- Владимир Сергеевич, за привлечение инвестиций в Алтайском крае отвечают сразу несколько госструктур. Какие принципиальные функции в этом процессе отданы вашему центру? Не пересекается ли ваша деятельность в этой части с деятельностью, к примеру, Главного управления экономики и инвестиций региона?
- Алтайский центр инвестиций и развития - это, в первую очередь, инвестиционное агентство. Несмотря на то, что мы - краевое автономное учреждение, мы не являемся госструктурой. Наша работа направлена на прямое взаимодействие с инвесторами, мы должны предоставить инвестору полную информацию и без промедления, минуя все бюрократические моменты. Поскольку для бизнеса время - деньги, то наша основная задача - сэкономить это время, предоставив всю информацию, необходимую для принятия решения о реализации или отказе от проекта. Если по какой-либо причине наш центр не может ее предоставить, то мы организуем взаимодействие с любыми отраслевыми управлениями и иными органами исполнительной власти.
Что касается Главэкономики, то в любом случае мы находимся в фарватере деятельности управления, и вся наша деятельность соотносится со "Стратегией развития Алтайского края". Мы ориентируемся на ту работу, которую делает Главэкономики. У нас существует государственное задание, на основе которого мы и работаем.
- А в том случае, если инвестор напрямую обращается в Главэкономики, то управление самостоятельно ведет его или переадресовывает к вам?
- Здесь идет совместная работа нашего центра и Главэкономики. Мы работаем как с местным бизнесом, так и с внешним инвестором. Несмотря на то, что алтайскому бизнесу условия ведения бизнеса в регионе понятны, работа с алтайскими предпринимателями требует системного и качественного подхода. Наша основная задача помимо сопровождения проектов, заключается в их дальнейшем продвижении, а также в продвижении самой продукции на российский и на международный уровень. Что касается внешних инвесторов, то здесь должен быть более взвешенный подход, чтобы посмотреть, что за инвестор, как с ним лучше работать, чтобы потом не было никаких накладок. К примеру, с иностранными инвесторами необходимо соблюдение международных протоколов. При этом всю работу с инвестором мы ведем на бесплатной основе.
- Приходилось ли вам работать с иностранными компаниями и что за проекты они планируют реализовать в регионе?
- Да, приходилось - это компания "ДСМ - Восточная Европа" (входит в голландский холдинг DSM), которая планирует построить в Алтайском крае производство премиксов для животных. Мы начали прорабатывать вопрос о взаимодействии с компанией с 2013 года. В этом году на Петербургском международном экономическом форуме губернатор Александр Карлин и руководство компании подписали соглашение о сотрудничестве. На данный момент мы проработали несколько площадок под будущее производство. Передали информацию инвестору на рассмотрение. В конце сентября ожидаем приезда представителей компании DSM для ознакомления с площадками и принятия управленческих решений.
- В каком районе может появиться новое предприятие и каковы мощности будущего производства?
- С площадкой инвестор пока не определился. Решение по объемам производства еще предстоит обсудить с руководством компании, ведь в результате они могут быть больше или меньше изначально заявленных мощностей. К примеру, на первоначальном этапе рязанская группа компаний "Русская кожа", которая зашла с проектом в Алтайский край, предполагала строительство кожевенного завода с гораздо меньшими объемами производства. Но когда компания детально изучила рынок сырья в регионе, условия работы и рынок сбыта, то скорректировала проект в сторону увеличения мощности производства.
- Вашим центром разработаны более 20 типовых инвестпроектов, которые могут быть реализованы в регионе. Скажите, каким образом вы определяете, что именно в этом секторе экономики и именно этот проект необходим Алтайскому краю?
- Разрабатывая предложения, мы ориентируемся, в первую очередь, на потребности предпринимателей, которые обращаются к нам в учреждение. Также мы работаем с инвеступолномоченными, которые прекрасно знают свой район или город, и какие перспективные направления свойственны этому муниципальному образованию. Кроме того, мы опираемся на исследования, которые проводим в рамках госзадания, сформированного для нас Главэкономикой.
