Некоммерческое партнерство "Межотраслевое производственное объединение работодателей Томской области" (МПО), выполняющее роль регионального союза промышленников, занимается разработкой предложений для властей по совершенствованию законодательной базы в сфере промышленности. Лидер объединения Кирилл Новожилов рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" об итогах состоявшейся в начале сентября встречи руководителей томских предприятий с губернатором области Сергеем Жвачкиным.
- Кирилл Львович, насколько известно, на встрече с главой области обсуждались задачи повышения конкурентоспособности продукции томских предприятий. Какие проблемы в этом направлении вы видите и какие пути решения предлагаете?
- В первую очередь рассматривалась тема сохраняющегося перекрестного субсидирования в электроэнергетике, когда предприятия платят за физических лиц. По сути, это такой изысканный дополнительный налог для бизнеса. Принцип перекрестного субсидирования в нашей стране существует десятки лет, хотя другие государства уже давно переориентировались на адресные меры поддержки населения.
Рыночная модель подразумевает одинаковые цены для разных покупателей, хотя во многих странах мы видим примеры, противоположные нашему - когда цены на электроэнергию для крупных предприятий за счет крупных объемов оказываются ниже, чем для физических лиц. Все же понимают, что оптом покупать всегда дешевле.
В то же время в Томской области к настоящему моменту образовалась самая большая среди соседних регионов "вилка" - то есть разница в стоимости электроэнергии для частных потребителей и компаний. Это напрямую влияет на конкурентоспособность любого предприятия, потому что затраты на электроэнергию - одна из самых больших статей в себестоимости продукции. Соответственно, даже на фоне соседей мы по этому показателю смотримся не очень привлекательно.
Ситуация сложилось потому, что вся "перекрестка" оказалась заложена в сетевую составляющую, которая у нас уже достигает половины тарифа. И руководители предприятий постепенно приходят к выводу, что при такой схеме выгоднее строить свою генерацию, чем покупать электроэнергию на стороне, даже несмотря на то, что это непрофильный вид бизнеса.
При этом все мы понимаем, что, предлагая какие-то инструменты для выхода из ситуации, нужно сделать так, чтобы от этого не пострадали незащищенные слои населения. А те, кто в состоянии, должны оплачивать электроэнергию по реальным ценам.
- Вы предложили какой-то механизм?
- Да, у нас есть предложение - отменить тарифный коэффициент 0,7 для физлиц, введенный для владельцев электроплит еще в советские времена. Этот коэффициент вводился с целью стимулировать спрос на электроплиты в противовес газовым плитам. Однако мы видим, что с каждым годом население все более активно использует различную бытовую технику, и доля электроплит в счетах за электроэнергию становится все меньше. В то же время с развитием технологий повышается класс энергосбережения электроплит. То есть с точки зрения энергокомпании разницы - имеет человек газовую плиту или электрическую - уже практически нет.
Кроме этого, мы предлагаем ввести социальный норматив, при котором стоимость определенной ежемесячной квоты на потребление электроэнергии будет низкой, социальной, а сверх нее - рыночной. Необходимость этой меры объясняется тем, что богатые люди потребляют много энергии - имеют "теплые полы", дополнительные приборы отопления, всевозможную бытовую технику, - но за ее использование платят копейки. В итоге по сути за состоятельных людей приходится расплачиваться их небогатым соседям.
- Почему нельзя эти меры ввести в Томской области, например, с 2013 года?
- Наши предложения не противоречат законодательству - ни федеральному, ни региональному, но спешить в этом вопросе нельзя. 2013-й год скоро начнется, и у всех энергоснабжающих организаций тариф уже подсчитан. Более того, в связи с последними повышениями тарифов (с 1 июля и с 1 сентября - ИФ) власти обещали, что новых изменений в этой сфере не будет до второго полугодия 2013 года.
Мы договорились с губернатором о создании совместной рабочей группы по этому вопросу. Механизм реализации получается довольно сложный, но возможный. Я считаю, что нужно в течение ближайших месяцев тщательно просчитать последствия введения наших предложений, сформировать механизм защиты людей с низкими доходами. Думаю, следующей весной рабочая группа сможет эти обоснованные предложения представить на суд областной администрации и депутатов.
Кстати, замечу, что даже от частичной ликвидации перекрестного субсидирования выиграют не только предприятия. Часть сэкономленных на оплате электроэнергии средств наши заводы смогут направить на выплату заработной платы. То есть и доходы людей вырастут, и бюджет за счет НДФЛ пополнится.
- Какие еще проблемы обсуждались на встрече с губернатором Сергеем Жвачкиным?
