Сибирь / Эксклюзив 16 июня 2010 г. 13:46

Руководитель Дорожной службы Иркутской области А.Кайдаш: "Дорожная служба - это стратегия и бизнес"

Руководитель Дорожной службы Иркутской области А.Кайдаш: "Дорожная служба - это стратегия и бизнес"

Иркутская область занимает второе место в Сибири после Алтайского края по протяженности автомобильных дорог общего пользования - 14,3 тыс. км. Построить дорогу - огромный труд, но не меньший труд - сохранить ее в пригодном состоянии. В Приангарье содержание более 90% всех дорог лежит на ОАО "Дорожная служба Иркутской области".

Год назад область чуть не потеряла "дорожного целителя". Предприятие находилось в банкротном состоянии, долги по налогам росли как на дрожжах. Если на начало 2009 года они составляли 77 млн рублей, то в середине года перевалили за 100 млн, а на начало августа возросли до 122 млн рублей. Работа дорожников практически была парализована из-за ареста счетов. Руководители предприятия менялись - семеро за последние 4 года. Андрей Кайдаш возглавил предприятие в августе 2009 года.

- Андрей Анатольевич, дороги в России, а особенно в Сибири, всегда были предметом для нареканий. Как вы видите решение этой проблемы?

- Иркутская область - в лидерах по количеству километров дорог на душу населения. В свое время, в 90-е годы, средства дорожного фонда были сопоставимы с бюджетом Иркутской области, поэтому в Приангарье было построено много хороших дорог. Но наши дороги были рассчитаны на тоннаж до 30 тонн, а сейчас повсеместно ездят большегрузы, разбивая дорожное полотно. Например, дорога Качуг-Жигалово строилась с расчетом на автомобили весом до 10-15 тонн, сейчас по ней ходят 60-тонные грузовики. Естественно, дорогу они разрушают. Разрушение идет очень быстро.

В условиях реализации в регионе множества инвестиционных проектов необходимость в хороших дорогах нарастает. Инвестиционная привлекательность области напрямую зависит от качества транспортной системы. Как любой проект начинается с развития инфраструктуры, так и Иркутская область должна развиваться с восстановления дорог.

- Что для этого необходимо?

- Я буду неоригинален: прежде всего, достаточный объем финансирования. Сейчас, по сравнению с 1990-ми годами, объем финансирования дорожной отрасли сократился в десятки раз. В этом году средневзвешенный норматив на содержание 1 километра областных дорог составляет 50 тыс. рублей. В прошлом году он был равен 43 тыс. рублей, в 2008 - 62 тыс. рублей. Аналогичный норматив на содержание федеральных дорог в 2008 году составлял 179 тыс. рублей, в 2009 - 229 тыс. рублей, в 2010 - 234 тыс. рублей. При этом для поддержания дороги в нормальном состоянии, в зависимости от ее категорийности, места нахождения, доступности обслуживания, необходимо ежегодно в среднем от 200 тыс. до 450 тыс. рублей на 1 км.

Затраты на содержание дорог у наших соседей-сибиряков выше, чем у нас, но тоже не дотягивают до полноценных. В прошлом году тариф на обслуживание километра дороги в Томской области составлял 111 тыс. рублей, в Бурятии - 82 тыс. рублей, в Новосибирской области - 96 тыс. рублей, в Кемеровской - 133 тыс. рублей, в Красноярском крае - 131 тыс. рублей.

Но мы должны понимать, что, если сегодня мы сэкономим на содержании, завтра нам придется вкладывать в десятки и сотни раз больше в ремонт или в строительство. Судите сами: на содержание 1 км дороги необходимо 200-450 тыс. рублей в год, ремонт стоит 1,5-2 млн рублей, строительство - 8-12 млн рублей. А если вовремя не "подлечить" трещину в покрытии, то через один весенне-осенний сезон нужно будет уже восстанавливать полотно в несколько квадратных метров. Экономически целесообразней обеспечивать нормальное содержание.

Я верю, что финансирование дорожной отрасли по остаточному принципу - явление проходящее. Прежде всего, это подтверждают конкретные действия губернатора Приангарья Дмитрия Мезенцева и областного правительства. Как подтвердил министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов, в областном бюджете впервые появляется отдельная статья расходов на ремонт и содержание автодорог. В нынешнем году на эти цели будет потрачено 736 млн рублей, в том числе 93 млн рублей – на капитальный ремонт. В планах области на 2011 год – существенно увеличить бюджетные отчисления на содержание и ремонт транспортной инфраструктуры.

Мы строим политику тесного сотрудничества с правительством Иркутской области, как с нашим 100-процентным акционером. Есть понимание ситуации у исполнительной и законодательной власти региона. По программе софинансирования "70 на 30" (30% средств выделяет областной бюджет, 70% - федеральный) в 2010 году выделено 27 млн рублей на приобретение спецтехники для Дорожной службы.