В инвестиционных предложениях, которые мы проработали, превалирует агропромышленный комплекс. Мы развиваем те сильные стороны, которые уже есть у Алтайского края, поэтому и предлагаем компаниям поработать в тех отраслях, в которых мы лидируем. А наш регион, как известно, занимает первое место в России по объемам производства сыра (более 70 тыс. тонн в год) и муки (около 1 млн тонн в год), мы в лидерах по темпам роста объемов производства молока наряду с Татарстаном и Башкирией. У нас первое место в Сибири по валовому сбору зерна, первое место в РФ по производству гречихи и т.д.
- Вы сказали, что проводите исследования, прежде чем оформить инвестпредложение. О каких исследованиях идет речь? И каким образом они проводятся?
- По сути это маркетинговые исследования с обоснованием того, каков объем рынка, его потенциал, сбытовые особенности. Мы проводим SWOT-анализ, выявляя слабые и сильные стороны, угрозы и перспективы. Также учитываем обращения предпринимателей, которые хотят реализовать себя в том или ином деле, но предметно его не могут изучить в силу того, что отсутствует информация. Все предложения имеют технико-экономическое обоснование.
В результате мы смотрим: да, у Алтайского края есть возможность и перспектива нарастить, к примеру, объемы производства овощей. Эта тема актуальна не только для края, но и для всей России. Таким образом, мы можем закрыть потребности как нашего региона, так и соседних субъектов.
Еще одно направление - переработка овечьей шерсти. На данный момент большие объемы шерсти, полученные в крае, никак не используются. Затраты на ее перевозку к месту, где ведется переработка, выше, чем закупочная цена на шерсть. И мы предлагаем бизнесу заняться переработкой этого сырья в крае. Сейчас готовятся три таких предложения. Первое - строительство цеха по производству шерстяного полотна, второе - цеха по производству войлочного полотна, третье - линия по первичной переработке овечьей шерсти для дальнейшей реализации перерабатывающему предприятию. Предлагается к производству мытая шерсть, прошедшая первичную обработку и упакованная в кипы. Планируемая загрузка предприятия - до 50 тонн в сутки. Объем инвестиций - от 20 млн до 80 млн рублей в зависимости от возможностей инвесторов и рыночной конъюнктуры.
В ближайшее время сотрудники центра будут защищать предложение по переработке шерсти в Главэкономики, ведь все типовые инвестпроекты на финальном этапе их подготовки проходят процедуру защиты в краевом ведомстве.
- Есть ли конкретные примеры реализации инвестиционного проекта по типовому предложению, разработанному вашей командой?
- Предложения находятся в открытом доступе - они размещены на нашем сайте и на инвестиционном портале Алтайского края. Предприниматели могут самостоятельно их скачать, поэтому отследить все проекты, реализованные по нашим предложениям, невозможно. Но у нас есть примеры, когда к нам обращались предприниматели, брали за основу своего проекта наше предложение, которое корректировали под себя. Еще три предпринимателя обратились за господдержкой для реализации проектов по нашим предложениям.
- Среди типовых проектов превалируют предложения аграрной направленности, что вполне понятно. На втором месте - проекты, связанные с разведением рыбы. Неужели это такая перспективная отрасль для региона?
- На самом деле наибольший интерес у компаний вызывает пищевая перерабатывающая промышленность, именно за такими типовыми предложениями обращаются к нам чаще всего. Интерес к этому сектору экономики объясняется высокими показателями доходности - порядка 19-20%.
Что касается рыбной отрасли, то потенциал здесь большой. В свое время Алтайский край вылавливал порядка 2 тыс. тонн рыбы в год (сейчас - 0,4 тыс.). Продукция Бурлинского рыбозавода поставлялась в Москву, предприятие было одним из крупнейших в крае. Очень много продукции шло на экспорт. Наши водоемы сейчас позволяют обеспечивать содержание рыбы без дополнительного прикорма в объеме порядка 8 тыс. тонн. Нужно разводить ту рыбу, которая адаптирована для наших условий - толстолобик, карп и т.д. Тем более государство сейчас выделяет поддержку на развитие этой отрасли. Да, федеральное законодательство ввело много ограничений по использованию водоемов, но на то и щука, чтоб карась не дремал. Есть возможность получить в аренду водоемы и выращивать рыбу - это и промышленный вылов, и организация спортивной рыбалки.
