоги и выбираем некий "топ 10" преподавателей по образованию, науке, а также лучшие коллективы, факультеты, кафедры. Это кого-то стимулирует, а кто-то уже так и не сможет войти в эту систему. Здесь встает проблема обновления кадров, она тоже очень серьезная.
- Как Вы оцениваете преподавательский состав вуза? Сколько сейчас в АГУ профессоров, кандидатов наук? Как меняются эти показатели за последние годы?
- Мы прирастаем по этим показателям. Если в 2013 году у нас был 121 доктор наук, то сейчас 128. К нам приходят на работу доктора и из других вузов. Сейчас профессорско-преподавательский состав вуза – 880 человек, среди которых 448 кандидатов наук и 102 профессора. Я хочу сказать, что у нас нет исхода наиболее высококвалифицированных специалистов. Добавляется и молодежь. Мы серьезно поддерживаем молодых преподавателей – ассистентов, старших преподавателей. К примеру, у них больше, чем у других, увеличилась зарплата в прошлом году. Средняя зарплата по итогам прошлого года - в пределах 40 тыс. рублей.
- Несмотря на масштабную модернизацию образования, многие исследователи сходятся во мнении, что в России меньше, чем в других странах тратят на образование. Согласны ли Вы с этим? Сколько тратит АГУ на одного студента ежегодно? Считаете ли Вы это достаточным?
- Россия не занимает первые строчки по уровню финансирования образования - к сожалению, это так. Правда, надо учитывать и тот факт, что в России имеет место быть бесплатное образование. В развитых странах обучение одного студента обходится в 30-40 тыс. долларов ежегодно. У нас стоимость обучения студента - от 80 до 120 тыс. рублей. Конечно, нам нужно более высокое финансирование, так, чтобы в него входили не только зарплаты преподавателей и стипендии студентов. Нужны лаборатории, расходные материалы, обновление техники. Мало выделяется средств на ремонт. В целом, конечно, финансирования недостаточно, поэтому приходится идти на различные меры увеличения собственных доходов. Приходится вовлекать преподавателей в то, чтобы их научные разработки были востребованы, могли принести пользу не только экономике, но и дать доход вузу.
- Сергей Валентинович, как Вы считаете, актуальна ли проблема оценки качества и эффективности высшего образования? Если у нас все более-менее понятно с рейтингами вузов, основанных на критериях оснащенности оборудованием, количества иностранных студентов, финансирования и так далее, то как можно оценить качество образования в вузе? Как оцениваете это Вы сами?
- Это очень просто. Нужно посмотреть, как трудоустраиваются выпускники, есть ли спрос на них. Это основной показатель качественного образования. К примеру, есть кадровый резерв президента и там есть наш выпускник. Это показывает уровень подготовки. Посмотрите на руководство Алтайского края: из шести заместителей губернатора четверо закончили наш вуз. Это говорит о том, что наши выпускники востребованы не только по специальностям, но и как руководители. Есть и промежуточные оценки качества – сессионные показатели, независимые оценки, общественно-профессиональная аккредитация. Входной уровень поступления также очень характеризует имидж вуза. К примеру, в прошлом году к нам пришло самое большое количество олимпиадников и медалистов. В 2013 году мы заняли 7-е место в России по качеству приема выпускников. Это тоже показатель. Наш юридический факультет в числе первых 10 вузов получил общественную аккредитацию от Союза юристов России. Это тоже показатель. По уровню публикационной активности преподавателей мы занимаем в регионе лидирующее положение.
- Входит ли АлтГУ в международные рейтинги? Вообще наш вуз узнаваем в международном образовательном пространстве?
- Несомненно. Я не скажу, что АлтГУ - это всемирно известный университет. Нет. Но АлтГУ знают в вузах Германии, Франции, Америки. Однозначно нас знают на Центрально-Азиатском пространстве, потому что созданная нами Ассоциация азиатских университетов ежегодно прирастает новыми членами. К примеру, в этом году желание вступить в Ассоциацию выразили Индия и Пакистан. Нас хорошо знают в Китае. По рейтингу БРИКС среди стран Восточной Европы и Центральной Азии мы вошли в топ-100. Едва не попали в сотню лучших мы и в рейтинге британского агентства "QS" среди стран Восточной Европы и Центральной Азии – там мы на 102 месте. Это тоже серьезный показатель. Таким образом, в мировых рейтингах мы хорошо выглядим.
- Сергей Валентинович, как сильно ударила новая волна кризиса по вузу? В чем это проявилось? Сокращались ли бюджетные места, ставки, часы, преподаватели?
- Минобрнауки РФ уже который год сокращает бюджетные места на те направления, где, по данным министерства, есть перепроизводство специалистов. За 5 лет солидно сократились бюджетные наборы почти на всех гуманитарных факультетах. К примеру, по журналистике и связям с общественностью сейчас нет ни одного бюджетного места, на филологическом направлении удалось удержать 10 мест. У юристов и экономистов около 30 бюджетных мест. Если уменьшается количество студентов, то объективно мы должны сокращать управленческий персонал, а иначе кого он будет обслуживать? Но мы стараемся минимизировать потери, особенно для наших преподавателей. Мы ищем возможности их трудоустройства: к примеру, переводим их в колледж, на дистанционно-образовательные программы. Это очень болезненный процесс. В целом если по вузу сокращаются места на гуманитарных направлениях, то мы стараемся добиться увеличения мест по естественнонаучным направлениям, чтобы компенсировать общее количество студентов. Оно у нас, кстати, не снижается провальными темпами – на 7-10% ежегодно.