Уже в этом году нам удалось найти общую точку зрения с областным правительством по финансированию восстановительных работ после чрезвычайных ситуаций. Раньше это было в рамках содержания, то есть мы летом старались максимально экономить деньги и сокращать работы по содержанию дорог, чтобы предусмотреть средства на весну. В этом году впервые Дорожная служба достигла договоренности с министерством дорожного хозяйства, министерством финансов, МЧС о финансировании устранения последствий ЧС из резервного фонда области. На 2010 год это - 48 млн рублей на дорожные размывы и 37 млн - на ремонт мостов.

Не менее значима модернизация самой Дорожной службы. Когда я возглавил предприятие, оно представляло собой громоздкую, неповоротливую структуру с устаревшей техникой. Работали даже на ветхих машинах 80-х годов выпуска. Для выполнения работ, исходя из километража, по нормативам, нам необходимо 340-350 автогрейдеров, на август 2009 года у нас было 120, из них только 64 исправных, но и те с износом более 70%. Из необходимых 148 комбинированных дорожных машин (КДМ) - 98, из которых исправны 78, при этом износ составлял 85%. Парк техники не обновлялся целых семь лет, с 2002 года.

Работа держалось на порядочности и добросовестности людей, составляющих основной костяк дорожной службы. Фактически, отсутствовали консолидированный бухгалтерский и финансовый учет, единая система управления филиалами, а их 21 плюс управление. Нам пришлось буквально по зернышку собирать кадры для построения нынешней профессиональной команды. Мы внедрили антикризисное управление, реструктуризировали долги. Сейчас мы уже прошли фазу стабилизации и строим планы развития.

- Как вы закончили прошлый год? Какие планы на будущий?

- Мы закончили прошлый год с убытками, но с гораздо меньшими, чем прогнозировали. По итогам второго полугодия 2009 года из плановых 60 млн доналогового убытка было 9 млн, тогда как в первом полугодии убыток превысил 53 млн рублей.

В этом году мы рассчитываем получить чистую прибыль не меньше 40-45 млн рублей. Объем работ в денежном выражении должен превысить 1,2 млрд рублей, что на 40% больше показателя прошлого года.

Команда нашего предприятия прошла проверку на прочность. Погодные условия этого года в Иркутской области повлекли за собой две сложные ситуации, с которыми мы успешно справились. Во-первых, аномально снежная и холодная зима. На некоторых наших участках отвалы после прочистки дорог достигали 6 метров в высоту, а 1,5-2 метра было нормой. При минимальном финансировании мы обеспечили проезды на дорогах.

Второй сложностью стали паводки, когда началось активное таяние снежного покрова. Если в прошлом году водой были размыты 26 проблемных участков дорог, в этом году - 73, и каждый из них посерьезней, чем в прошлом. Например, на 89-м км федеральной трассы "Вилюй" вода полностью смыла 15 м дорожного покрытия с земляным полотном. Размыв был ликвидирован буквально за сутки. Наш персонал - механизаторы, начальники участков, мастера, директора филиалов - работали практически круглые сутки, чтобы на размытых участках и поврежденных мостовых переходах обеспечить проезд и возобновить связь поселков с "большой землей".

Профессионализм людей, умение решать самые сложные ситуации подтверждают - Дорожная служба способна качественно выполнять свою работу. В этом году мы заключили контракты с областью на 624 млн рублей, федеральные контракты - на сумму 165 млн рублей, имеем прямые договоры с предприятиями и муниципалитетами. Рассчитываем, что портфель заказов еще пополнится.

- Планируете ли вы приобретать новую технику?

- Сейчас мы уже купили самую необходимую технику на 40 млн рублей. В целом, в 2010 году планируем приобрести порядка 80 единиц техники на 250-290 млн рублей. При взаимодействии с областными министерствами имущественных отношений и дорожного хозяйства, при поддержке министерства финансов впервые получилось войти в федеральную программу по приобретению техники на 90 млн рублей и получить в лизинг на выгодных условиях грейдеры и КДМ на 150 млн рублей.

В этом году мы изыскиваем 7 млн рублей на приобретение средств малой механизации: фрезы, погрузчики, уплотнители асфальта. С такой техникой два человека смогут выполнять такой же объем работ, который выполняют сейчас 10 работников с лопатами.

У нас уже есть опыт по внедрению программы повышения эффективности движимого имущества. Мы создали стимул и механизм, благодаря которому директора филиалов меняют устаревшую, поглощающую запчасти технику на более эффективную, современную.

Если будем применять традиционные методы, можем не найти столько средств, чтобы восстановить дороги. Нужны новые технологии. Развитие территории ставит высокие требования к дорогам. Для этого мы совместно с министерством дорожного хозяйства и дирекцией (заказчиком) изучили зарубежный и уже имеющийся российский опыт по восстановлению (рисайклингу) дорог и планируем приобретение машины, способной осуществлять рисайклинг, стоимостью порядка 27 млн рублей. Ее производительность 2-4 км в час. Машина снимает старый слой дорожного покрытия толщиной 20-50 см, измельчает и перемешивает его, добавляет различные модифицированные битумные эмульсии и выдает новый слой монолитной дороги с характеристиками, удовлетворяющими самым современным требованиям. Применение такой машины уменьшает расходы на восстановление дорог по сравнению с традиционным способом на 40%, что позволяет за те же деньги, и в более короткий срок, восстановить дополнительные километры дорожного полотна.

