- Ирина Альбертовна, учитывая целый ряд нововведений, которые законодатели внесли и продолжают вносить в систему образования РФ, можно говорить о происходящей сейчас реформе, в том числе высшего образования. В частности, министерство образования и науки РФ изменило правила приема в вузы. С одной стороны, это облегчит работу приемных комиссий, сделает более "точным" показатель востребованности той или иной специальности. Но с другой стороны, не слишком ли это сократит показатель, который говорит о популярности вуза - "конкурс на место"?
- Действительно, приемная кампания в 2010 году будет содержать ряд нововведений, которые коснутся как абитуриентов, так и вузы. В частности, поступающим разрешено подавать заявления и документы не более чем в пять вузов по трем направлениям и специальностям подготовки. Изменит ли это показатель "конкурс на место"? Я бы сказала, что мы сможем увидеть реальную картину востребованности той или иной специальности. То, что происходило в 2009 году – это не был конкурс на место, это был показатель вала заявлений. Так, в нашем вузе были абитуриенты, которые подавали заявления на 20 абсолютно разных направлений подготовки и специальностей – "от физика до лирика".
По моему мнению, введение ограничения – абсолютно верный шаг. Судить о "конкурсе на место" мы сможем только тогда, когда подаются подлинники документов. В этом случае становится ясным, что эти абитуриенты хотят учиться именно в университете, именно на этом факультете, именно по этой специальности.
Для того, чтобы помочь выпускникам определиться с выбором места дальнейшего обучения, в школах области проводится профориентационная работа. И наш университет активно работает в плане развития этой программы. В настоящее время КемГУ сотрудничает более чем с сотней образовательных учреждений по всем городам и районам области. Наши преподаватели проводят встречи как с родителями, старшеклассниками, так и с педагогами. Мы считаем важным донести до ребят информацию о необходимости сдачи не только двух обязательных экзаменов в форме ЕГЭ (по русскому и математике), но и сдавать по выбору их столько, чтобы хватало на несколько альтернативных вариантов поступления. Нужно дать понять старшеклассникам, что большее количество сданных экзаменов позволит им подать документы на разные направления подготовки и расширит возможности выбора.
Еще одним из нововведений для вузов станет организация единой базы данных абитуриентов. Благодаря этому станет возможным увидеть, в какие вузы и на какие специальности, направления подготовки абитуриент подал заявления, куда в конечном итоге он принес подлинник.
В Кузбассе Кемеровский госуниверситет избран в качестве пилотной площадки для создания базы данных на всех абитуриентов по области. То есть университет будет базовой площадкой для сбора информации и затем передачи ее в федеральный банк данных. Мы надеемся, что это нововведение позволит упорядочить систему и оперативно получать, обмениваться информацией.
- Еще одно новшество этого года - создание инновационных предприятий при вузах. Как в КемГУ идет работа в этом направлении?
- Ранее в университете уже существовало четыре созданных предприятия. Однако в связи с отсутствием необходимых законов, регулирующих их деятельность, они вынуждены были "отпочковаться" от вуза и работать самостоятельно. Принятый закон позволил легитимизировать деятельность этих учреждений. В настоящее время все эти четыре предприятия приводятся в соответствие с нормативно-правовой базой и возвращаются в лоно университета.
Для этого была проведена достаточно большая работа. Во-первых, мы внесли необходимые изменения в устав вуза. Затем отобрали субъекты интеллектуальной собственности, которые можно коммерциализировать. Сделали все необходимое для патентования ноу-хау. Очень важно было определиться с оценкой стоимости проектов, а еще важнее – с самой системой оценки интеллектуальной собственности. Попутно решался – и был успешно решен – вопрос с площадями для работы фирм. Этому во многом способствовала специфика их оргструктуры – как правило, университетские предприятия, помимо выполнения собственных задач, несут на себе и нагрузку учебных и научных подразделений в общей структуре вуза.
При этом хочется отметить, что работа по организации таких предприятий немного легче дается факультетам и школам естественнонаучных направлений: они могут предложить "реальный" продукт, который можно "потрогать". Мне немного жаль наших гуманитариев - филологов, историков, социологов, политологов, психологов, потому что для них процесс организации предприятия, регистрации ноу-хау более сложный.
Между тем, одним из главных вопросов в период от изобретения до внедрения продукта остается финансирование. По моему мнению, оно обязательно должно быть поддержано государством. Наши молодые разработчики активно участвуют в конкурсах на получение грантов, как федеральных, так и областных, подаются заявки на рассмотрение проектов в Кузбасский технопарк. Кроме того, мы пытаемся наладить взаимодействие с крупными предприятиями. Однако, к сожалению, они пока ориентированы на покупку готовых технологий за рубежом
- Есть ли у вуза какой-то действительно готовый к продвижению на рынок проект?