Из-за кризиса мы не свернули ни одной программы. Наоборот, мы считаем, что кризис – это возможность найти более эффективные проекты и стараться их реализовать в это трудное время. Мы выходим на оказание дополнительных услуг населению и предприятиям. Например, сейчас наши экономисты разрабатывают программу, которая научит людей минимизировать расходы по ЖКХ.
- Мы находимся на пороге вступительной кампании, и уже сейчас известно, что подавляющее число наших выпускников школ выбирают предметы естественнонаучного направления. Понятно, что многие из этих студентов придут в АГУ – на физико-технический факультет, к примеру. С чем Вы связываете такой интерес к естественной науке в последние несколько лет?
- Дело в том, что меняется отношение к диплому и высшему образованию в целом. Понимаете, 5-6 лет назад высшее образование представляло собой социальную функцию статусности независимо от того, какое оно и для чего нужно, - главное, чтобы был диплом. Это было престижно. Сейчас начинается переориентация: мало получить высшее образование, необходимо получить образование, которое поможет стать состоятельным и состоявшимся человеком. Давайте посмотрим, какие компании лидируют в мире по уровню доходов. Это высокотехнологичные компании в сферах информационных технологий, здравоохранения, высоких технологий, связанных с новыми энергоресурсами. В результате на выходе студент-физик уже представляет себе цену, и он не будет работать за копейки. Так что тут дело в востребованности таких специалистов. Несмотря на кризис, люди чувствуют, что Россия находится на направлении технологического развития. Это очень важно!
- В АлтГУ появился Центр коллективного пользования. Расскажите, для чего он нужен вузу, какое оборудование, кому и на каких условиях вуз теперь может предоставлять?
- Центр включает свыше 110 единиц оборудования на общую сумму более 115 млн рублей. Это современное высокотехнологичное оборудование. Многих видов оборудования нет не только в Сибири, но и в России. К примеру, две единицы техники мы получили из Америки, и в России вообще такого оборудования еще нет. У нас оснащены целый ряд лабораторий в сфере биомедицины, противораковый центр, Центр прикладной биотехнологии. Мы объединили все это оборудование в Центр коллективного пользования, чтобы можно было выводить исследования на междисциплинарные проекты, чтобы стимулировать наших преподавателей делать проекты на стыке наук, где прорывные направления, – физика, химия, биология, математика, информационные технологии.
Наша гордость - вычислительный кластер гетерогенной архитектуры, аналога которому нет в Сибири. С помощью этого кластера мы можем проводить математическое моделирование процессов, которые в естественных условиях должны проходить десятилетиями. Этот кластер работает для медиков, биологов, биотехнологов. Сейчас мы разрабатываем нормативную базу, чтобы пользоваться оборудованием могли все, кто желает, при условии наличия квалификации. Главная задача центра – работа специалистов разного профиля для решения междисциплинарных задач.
- В сентябре АлтГУ организует крупнейший международный биотехнологический симпозиум. Расскажите, какие темы и проблемы будут обсуждаться на мероприятии, каких гостей Вы ждете?
- На симпозиуме будут обсуждаться наиболее актуальные темы и проблемы по разным направлениям биотехнологий – медицинская, сельскохозяйственная, промышленная. Будут обсуждаться наиболее прорывные результаты наших коллег. Среди спикеров есть представители университетов США, Китая, Новой Зеландии, Казахстана, Израиля, Японии и многие другие.
- Сергей Валентинович, в вузе уделяют особое внимание привлечению иностранных студентов, в АлтГУ постоянно растет их количество. Почему вузу это так важно? Разве наши ребята менее талантливы?
- Миграционные процессы необходимы, и мы вынуждены идти на них, хотя бы с точки зрения решения демографических проблем. Если уж брать мигрантов, то лучше подготовленных, которые прошли адаптацию и изучили русский язык. Пусть они здесь живут и работают – это общемировая практика. Кроме того, они учатся платно и пополняют бюджет университета. Количество иностранных студентов также дает имиджевые показатели для вуза. Тем самым мы выходим на широкий международный образовательный рынок. Сейчас у нас в вузе обучаются около 600-700 иностранных студентов.
- Удалось ли в вузе сократить разрыв между результатами исследований ученых и применением этих результатов на практике? Как обстоят дела с коммерциализацией разработок и выводом высокотехнологичных продуктов на рынок?
- Вопрос коммерциализации вузовских разработок – один из самых нелегких вопросов новых требований к вузовским науке и разработкам. Мы понимаем необходимостьустановить тесное и взаимовыгодное сотрудничество с реальным сектором экономики, а тематика вузовских разработок должна быть как можно ближе нацелена на решение реальных задач действующих предприятий. Можно с уверенностью отметить, что за последний год нам удалось значительно сократить разрыв между результатами исследований ученых и применением этих результатов на практике. Мы провели полную инвентаризацию имеющихся наработок, был отобран ряд разработок, для которых вуз нашел средства, чтобы их профинансировать: разработать документацию, изготовить опытные образцы, представить их на выставках. Я хотел бы отметить разработку дефектоскопа сварных швов, созданного на основе исследований физико-технического факультета. Один экземпляр внедрен в серьезные работы томского Научного центра, связанные с созданием материалов и конструкций для космических аппаратов. Есть еще целый ряд продукции на основе вузовских разработок, востребованных в реальной экономике.
В последнее время мы прорабатываем еще один вариант ускорения коммерциализации разработок университета - через создание малых инновационных предприятий.