- Второй серьезнейший вопрос на сегодня - проблема контрафактной продукции. Гендиректор завода "Сибэлектромотор" Константин Нотман рассказал, что сегодня на рынке под маркой "Сделано в России" до 50% электродвигателей имеют китайское происхождение. То же касается манометров и других изделий машиностроения, в которых сильны томские предприятия.
Это очень страшно, так как 50% рынка - это те позиции, которые могут занимать наши предприятия. Потенциал рынка позволяет многим нашим предприятиям нарастить выручку, увеличить налоговые отчисления, кадровый состав, но контрафактная продукция не дает выйти на этот уровень.
Причем мы видим, что недобросовестные поставщики используют различные ухищрения для того, чтобы выдать китайские двигатели за томские. Завозят их под видом неготового товара - отдельно ротор и отдельно статор. Их собрать - одна минута, буквально четыре гайки прикрутить. Но зато поставщик экономит на оплате таможенных пошлин, и товар низкого качества получает преференцию. Далее открывается компания из трех человек, двое из которых прибивают шильдики с надписью "Сделано в России" и еще какой-нибудь надписью в духе "Томский электромоторный завод", или "Электротехнический завод". И в результате у неискушенного покупателя создается обманчивое впечатление, что это российский товар, к которому совершенно другое отношение - не такое, как к китайскому.
На томский завод "Сибэлектромотор" уже не раз пытались "вернуть" эти китайские электродвигатели - покупатели даже после поломки не задумывались о происхождении купленного по дешевке товара.
Самое страшное здесь то, что использовать контрафактную продукцию реально опасно - она не соответствует многим требованиям Ростехнадзора. Нам известен случай, когда один из комбинатов атомной отрасли закупил контрафактные крановые двигатели, которые не имели такой важной детали, как шпоночный паз - специалисты поймут, о чем речь. Говоря простыми словами, при их использовании груз мог в любой момент сорваться из-за прокрутки двигателя!
"Дыры" в европейском и американском законодательстве, позволяющие таким образом обманывать покупателей, уже давно устранены. Там, чтобы прикрепить шильдик "Сделано в США" или "Сделано в Европе", нужно, чтобы не менее 60% добавленной стоимости было произведено на месте. Если бы у нас такая норма действовала, то на ввозимой из Китая продукции ставили бы надпись "Сделано в Китае", и всем участникам рынка было бы все понятно.
Мы предложили властям Томской области выйти с законодательной инициативой ввести аналогичную норму и в нашей стране. Мы также хотим задействовать РСПП и обратиться к властям других регионов с тем, чтобы нашу инициативу поддержали.
- Когда вы рассчитываете на результат?
- Мы понимаем, что это не быстрый процесс: потребуется как минимум год на разработку законодательной инициативы и еще год на ее продвижение, ведь она затрагивает массу министерств и ведомств. Но мы считаем, что эту проблему можно частично снять в "ручном режиме", создав атмосферу нетерпимости к подобному бизнесу. Причем совершенно законными путями - такие "предприятия" не пройдут ни одну проверку Ростехнадзора. Я уверен, нам удастся выдавить недобросовестных продавцов контрафакта, по крайней мере, за пределы Сибирского федерального округа. Тогда им сложнее будет прикрываться именами наших производителей электротехнической продукции.
- Расскажите о ваших предложениях, касающихся регионального инвестиционного законодательства.
- Областной закон на этот счет существует уже много лет и в целом похож на аналогичные законы в других регионах. Он дает определенные бонусы новым проектам, которые прошли конкурсную комиссию при областной администрации. Речь идет о налоговых преференциях и о субсидировании процентной ставки.
Что касается налоговых преференций, то в этой части у предпринимателей вопросов нет - положения закона правильные и менять их не следует. Но если говорить о субсидировании процентной ставки, то этот пункт необходимо скорректировать. Закон устанавливает размер субсидии - 2,5 млн рублей вне зависимости от масштабов проекта, причем эта сумма не менялась уже 8 лет. Получается, что эта субсидия интересна только для малого бизнеса, которому, безусловно, надо помогать. Но что касается среднего и крупного бизнеса, то такая мера поддержки ему не интересна, следовательно, он и не учитывает ее при бизнес-планировании.
Мы предлагаем величину субсидии увеличить до 30-40 млн рублей, причем обязательно дифференцировать ее в зависимости от общей стоимости проекта. Это позволит повысить интерес инвесторов к Томской области, сделать размещение производств здесь более выгодным. Хотя речь может идти не только о предприятиях, но и о поставках оборудования, строительстве гипермаркетов и так далее. Законодательство для всех одинаковое.