- Конечно, в вузе есть проекты, которые не только готовы к реализации, но и уже находятся в работе. Пока конкретные примеры приводить не буду, нужно время, чтобы они получили свое хотя бы первоначальное воплощение. А вообще в университете достаточно сильные научные школы. Например, научная школа исследования физико-химических процессов в веществах для создания материалов новой техники. Разработки наших молодых ученых занимают призовые места не только в регионе и Сибири, но и на уровне российских соревнований.
Например, инновационный проект студента пятого курса химического факультета Александра Бервено, представленный им в рамках Зворыкинского проекта на Всероссийском молодежном образовательном форуме "Селигер-2009", вошел в число 55 лучших молодежных проектов по России, принято решение о его финансировании госкорпорацией Роснано.
Научная работа студента посвящена производству уникального углеродного сорбента, который в России находится в остром дефиците - его можно получать из каменноугольного сырья, которого в Кузбассе очень много. Новый материал будет в несколько раз дешевле зарубежных аналогов. Углеродный сорбент используется для получения чистых газов, очистки воздуха, в частности, от концентрированного метана в шахтах.
- Кемеровский госуниверситет сотрудничает с рядом зарубежных вузов. В 2009 году продолжилась ли работа по взаимодействию с коллегами из-за рубежа?
- Международное сотрудничество – одно из ведущих направлений развития университета. В 2009 году мы заключили два договора о сотрудничестве с университетом Инхоллэнд (Нидерланды) и институтом Пьер Аттле (Франция). В этом году впервые в рамках сотрудничества с институтом Пьер Аттле мы набрали студентов на подготовку бакалавров экономики по профилю "Страхование". В течение нескольких лет студенты будут обучаться у нас, а затем в зарубежном вузе, и в результате получат два диплома – КемГУ и вуза-партнера.
В настоящее время наш университет сотрудничает с ведущими вузами Бельгии, Дании, Нидерландов, Германии, Франции, Великобритании, США, Монголии, Китая и др.
Наша задача - максимально способствовать тому, чтобы умные, талантливые студенты после окончания вуза оставались жить и работать в Кузбассе. Стажировки и обучение в престижных иностранных вузах, на наш взгляд, позволяют студентам получить качественное образование, в том числе и международное на базе КемГУ. Соответственно, при устройстве на хорошую работу у таких студентов появляется гораздо больше преимуществ.
Также хочется отметить, что увеличивается количество студентов, приезжающих и к нам в госуниверситет из разных стран – Франции, Нидерландов, Китая, Монголии. По заданию федерального агентства в этом году к нам приехали 25 студентов из стран СНГ.
- Ирина Альбертовна, в 2009 году в полную силу должны были заработать вновь открытые после перерегистрации в 2008 году диссертационные советы. Как они работали в этом году?
- В Кемеровском госуниверситете шесть своих диссертационных советов и два объединенных – с другими вузами по юриспруденции и по вопросам психологии, социальной работы. В 2009 году вышел новый перечень научных специальностей профессорско-педагогических кадров, в соответствии с которым некоторые советы должны перерегистрироваться на новые специальности. У нас продлена деятельность пяти советов. Один совет по политическим наукам и социологии должен будет пройти перерегистрацию, так как изменена номенклатура в области политологии и социальных наук.
Кстати, за 2009 год в наших диссертационных советах было защищено 12 докторских и 52 кандидатских диссертаций. А наши сотрудники в своих и чужих советах защитили 9 докторских и 42 кандидатских диссертации.
- Скажите, вы как-то отслеживаете ситуацию с трудоустройством ваших выпускников? Есть ли у вуза какие-то ресурсы, способствующие решению этого вопроса?
- Конечно, мы отслеживаем ситуацию с трудоустройством, ежегодно более 90% выпускников трудоустраиваются, из них более 85% - по специальности. Ежегодно мы открываем новые специальности и направления подготовки, востребованные в регионе. Например, информационные технологии – эти ребята просто "штучный товар", их разбирают сразу, до того как они заканчивают обучение в вузе. Кроме того, у студентов есть возможность получить дополнительную квалификацию к основной специальности. Это, в свою очередь, расширяет диапазон трудоустройства для них.
Университет сотрудничает с руководителями очень многих предприятий. Ежегодно мы заключаем договор о социальном партнерстве и подготовке кадров для них. При вузе работает совет директоров крупных промышленных предприятий, союз руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, также мы активно сотрудничаем с федеральными службами – УФНС, ГУФСИН и другими. Все это позволяет в процессе подготовки корректировать рабочую учебную программу и давать нашим студентам те компетенции, которые необходимы для хорошего и достойного трудоустройства.