К концу этого года мы планируем оснастить всю нашу технику системами GPS-наблюдения, на что потребуется около 6 млн рублей. Мы уже оборудовали такими системами порядка 40% машин, поставили датчики расхода топлива. В режиме on-line видно, опустил нож грейдер, вхолостую идет или простаивает, самосвал двигается пустой или груженый. В Америке это уже используется более 10 лет, в России только внедряется.

Эффект, как правило, проявляется сразу. GPS окупается за 3-4 месяца. В сентябре прошлого года, когда мы запланировали внедрить системы GPS, плановый расход топлива на предприятии составлял порядка 1 тыс. тонн в месяц. Затем план был скорректирован до 440 тонн, по факту истратили 197 тонн. Конечно, сложности свои с внедрением GPS есть. "Кулибиных" много: ломают, меняют полярность, накрывают металлом. Должно пройти определенное время, чтобы люди поняли: пора работать и получать доплату не от продажи топлива, а от результатов труда. Нужно работать и зарабатывать, а не "мышковать"!

Мы обращаем особое внимание на увеличение производительности труда на предприятии. Год назад показатель составлял 390 тыс. рублей, сейчас средняя производительность в службе - 450 тыс. рублей на человека в год. По итогам года производительность должна возрасти до 530 тыс. рублей, а в ближайшей перспективе - до 600-650 тыс. рублей.

- Какие, на Ваш взгляд, необходимы изменения в нормативных актах, законодательстве, чтобы создать нормальные условия для дорожников? Для отрасли в целом?

- Необходимо возродить дорожный фонд, целевое использование налогов, акцизов, штрафов, которые государство собирает с владельцев автотранспорта. В области в 2010 году эта сумма составляет порядка 3,5 млрд рублей. По бюджетному законодательству мы направляем эти "дорожные" деньги в доходную часть бюджета, но при формировании расходной части областного бюджета мы не получаем целевого финансирования дорожной отрасли. Применяется остаточный принцип, и на финансирование дорог Иркутской области остается порядка 1 млрд рублей.

Как сказано в 133-м федеральном законе, мы должны передать содержание областных дорог на муниципальный уровень. Но дороги в таком плачевном состоянии, что я считаю это просто нечестным по отношению к муниципалитетам. Многие муниципалитеты не справятся с их содержанием, а субсидии, которые они получат от областного центра, могут быть использованы не по назначению. Мы просто потеряем дороги. К счастью, это понимают и в правительстве Иркутской области, и в Законодательном собрании.

На законодательном уровне мы должны закрепить программное финансирование дорожной отрасли и уходить от распределительного финансирования. В Иркутской области министерство дорожного хозяйства уже разработало программу "Дороги Иркутской области на 2010-2015 годы". Авторы понимают, что программа не в полном объеме соответствует необходимости, но, по крайней мере, учитывает наши минимальные потребности. Изначально объем ее финансирования превышал 10 млрд рублей. Этот документ очень долго проходит согласование в Минэкономразвития. Но программа нужна нам как воздух. Мы должны определить, какие дороги необходимы в первую очередь, в каком объеме нужно восстанавливать либо строить, сколько готовы потратить на содержание.

На мой взгляд, также необходимо пересмотреть 94-й федеральный закон, который допускает к торгам на подрядные работы всех без ограничений. Не может небольшая фирма, не имеющая своей техники, выполнить качественно дорожные работы, да еще по цене ниже себестоимости! Много фирм, которые берут предоплату, начинают работу и исчезают. Реально в Иркутской области только наша компания, имеющая 21 филиал, способна выполнить госзаказ по обслуживанию всех автодорог. Если заказ раздробить на мелкие лоты и отдать частным компаниям, бюджетные затраты будут в 2-3 раза больше. Кроме того, возрастают риски по качеству содержания. Фирма, заполучив контракт, может через 3-4 месяца уйти от обязанностей по обслуживанию дорог - например, через процедуру банкротства.

Не все так просто в отрасли... К Дорожной службе относились долгое время, как к машине по освоению денег. Но Дорожная служба - это крупное предприятие, основывающее свою работу на бизнес-технологиях, это стратегия развития Иркутской области. Мы, в первую очередь, должны привести наши дороги к нормативному состоянию, перейти на новый качественный уровень работы по содержанию и эксплуатации автомобильных дорог. При этом компания должна научиться работать с прибылью и получить возможность для модернизации парка техники и повышения эффективности работы и профессионализма команды. Это наша задача, а как получиться, жизнь покажет, а водители скажут!