Безусловно, предлагаемые меры приведут к увеличению расходов бюджета. Однако здесь я замечу, что эту статью и так надо кратно увеличивать, если наш регион хочет быть интересным для иногородних и иностранных инвесторов. А кроме того, комиссия должна выявлять и особо поддерживать те проекты, которые представляют для региона наибольший интерес. Не стоит раздавать всем помаленьку. Лучше заинтересовать крупных инвесторов и существенно поддержать 1-2 больших проекта.
Как и в случае с перекрестным субсидированием в электроэнергетике, здесь мы договорились с губернатором о создании совместной рабочей группы. Думаю, что предложения на этот счет могут быть сделаны весной 2013 года. Отрадно, что глава области предлагает руководителям предприятий выступить экспертами в вопросе привлечения инвестиций и ждет от нас предложений.
- Есть ли у Томской области другие преимущества для инвестиций, помимо преференций от власти?
- Ответить на этот вопрос однозначно сложно, причем любой ответ не будет радужным. У региона есть один плюс, но это очень большой плюс - развитый инженерный потенциал с высшим образованием, особенно в информационных технологиях. Хотя в определенной степени это и минус, поскольку ощущается нехватка людей с рабочими специальностями, и многие рабочие места занимают высококвалифицированные кадры.
Надо четко осознавать и другие недостатки Томской области. У нас есть энергодефицит, который может обостриться с вводом в строй новых алюминиевых заводов в Тайшете и Богучанах. Разумеется, суровый климат оказывает влияние и ведет к необходимости дополнительных затрат на отопление, энергосбережение. Ну и географическая удаленность от рынков сбыта, в частности, железнодорожный тупик.
К слову, что касается железной дороги. У нас априори существует проблема с железнодорожным транспортом, потому что при реформе РЖД интересы Томска никак не учитываются. Реформа предусматривает создание нескольких перегрузочных хабов, и, судя по всему, в нашем регионе такого хаба создаваться не будет. Ближайший хаб окажется либо в Новосибирске, либо в Кемеровской области, что неизбежно приведет к удорожанию логистики нашей продукции из-за необходимости перегрузки на автотранспорт.
Тем временем, многие предприятия уже начали наращивать автопарк - это сделали "Томские мельницы", "Томсккабель". Однако разом вложения в автопарк неподъемны даже для крупных заводов. Поэтому мы считаем, что в Томской области необходимо оставлять и вагонные, и контейнерные перевозки. Или как минимум лоббировать возможность максимально долго удерживать здесь погрузку.
- Чем же еще можно привлечь инвестиции?
- Бизнесу выгодно наличие инфраструктуры. Сейчас обсуждается предложение для строительной отрасли о том, чтобы продавать площадки под жилую застройку с уже готовыми за счет государства коммуникациями. Думаю, что такой подход обязательно надо проецировать и на промышленность.
- Так уже не один год говорится о создании промышленного парка на севере Томска…
- Да, его создают, и делать это нужно активно. Промпарк - это очень эффективное предложение инвесторам для развития новых производств. Сегодня предприятиям на территории города уже проблематично развиваться. Мы легко можем вспомнить историю, как у "Томсккабеля" не получилось построить медеплавильный цех из-за расположенных неподалеку жилых домов. У нас есть несколько предприятий, которые заинтересованы в развитии дополнительных производств в этом промпарке. И если эта идея осуществится, она станет хорошим примером. Ведь всего администрация Томска планирует создать четыре промпарка. Сейчас создадим первый, получим опыт, может быть, даже где-то набьем шишек, а дальше будет легче.
- Здесь мы плавно подходим к периодически всплывающей идее вывода предприятий за пределы города. Насколько эта цель реальна?
- Всерьез и на официальном уровне об этом никто не говорит. Да, мы поддерживаем идею строительства промпарка, но речь идет именно о создании новых производств. Если говорить о "переводе предприятий", то никакого перевода административным путем нет и быть не может. Никакого повышения налогов для предприятий с "городской" пропиской, никакого увеличения платежей за экологию - мы эту позицию будем отстаивать и отстоим. Перенос производств может идти только экономическим путем. То есть только когда земля под предприятием в центре города станет дороже, чем стоимость перевода площадей на другое место. (Кстати, не факт, что оно при этом останется в Томской области.) Понятно, что многие предприятия размещены нерационально, в социалистических традициях, и есть желание оптимизировать логистику. Но пока экономических предпосылок для переезда нет. Это очень затратный процесс, и в случае форсирования он очень больно ударит по себестоимости продукции наших предприятий.