- Одним из крупнейших типовых предложений, разработанных Алтайским центром инвестиций и развития, стал проект строительства океанариума за 648 млн рублей, который, по вашим оценкам, может стать перспективным и рентабельным объектом. На какого инвестора рассчитан данный проект - внешнего или внутреннего? Где вообще может быть построен океанариум?
- Мы предлагаем построить океанариум там, где будет сконцентрирован туристический поток. Вполне возможно создание его в Бийске, Барнауле, Белокурихе или Белокурихе-2. Такой объект помимо туристов может стать центром притяжения для населения, проживающего в радиусе 200 км от океанариума. Ведь ездим мы из Барнаула в Новосибирск в магазин IKEA…
Помимо программ для посетителей в океанариуме мы предлагаем организовать учебные классы для изучения подводного мира.
Инвестпредложение по строительству океанариума мы разработали еще в прошлом году. Сейчас мы прорабатываем вопрос реализации проекта с несколькими внешними инвесторами. Были переговоры и с местными компаниями, и, я думаю, результат не заставит себя ждать.
Поток туристов в Алтайский край в 2014 году достиг 1,6 млн человек, а в этом идет увеличение еще на 20%. За 7 месяцев текущего года в ОЭЗ туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" побывало 356 тыс. человек, рост в 1,7 раза. Мы видим спад по пассажиропотоку на международных рейсах по аэропорту Толмачево в Новосибирске на 40%. Жители Сибири, не выехавшие на отдых за границу, поехали отдыхать на Алтай. Пусть не все 40%, но 20-30% от этого потока побывали в нашем регионе.
Это подтверждается ростом пассажиропотока на внутренних перевозках в аэропорту Барнаула - рост на 10%. Здесь и рост делового туриста. Опять же это увеличивает спрос на гостиницы. У нас еще отсутствует сеть гостиниц международного уровня, а потребность есть и из года в год только увеличивается. Поэтому мы предлагаем инвесторам поучаствовать и в открытии гостиниц международного уровня.
- Есть ли в практике центра примеры реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства?
- У нас есть проекты, которые мы предлагаем к реализации на основе государственно-частного партнерства. К примеру, реконструкция мостового перехода через реку Обь (Старый мост). Также мы разрабатывали модель концессионного соглашения между предпринимателем и муниципалитетом Первомайского района, которое предполагало реализацию проекта по водоснабжению села.
- Бизнес-сообщество уже привыкло к слову "кризис" и воспринимает его как данность, но готовится к более пессимистичному сценарию развития событий. Все это сказывается, в первую очередь, на инвестициях, которые все сложнее привлекать в регионы. Как вы скорректировали свою деятельность в этих условиях?
- Работа с самого начала была выстроена таким образом, чтобы вся организация действовала как единый механизм и в правильном русле. И в этом плане мы работу не перестраивали. Но мы постоянно "держим руку на пульсе" в плане поиска и применения новых возможностей, подходов к работе с проектами и инвесторами. Безусловно, работы прибавилось, потому что мы бы хотели сохранить положительную динамику привлечения инвестиций в Алтайский край, да и инвесторы активизировались, они ищут новые прибыльные направления. Как сказал один американский предприниматель: "В кризис нужны наличные и смелость". Для бизнеса промедление равносильно смерти, поэтому нужно засучить рукава и продолжать работать. Кто-то подсократил штат, кто-то начал производить то, что раньше закупал у других или нашел другие аналоги товаров или диверсифицировал свою деятельность.
В такое время необходимо оптимизировать бизнес. То, что экономика прощала в стабильные времена, сейчас может сказаться на бизнесе, поэтому в постоянно меняющихся экономических условиях необходимо реагировать более оперативно. Ведь в любом деле чем выше риск, тем выше доходность. Да и издавна говорили, что риск как-то связан с шампанским. Ведь это тоже импортозамещение!